Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики

Обмен опытом работы по применению проблемно диалогической технологии на уроках математики. Образовательные стандарты второго поколения фиксируют новые результаты обучения, достижение которых возможно только при использовании «современных образовательных технологий деятельностного типа».  В своей статье я показала возможности применения этой технологии на уроках математики. Проблемно диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики.

Светлова Нина Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 112 с УИИ»

Образовательные стандарты второго поколения фиксируют новые результаты обучения, достижение которых возможно только при использовании «современных образовательных технологий деятельностного типа». Именно такой и является технология проблемного диалога, позволяющая заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний учениками. Проработав долгое время в школе, я столкнулась с проблемой: большинство уроков надо строить с учетом использования проблемно диалогической технологии, с которой я еще недостаточно хорошо знакома.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что проблемное обучение в школе очень важно, ведь мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Учебную проблему можно поставить тремя способами:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2. Подводящий к теме диалог.

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся, а также речь. При сообщении темы с мотивирующим приемом развивающий эффект меньше. В то же время у всех трех способов есть и принципиальное сходство: каждый из них подводит класс к решению интересной учебной проблемы. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами.

Таким образом, все три способа постановки проблемы обеспечивают рост учебной мотивации.

Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.

1. Побуждающий диалог.

Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

Тема урока «Сложение дробей с разными знаменателями».

- Найдите значения выражений, записанных на доске.

Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики. + Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики. ; Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики. +Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики.; Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики. + Применение проблемно диалогической технологии на уроках математики. ;

Дети сталкиваются с проблемой сложения дробей с разными знаменателями.

- Все смогли выполнить это задание или у кого-то возникли затруднения?

- Где возникли затруднения? (Не смогли найти значение последнего выражения.)

- Почему у вас возникли затруднения? (Мы не умеем выполнять такое сложение.)

- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Сложение дробей с разными знаменателями.)

2. Подводящий диалог.

Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.

Тема урока «Сложение чисел с помощью координатной прямой».

Учитель чертит на доске прямую и рассказывает детям о том, как строится числовая прямая. Рассматриваем, как изменяются числа при движении по числовой прямой.

- Вова искал значение выражения 1+3. От какого числа начинаем движение?

Дети показывают движение по числовой прямой в учебнике.

- Назовите число, к которому мы пришли. (4.)

- Как изменилось число? (Увеличилось на 3.)

- Записываем числовое выражение: 1 + 3 = 4

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Складывать с помощью числовой прямой.)

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого можно использовать прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.

Тема урока «Теорема Пифагора».

Учитель: Пифагор. О нем сохранились десятки легенд и мифов, правдивых и выдуманных, реальных и вымышленных. С его именем связано многое в математике и в первую очередь, конечно, теорема, носящая его имя. В настоящее время все согласны с тем, что эта теорема не была открыта Пифагором. Ее частные случаи были известны еще до него в Китае, Вавилонии, Египте. Однако одни полагают, что Пифагор первым дал полноценное доказательство этой теоремы, другие же отказывают ему и в этой заслуге.
Зато не найти, пожалуй, никакой другой теоремы, заслужившей столько всевозможных сравнений. Во Франции и некоторых областях Германии в средневековье теорему Пифагора почему-то называли "мостом ослов". У математиков арабского Востока эта теорема получила название "теоремы невесты". Дело в том, что в некоторых списках "Начал" Евклида эта теорема называлась "теоремой нимфы" за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. Но словом этим греки называли еще некоторых богинь, а также вообще молодых, женщин и невест. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово "нимфа" как "невеста", а не "бабочка". Так появилось ласковое название знаменитой теоремы - "теорема невесты".

Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и стараюсь воплотить это на своих уроках. Считаю, что проблемное обучение - сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией может и должен каждый педагог.


© 2010-2022