- Преподавателю
- Математика
- Материал для подготовке к ЕГЭ по математике
Материал для подготовке к ЕГЭ по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сипкова Е.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Логарифмические уравнения
1. Найдите корень уравнения .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 21.
2. Найдите корень уравнения .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: −124.
3. Найдите корень уравнения .
Решение.
Последовательно получаем:
. Ответ: 2.
4. Найдите корень уравнения .
Решение.
Логарифмы двух выражений равны, если сами выражения равны и при этом положительны:
Ответ: 6.
5. Найдите корень уравнения .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: −12.
6 . Найдите корень уравнения .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: −4.
7. Найдите корень уравнения .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: −42.
8. Решите уравнение .
Решение.
Заметим, что и используем формулу Имеем:
Ответ: 2.
9 . Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
Решение.
На ОДЗ перейдем к уравнению на основание логарифма:
Итак, на уравнение имеет только один корень. Ответ: 12.
10. Решите уравнение .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: 5.
11. Найдите корень уравнения
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 0.
12. Найдите корень уравнения
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 125.
13. Найдите корень уравнения
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 12.
14. Найдите корень уравнения .
Решение.
Используем формулу :
Приведем другое решение:
Ответ:2.
15 . Найдите корень уравнения .
Решение.
Используя формулу , получаем:
Ответ: 6.
Примечание.
Следует отличать это уравнение от похожего, но другого: . В этом случае имеем:
Линейные, квадратные, кубические уравнения
1.Найдите корень уравнения:
Решение.
Последовательно получаем:
. Ответ: −9.
2. Найдите корень уравнения:
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 21.
3.Найдите корень уравнения: Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.
Решение.
Сумма корней уравнения равна 15, а их произведение равно 56. Следовательно, это числа 7 и 8. Меньший из них равен 7. Ответ: 7.
4.Решите уравнение .
Решение.
Квадраты чисел равны, если сами числа равны или противоположны. Поэтому:
Ответ: −1.
5. Решите уравнение .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: −3.
6. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Решение.
Последовательно получаем:
Меньший из корней равен −6,5 Ответ: −6,5.
7. Найдите корень уравнения: Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.
Решение.
Решим квадратное уравнение:
Ответ: 8.
8. Найдите корень уравнения: .
Решение.
Последовательно получаем:
. Ответ: −5.
9. Найдите корень уравнения: .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 13.
10. Решите уравнение .
Решение.
Используем формулы квадрата разности и квадрата суммы:
Ответ: −6.
11. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: −7.
12. Решите уравнение .
Решение.
Выполним преобразования:
Ответ: −1,5.
13. Решите уравнение .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: −4.
14. Найдите корень уравнения ( х - 1 )3 = 8 .
Решение.
Извлекая кубический корень из обеих частей уравнения, получаем
х -1 =2 , откуда х =3.
15. Найдите корень уравнения ( х - 1 )3 =- 8 .
Решение.
Извлекая кубический корень из обеих частей уравнения, получаем
х -1 = - 2 , откуда х =-2.
16 .Найдите корень уравнения ( х+1)3 = - 1000.
Решение.
Извлекая кубический корень из обеих частей уравнения, получаем х +1 = - 10 , откуда х=-11.
17 .Найдите корень уравнения (х+2)5 = 32.
Решение.
Извлекая корень пятой степени из обеих частей уравнения, получаем
х +2 =2 , откуда х = 0.
Рациональные уравнения
1.Найдите корень уравнения:
Решение.
Последовательно получаем:
.Ответ: 3.
2.Найдите корень уравнения: Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.
Решение.
Область допустимых значений: . На этой области домножим на знаменатель:
Оба корня лежат в ОДЗ. Меньший из них равен −3. Ответ: −3.
3.решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней.
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 2.
4 Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней.
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 4.
5. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного
корня, в ответе запишите больший из корней.
Решение.
Заметим, что числители дробей равны. Имеем:
Ответ: 6.
6. Найдите корень уравнения: .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 7.
7. Найдите корень уравнения: . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите больший из них.
Решение.
Область допустимых значений: .
При домножим на знаменатель:
Оба корня лежат в ОДЗ. Больший из них равен 5.
Ответ: 5.
8. Найдите корень уравнения:
Решение.
Избавимся от знаменателя:
.
Ответ: 14.
9. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней.
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 5.
10. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Решение.
Область определения уравнения задается соотношением . На области определения имеем:
Оба найденный решения удовлетворяют условию , меньший из них равен −0,5.
