- Преподавателю
- Математика
- Программа математического кружка для 5-9кл (17час)
Программа математического кружка для 5-9кл (17час)
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щёголева Л.Ф. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ Ромашкинская СОШ
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МОУ Ромашкинская СОШ
________/ Бакчеева З. Д./ __________/ Реброва Е. С./
«___»________2011г. «___»________2011г.
Программа математического кружка
«ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ - 2»
17 час
Автор - составитель: учитель математики Щёголева Л. Ф.
2011год
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
- доступности,
- преемственности,
- перспективности,
- развивающей направленности,
- учёта индивидуальных способностей,
- органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Цели:
1. формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи.
2. Выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач.
Развивающие:
- повышать интерес к математике
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие.
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения в математическом кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при изучении математики, развить интерес к математике.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, принимают участие в конкурсных программах.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся 5-9 классов.
Программа рассчитана на 17 часов, из расчета 1 час в две недели.
Тематическое планирование.
Занятие № 1-2.
( сентябрь )
-
Эти разные, разные числа. / презентация проектных работ уч-ся 6 кл./
-
Задачи - фокусы / уч-ся 9 кл./
Занятие № 3-4.
(октябрь)
-
Информация о математических играх, конкурсах и олимпиадах на учебный год.
-
Решение олимпиадных задач предыдущих лет.
-
Выпуск математической газеты.
Занятие № 5-6.
(ноябрь)
-
Знакомьтесь: Пифагор! /работа с энциклопедиями и справочной литературой, создание эскизов будущей презентации./
-
Презентация проектных работ.
Занятие № 7-8.
(декабрь)
-
Красота и элегантность координатной плоскости / презентация работ уч-ся 7 кл./
-
Практическая работа « Рисуем по точкам».
-
Выпуск математической газеты.
Занятие № 9-10.
(январь)
-
Многообразие игр с числами / уч-ся 8 кл./
-
Практическая работа « Играем в судоку».
Занятие № 11-12.
(февраль)
-
Посвящаю математике / обзор сказок, пословиц, поговорок о числах, фигурах/.
-
Решение задач игры «Кенгуру» предыдущих лет.
Занятие № 13-14.
(март)
-
Подготовка и проведение недели математики в школе.
-
Выпуск математической газеты.
Занятие № 15-16.
(апрель)
-
Логика как наука /рассказ учителя/.
-
Решение логических задач. Игра в полоску.
Занятие № 17.
(май)
-
Многообразие геометрических фигур /уч-ся 9кл./
-
Практическая работа «Фигуры танграма».
Литература :
1. Н. В. Заболотнева. Задачи для подготовки к олимпиадам. Волгоград: Учитель, 2007,99с
2. Л.М. Лоповок. Математика на досуге. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ,1981г
3. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г
4. З.А.Скопец. Геометрические миниатюры. М, ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990
5.А.В. Фарков. Математические кружки в школе. 5 - 8 классы.- М. Айрис - пресс,2008.
6. И.Ф. Шарыгин. Л.Н. Ерганжиева. « Наглядная геометрия». ДРОФА, Москва- 2008.
7.А.А. Свечников, П.И.Сорокин. Числа, фигуры, задачи по внеклассной работе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999.
8. Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки. М. Наука. Главная редакция физико-математической литературы. 1979.
9. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. - 5е изд. М. Просвещение, 1998 - 160 с.
10. И.Я. Депман. Мир чисел. Рассказы о математике. - Л.Дет.лит., 1982.
11. А.В. Фарков. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М. Айрис-пресс, 2005г.
12.О.С. Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М. «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г