План работы со слабоуспевающими

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Основная проблема - это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

- с состоянием здоровья:

- занятия спортом;

- какими либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи - занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

План работы со слабоуспевающими учащимися

1. Цели:

1. Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

  1. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.

  2. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников

  3. Реализация разноуровнего обучения

  4. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации

  5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

3. Основные разделы планирования:

I. Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя - предметника

II. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

4. Основополагающие направления и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

5. Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими

- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- Результаты тематического контроля знаний учащихся

- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 уч. год

Давлетгареевой Айгуль Рафисовны



Мероприятия

Срок

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу

Август

2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом,

Сентябрь

4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми

  • Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно - ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

  • Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

  • На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

  • При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

  • Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  • Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

  • В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

  • В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

  • В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

  • При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

6. Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

  1. С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.

  2. Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК.

  3. Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель - учащийся - родители - преподаватели.

  4. В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.

  5. Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015-2016 уч.год классного руководителя

Мероприятия

Срок

1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения

Август

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Сентябрь

3. Провести собеседование с учителями-предметниками 4а класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. Предложить учителям представленный план работы.

Сентябрь

4. Собеседования с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с ребенком.

По итогам четверти.

5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ.

Согласно графику контрольных работ.

6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.

Выборочно, по ситуации.

7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течении года

Прогнозируемый результат :

-ученик должен научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ;

- выполнять вычисления с натуральными числами и дробями.

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

- читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задачи.

- вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв.

- решать простейшие уравнения и неравенства на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечания


Вычисления чисел

3

Упрощение выражений

1

Нахождение значений выражения

1


Сложение и вычитание дробей

3

Сокращение дробей

1

Разложение на множители

1

Доказательство тождеств

1

Проверочный тест

1


Решение уравнений

3

Решение задач с помощью уравнений

1


Решение неравенств

1

Проверочный тест

1



Упражнения на все темы

Написание проверочного тестирования по всем темам

2


Итого:

20



ПРИЛОЖЕНИЯ

№1 Список учащихся Тат .Шуранской ООШ

Фамилия, имя слабо успевающего

Класс

Образовательная область

Педагог, осуществляющий патронаж

1


Математика

2

Математика,

3

Математика

4

Математика


№ 2 Памятка «Работа со слабоуспевающими учениками»

  1. Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа.

  2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником.

  3. Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.

  4. Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала.

  5. Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

  6. Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками.

  7. Осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним.

  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.

№ 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ характеристика учащегося
(составляет классный руководитель)

на ученика_класса_(Ф. И.)

Классный руководитель_(Ф. И. О.)

1. Характеристика познавательной деятельности учащегося

1.1. Мотивация к учебной деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • сформирована □

  • сформирована недостаточно □

  • не сформирована □

1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая (нужное подчеркнуть).

1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала (поставьте знак "+" в нужной строке):



Показатели

Быстро запоминает

Медленно запоминает

Быстро забывает

Медленно забывает

1.4. Трудности в усвоении учебного материала: нет / есть (нужное подчеркнуть). Если есть, укажите, какие__________________________________________________.

1.5. Успешность в освоении различных форм обучения: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • более успешен при письменных работах □

  • более успешен при устных опросах □

  • успешен в обеих формах □

  • неуспешен в обеих формах □

2. Характеристика личности учащегося

С кем общается

Характер взаимоотношений

доброжелательные

напряженные

враждебные

Со сверстниками

С учителями

С родственниками

С матерью

С отцом

2.1. Положительные черты характера ученика:

2.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:

2.3. Наличие отклонений в поведении: есть / нет (нужное подчеркнуть)

Если есть, укажите какие:_

3. Сведения о семье учащегося

3.1. Семья полная / неполная (нужное подчеркнуть). Кто из родителей отсутствует:_.

3.2. Количество детей в семье:_.

3.3. Национальность:_.

3.4. Социально благополучная / неблагополучная.

4. Особенности внимания: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • часто "отсутствует" на уроке □

  • не слышит вопроса □

  • внимание кратковременное □

  • периодически включается в урок □

  • стабильно удерживает внимание □

  • другое:_

5. Учебная активность: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • пассивен □

  • отвечает, если спрашивают □

  • активно участвует в работе □

  • чрезмерно активен, переключает внимание на себя □

  • часто дает неправильные ответы □

  • другое:_

6. Заинтересованность в учебной деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • большую часть времени занимается своими делами, рисует и т. д. □

  • общается с другими учениками, отвлекает их □

  • переключает на себя внимание □

  • включается в обучение на отдельных темах □

  • постоянно активно и творчески работает с материалом урока □

  • другое:_

7. Степень усвоения материала: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • усваивает не с первого раза и с трудом □

  • сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия □

  • быстро усваивает материал и легко формирует навык □

  • другое:_

  1. Темп деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

медленный

  • средний □

  • быстрый □

  • неравномерный □

  • другое:_

Отчет о проделанной работе учителя- предметника в следующей форме:

Ф. И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы















Прогнозируемый результат :

-ученик должен научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ;

- выполнять вычисления с натуральными числами и дробями.

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

- читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задачи.

- вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв.

- решать простейшие уравнения и неравенства на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.







© 2010-2022