Рабочая программа по математике 5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка


Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Феде­ральный государственный образовательный стан­дарт основного общего образования. / Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  2. Программа по математике И. И. Зубаревой, А. Г. Мордкович. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2011.

  3. Учебник: Зубарева И. И. Математика 5 класс /И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.

Для обучения математике в 5 классе выбрана содержательная линия И. И. Зубаревой, рассчитанная на 2 года обучения. В пятом классе реализуется первый год обучения по 5 часов в неделю, всего 170 часов за один учебный год. Данное количество часов полностью соответствует авторской программе. Планируется входная контрольная работа, 9 тематических контрольных работ и одна итоговая. Почти в каждой теме предусмотрены резервные уроки, которые могут быть использованы для решения практико-ориентированных задач, нестандартных задач по теме или для различного рода презентаций, докладов, дискуссий.

Цели и задачи предмета.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

При изучении математики в 5 классе продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • развитие представлений о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;

  • приобретение математических знаний и умений;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

  • формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.





2.Общая характеристика учебного предмета


Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Основой построения курса математики 5 и 6 классов являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и другими. Суть основного принципа развивающего обучения - принципа ведущей роли теоретических знаний, - состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается, прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.

Предлагаемая программа практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5-6-м классах. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 3десь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.

Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных программ более существенные. В дальнейшем, при изучении систематического курса геометрии, накопленные на данном этапе эмпирические представления, получат свое обобщение и развитие.

Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе математики 5-6-го классов начинают формироваться некоторые представления комбинаторики, теории вероятностей и статистики.

И наконец, в соответствии с требованиями времени уже в курсе математики 5-го класса используются такие термины, как «математический язык», «математическая модель», которые находят свое развитие в 6-м классе. Эти понятия позволяют начать формирование того идейного стержня, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера.


























3.Место предмета в учебном плане.

Учебный (образовательный) план на изучение математики в основ­ной школе отводит 5 учебных часов в не­делю в течение каждого года обучения, всего 875 уроков.

Предмет «Математика» в 5 классе включает арифмети­ческий мате­риал, элементы алгебры и геометрии, а также эле­менты вероятностно-статистиче­ской линии.

Раздел «Алгебра» включает некоторые вопросы арифме­тики, развиваю­щие числовую линию 5-6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции.

В рамках учебного раздела «Геометрия» традиционно изучаются, евкли­дова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразова­ния.

Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.


Классы

Предметы математического

цикла

Количество часов на ступени основного

образования

5-6

Математика

340

7-9

Алгебра


510

Геометрия

Всего


850



4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духов­ной жизни общества. Практическая сторона математического образова­ния связана с формиро­вани­ем способов деятельности, духовная - с интеллектуальным развитием чело­века, формированием характера и общей куль­туры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом яв­ляются фунда­ментальные структуры реально­го мира: пространственные формы и количественные отноше­ния - от простейших, усваиваемых в непосред­ственном опы­те, до достаточно слож­ных, необходимых для разви­тия научных и технологических идей. Без конкретных математиче­ских зна­ний затруднено понимание принципов устройства и ис­пользования современ­ной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономиче­ской, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится вы­полнять достаточно слож­ные расчеты, находить в справочниках нужные фор­мулы и применять их, владеть практиче­скими прие­мами геометрических измере­ний и построений, читать инфор­мацию, представленную в виду таб­лиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных собы­тий, со­ставлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным со­времен­ным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисцип­лин. В после школьной жизни реальной необходи­мостью в наши дни является непрерыв­ное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подго­товки, в том числе и математи­ческой. И наконец, все больше специально­стей, где необхо­дим высо­кий уровень образования, связано с непосредственным применением матема­тики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информа­тика, био­логия, психоло­гия и др.). Таким образом, расширяется круг школьни­ков, для которых математика стано­вится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математиче­ского стиля мышления, проявляю­щегося в определенных умствен­ных навыках. В процессе ма­тематической деятельности в арсенал приемов и методов че­ловеческого мышления естест­венным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкрети­зация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирова­ние и аналогия. Объекты математиче­ских умозаключений и пра­вила их конструирования вскрывают механизм логиче­ских построе­ний, выраба­тывают умения формулировать, обосновывать и доказы­вать суждения, тем самым развивают логическое мыш­ление. Ведущая роль принадлежит матема­тике в формирова­нии алгоритмического мышления и воспитании уме­ний дей­ство­вать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе реше­ния задач - основной учебной деятельности на уроках математики - развиваются творческая и прикладная сто­роны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у уча­щихся точную, эко­номную и ин­формативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, сим­волические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в форми­рование общей куль­туры чело­века. Необходимым компонен­том общей культуры в современ­ном толковании явля­ется об­щее знакомство с методами познания действительно­сти, представление о предмете и методе математики, его отли­чия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенно­стях примене­ния математики для решения научных и при­кладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспита­нию человека, по­ниманию кра­соты и изящества математиче­ских рассуждений, восприятию геометрических форм, усвое­нию идеи симметрии.

