Рабочая программа по математике в 6 классе

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компанента государственного стандарта основного общего образования для щбучающихся в шестом классе по учебнику Н. Б. Истоминой шесть часов в неделю. Она содержит титульный лист и такие разделы, как пояснительная записка, целевой раздел, место учебного предмета в базисном плане, общая характеристика программы по математике, общая характеристика предмета, хаоактеристика образовательного учреждения и класса, список литературы, основное соде...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Калганского района

МОУ Чупровская ООШ





Утверждаю

Директор школы

Семенова Л.В.

« » 20 г.







Рабочая программа

по математике 6 класс







Составитель: Приезжих Л.И.,

учитель математики.











с. Чупрово, 2014 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа составлена:

- на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего

образования,

- примерной программы по математике основного общего образования,

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н. Б. Истомина, учебник для общеобразовательных учреждений, Мнемозина, 2009.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по данному разделу курса; требования к уровню подготовки выпускников 6 классов, характеристику образовательного учреждения и класса, систему оценивания, литературу.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 6 классах.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик. Данное тематическое планирование, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

 овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

 интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

 формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

 воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

-работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;

-методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;

-решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

-исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

-ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

-использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

-поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает поурочное распределение учебных часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 6 классах отводится не менее 170 часов из расчета 6 ч в неделю из них 13 контрольных работ, включая итоговую.

Место учебного предмета в Базисном (учебном) плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю, всего 170 уроков из них 13 контрольных работ, включая итоговую.

Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 6 классе изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет).

Предмет «Математика» в 6 классе включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.

Предмет «Алгебра» включает некоторые вопросы арифметики, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии.

В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.

Общая характеристика программы по математике

Рабочая программа задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 6 классе. В программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

В рабочую программу включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

В данной программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

Характеристика содержания основного общего образования по математике.

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия - «Логика и множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.

Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Цель содержания раздела «Геометрия» - развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.

Особенности образовательного учреждения и класса

Каникулы проходят через каждые 5 недель в течении 1 недели. В течении года 5 периодов каникул.

В 6 классе 7 человек, из них 5 девочки и 2 мальчика. Хорошо и быстро усваивают математический материал Ушакова Анжелика, Синькинеева Гуля, Мельникова Александра и Чашина Анастасия. Хотя у Гули и Саши бывают затруднения в теории. Эти ученицы имеют по математике оценку «4». Косых Денис очень медлительный и материал усваивает медленно, теорию учит редко. Имеет оценку «3». Федотова Ирина имеет справку 7 вида, старательная, имеет оценку «3». Лопатин С имеет справку 8 вида, обучается на дому.

Система оценивания

1 Оценка письменных работ по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала)

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся

Ответ оценивается отметкой «5», если:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Оценка тематических тестов

Задания части А - базовый уровень (0,5 балла каждое задание) включает 4 вопроса, В - повышенный (1 балла) содержит 1 - 2 вопроса, С - высокий (2 балла) содержит 1 вопрос. На выполнение тестов отводится 7 - 15 мин. Итоговые тесты рассчитаны на 40 - 45 мин. Небольшие самостоятельные работы 7 - 10 мин.

Основное содержание

I. Обыкновенные и десятичные дроби

Повторение основных понятий, свойств, определений, правил, которые изучались в пятом классе. Приближённые значения чисел: правила округления десятичных дробей; запись обыкновенных дробей в виде конечных и бесконечных десятичных дробей. Среднее арифметическое чисел. Дробные выражения и их преобразование. Отношения. Упрощение отношений. Масштаб. Взаимосвязь понятий «отношение» - «масштаб»; «отношение» - «процент». Пропорции. Основное свойство пропорций. Формулы. Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости величин. Формулы длины окружности и площади круга. Диаграммы.

II. Рациональные числа

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Модуль числа. Правило сравнения отрицательных чисел. Сравнение рациональных чисел. Сравнение модулей. Правила сложения рациональных чисел с одинаковыми знаками, с разными знаками. Вычитание рациональных чисел.

Алгебраическая сумма. Умножение и деление рациональных чисел. Замена знаков в отрицательной обыкновенной дроби. Преобразование числовых и буквенных выражений: правила раскрытия скобок, приведение подобных слагаемых. Способы преобразования уравнений (свойства равносильности - без введения термина). Алгебраический способ решения уравнений. Решение задач способом составления уравнений. Координатная плоскость. Чтение и построение графиков.

Требования к математической подготовке выпускников 6 - го класса

Знать:

Уметь:

Определение понятий «делитель» и «кратное», «чётные и нечётные числа», «простые и составные числа», «взаимно простые числа», НОК, НОД, «степень числа».

Признаки делимости на 5, на 10, на 3, на 4, на 9.

Раскладывать числа на простые множители, находить НОК, НОД, записывать произведение одинаковых множителей в виде степени числа.

Определение правильной и неправильной дроби, несократимой дроби, взаимно обратных дробей.