Ответ: −0,5.
11. Найдите корень уравнения: .
Решение.
Последовательно получаем:
Ответ: 1.
12. Найдите корень уравнения: .
Решение.
Последовательно получаем:
.
Ответ: 0,3.
13. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней.
Решение.
Заметим, что числители дробей равны. Имеем:
Ответ: 1.
14. Найдите корень уравнения .
Решение.
Если две дроби с равным числителем равны, то равны их знаменатели. Имеем
Ответ:7.
Иррациональные уравнения
1.Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: 55.
2.Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем в квадрат:
. Ответ: 38.
3. Найдите корень уравнения:
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: −5.
4. Найдите корень уравнения: Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: 8.
5.Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем в квадрат:
. Ответ: 0.
6. Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем обе части уравнения в третью степень:
Ответ: 23.
7.Решите уравнение .
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: 10.
8. Решите уравнение .
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: −185.
9. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Решение.
Возведем в квадрат:
Меньший корень равен 1.
Ответ: 1.
10. Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: 87.
11. Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем в квадрат:
.
Ответ: 11.
12. Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: 3.
13. Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем в квадрат:
.
Ответ: 35.
14. Найдите корень уравнения: Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: −9.
15. Найдите корень уравнения .
Решение.
Возведем обе части уравнения в третью степень:
Ответ: 31.
16. Решите уравнение .
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: −2.
17. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Решение.
Возведем в квадрат:
Уравнение имеет единственный корень, он и является ответом.
Ответ: 6.
Примечание.
Можно было сделать проверку. Подставляя число 6, получаем верное равенство , поэтому число 6 является корнем. Подставляя число −1, получаем неверное равенство , поэтому число −1 не является корнем.
18. Решите уравнение .
Решение.
Возведем в квадрат:
Ответ: −2,5.
Показательные уравнения
1. Найдите корень уравнения .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: −1.
2. Найдите корень уравнения .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
.
Ответ: 4.
3. Найдите корень уравнения .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: 8,75
4. Найдите корень уравнения .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
.
Ответ: 12,5.
5. Найдите корень уравнения .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
.
Ответ: 4.
6. Найдите корень уравнения: .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
.
Ответ: 8.
7. Найдите корень уравнения .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
.
Ответ: 10.
8. Найдите решение уравнения:
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: 4.
9. Найдите корень уравнения:
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: 0.
10. Решите уравнение .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: 3.
11. Решите уравнение .
Решение.
Перейдем к одному основанию степени:
Ответ: −2.
Тригонометрические уравнения
1.Найдите корни уравнения: В ответе запишите наибольший отрицательный корень.
Решение.
Последовательно получаем:
Значениям соответствуют положительные корни.
Если , то и .
Если , то и .
Значениям соответствуют меньшие значения корней.
Следовательно, наибольшим отрицательным корнем является число .
Ответ: −0,125.
2.Решите уравнение . В ответе напишите наименьший положительный корень.
Решение.
Последовательно получим:
Значениям соответствуют положительные корни.
Если , то .
Если , то .
Значениям соответствуют меньшие значения корней.
Следовательно, наименьшим положительным корнем является число .
Ответ: 1.
3.Решите уравнение . В ответе напишите наименьший положительный корень.
Решение.
Решим уравнение:
Если , то и .
Значениям соответствуют большие положительные корни.
Значениям соответствуют отрицательные значения корней.
Наименьшим положительным решением является 1.
Ответ: 1.
4. Найдите корни уравнения: В ответе запишите наибольший отрицательный корень.
Решение.
Последовательно получаем:
Значениям соответствуют положительные корни.
Если , то и .
Если , то и .
Значениям соответствуют меньшие значения корней.
Следовательно, наибольшим отрицательным корнем является число .
Ответ: −4.
5. Решите уравнение . В ответе напишите наибольший отрицательный корень.
Решение.
Решим уравнение:
Значению соответствует . Положительным значениям параметра соответствуют положительные значения корней, отрицательным значениям параметра соответствуют меньшие значения корней. Следовательно, наибольшим отрицательным корнем является число −1.
Ответ: −1.
6. Решите уравнение . В ответе напишите наименьший положительный корень.
Решение.
Решим уравнение:
Значениям соответствуют большие положительные корни.
Если , то и .
Если , то и .
Значениям соответствуют меньшие значения корней.
Наименьшим положительным решением является 0,5.
Ответ: 0,5.