Основное свойство дроби. Правила сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей.

Записывать неправильную дробь в виде смешанного числа и наоборот - смешанное число в виде неправильной дроби; приводить дроби к НОЗ.

Сокращать обыкновенные дроби, сравнивать, вычитать, умножать и делить их.

Форму записи десятичной дроби, название разрядов в её целой и дробной части.

Правила умножения и деления дробей на 10, 100, 1000...

Правила умножения и деления десятичных дробей.

Записывать десятичную дробь в виде: а) суммы разрядных слагаемых; б) обыкновенной дроби.

Складывать и вычитать десятичные дроби.

Выполнять умножение и деление десятичных дробей.

Правила порядка выполнения действий в выражениях.

Смысл понятия «дробное выражение».

Вычислять значения числовых и дробных выражений, пользуясь правилами порядка выполнения действий.

Правила округления чисел.

Определение среднего арифметического чисел.

Записывать приближённые значения чисел.

Находить среднее арифметическое чисел.

Смысл понятий «отношение», «масштаб».

Записывать отношение величин, упрощать отношение, записывать отношение в процентах, использовать понятие «отношение» для решения задач.

Смысл понятия «пропорция», названия членов пропорции, основное её свойство.

Составлять пропорции, находить неизвестный член пропорции. Использовать понятие «пропорция» при решении уравнений и текстовых задач.

Формулы площадей прямоугольника, квадрата и их периметров, объёма прямоугольного параллелепипеда.

Формула пути при равномерном прямолинейном движении (s = vt).

Использовать понятия «прямой и обратной пропорциональной зависимостей» при составлении пропорций для решенияьтекстовых задач.

Смысл понятий «длина окружности», «площадь круга», «площадь сектора», «радиус», «диаметр». Способы измерения длины окружности и площади круга.

Формулы длины окружности (С = 2πr) и площади круга (S = πr 2).

Использовать эти знания и понятия для решения текстовых задач на пропорциональную

зависимость величин.

Строить круговые диаграммы.

Смысл понятия «рациональные числа», «противоположные числа», «модуль числа».

Читать и записывать: а) положительные и отрицательные числа (целые и дробные); б) число, противоположное и обратное данному рациональному числу; в) модуль любого рационального числа.

Требования к построению координатной прямой.

Строить на координатной прямой точку, соответствующую рациональному числу; записывать координату точки, отмеченной на координатной прямой.

Правила сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления рациональных чисел.

Смысл понятия «алгебраическая сумма».

Сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить рациональные числа.

Свойства арифметических

действий:

а) сложение (переместительное и сочетательное);

б) умножение (переместительное, сочетательное и распределительное); в) делимость произведения; г) делимость суммы и разности.

Правила раскрытия скобок.

Преобразовывать числовые выражения с рациональными числами, используя свойства арифметических действий, правила раскрытия скобок, приведения подобных членов, изменения знаков при записи чисел.

Правила записи выражений, содержащих числовые и буквенные множители.

Правила записи отрицательных дробей и изменения знаков при записи дроби.

Способы преобразования уравнений.

Решать уравнения алгебраическим способом.

Смысл понятий «координатная плоскость», «прямоугольная система координат», «ось абсцисс», «ось ординат». Форму записи координат точки на координатной плоскости.

Строить прямоугольную систему координат, определять координаты точек на координатной

плоскости, строить точки на координатной плоскости с заданными координатами.

Строить простейшие графики по заданным условиям на координатной плоскости и интерпретировать данные графики на вербальном уровне.

Структуру задачи: условие, вопрос (требование), известное, неизвестное.

Читать задачу (выделять условие, вопрос, известное, неизвестное), устанавливать связи

между ними.

Записывать решение задачи выражением, по действиям, уравнением.

Решать задачи, используя понятия «отношение», «прямая и обратная пропорциональные зависимости»; на нахождение дроби (процента) от числа и числа по его дроби (проценту).

Использовать при решении задач схемы, краткую запись, таблицы.



Тематический план по математике в 6 классе,

6 ч/ неделю, всего 204 ч

Рабочая программа по математике в 6 классе

Рабочая программа по математике в 6 классеРабочая программа по математике в 6 классе



Литература


  1. Истомина Н.Б. Математика. 6 класс. Учебник Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2011


  2. Истомина Н.Б, Редько З.Б.. Тетрадь № 1 «Обыкновенные и десятичные дроби». 6 класс. Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2011


  3. Истомина Н.Б, Редько З.Б.. Тетрадь № 2 «Рациональные числа». 6 класс Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2011


  4. Истомина Н.Б. Редько З.Б., Воителева Г.В.. Контрольные работы. 6 класс. Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2011

Истомина Н.Б, Редько З.Б. Уроки математики. 6 класс. Методические рекомендации. Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2011

  1. И. Жаборовский. DVD. Видеоуроки. Сборник дисков по математике. 6 класс. ООО «Инфоурок», 2014 г.

  2. Интернет

© 2010-2022