История развития математического знания дает возмож­ность пополнить за­пас исто­рико-научных знаний школьни­ков, сформировать у них представле­ния о математике как ча­сти общечеловеческой культуры. Знаком­ство с основными историческими вехами возникно­вения и развития математи­че­ской науки, с историей великих открытий, именами людей, творив­ших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культур­ного человека.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета .


В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Предметная область «Арифметика»

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число; сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначными числителями и знаменателями; умножение и деление обыкновенной дроби с однозначным числителем и знаменателем на натуральное число;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную - в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов;

  • находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби; обыкновенные дроби и смешанные числа;

  • округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

  • Переводить условия задачи на математический язык;

  • использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • изображать числа точками на координатном луче;

  • определять координаты точки на координатном луче;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

Предметная область «Геометрия»

  • Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

  • вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Предметная область «Вероятность и статистика»

  • Иметь представление о достоверном, невозможном и случайном событии;

  • решать простейшие комбинаторные задачи перебором вариантов; методом построения дерева возможных вариантов.


6.Содержание учебного предмета «Математика»


  • В основе учебника - принцип ведущей роли теоретических знаний.

  • Временной сдвиг в начале изучения обыкновенных дробей.

  • Новые математические понятия (когда это возможно) вводятся после рассмотрения прикладных задач, мотивирующих необходимость их появления.

  • Теоретический материал излагается доступным языком, что приучает учащихся к самостоятельному его изучению

  • В изучение в курсе 5 класса включены темы, традиционно изучаемые в 6 классе:

    1. основное свойство дроби;

    2. простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;

    3. умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.

  • При изложении курса широко используются графические средства наглядности.

  • Акцент делается на практическое применение приобретённых знаний.

  • Целенаправленная работа по подготовке учащихся к изучению систематического курса геометрии: на эмпирическом уровне вводятся понятия «серединный перпендикуляр», «окружность», «биссектриса».

  • Используются понятия: «математический язык», « математическая модель».


Название раздела


Содержание учебного раздела


Натуральные числа

Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком.



Дроби

Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приёма. Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Текстовые задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).


Измерения, приближения, оценки

Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты

Нахождение процента от величины, величины по её проценту.

Алгебраические выражения

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых).

Координаты

Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча.



Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии

Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развёрнутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла.Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр.Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе,
параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развёртка прямоугольного параллелепипеда.


Измерение геометрических величин

Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и
равновеликие фигуры. Периметр и площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Объём тела. Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, куба.

Введение в вероятность

Достоверные, невозможные и случайные события. Комбинаторные задачи.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Часов всего

В том числе:

уроки

к/р

2

Глава I. Натуральные числа

46

42

4

3

Глава II. Обыкновенные дроби

35

33

2

4

Глава III. Геометрические фигуры

20

19

1

5

Глава IV. Десятичные дроби

43

41

2

6

Глава V. Геометрические тела

10

9

1

7

Глава VI. Введение в вероятность

4

4

-

8

Обобщающее повторение

12

13

1

Итого:

170

159

11


7.Контроль предметных результатов

(перечень обязательных контрольных работ)

Входная контрольная работа за курс 4 класса

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа»

Самостоятельная работа по теме «Вычисления с многозначными числами» Контрольная работа №2 по теме «Вычисления с многозначными числами»

Самостоятельная работа по теме «Упрощение выражений»

Контрольная работа №3 по теме «Упрощение выражений»

Самостоятельная работа по теме «Обыкновенные дроби»

Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби»

Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Тестирование ( в течении года)

Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Контрольная работа №6 по теме «Геометрические фигуры»

Самостоятельная работа по теме «десятичные дроби»

Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Самостоятельная работа по теме «умножение десятичных дробей»

Самостоятельная работа по теме «деление десятичной дроби на натуральное число»

Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

Самостоятельная работа по теме «Проценты»

Контрольная работа №9 по теме «Геометрические тела»

Итоговая контрольная работа

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

8. Приложение 1.

9. Учебно-методическое обеспечение программы

Учебники:

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. -М.: Мнемозина, 2009.

Дополнительная литература:

для учащихся:

  1. Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2014.

  2. Зубарева И.И. математика 5 класс. Самостоятельные работы: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / И.И.Зубарева. - М.: Мнемозина, 2014г.

для учителя:

  1. Зубарева Ирина. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для общеобразоват.учреждений.- М.: Мнемозина, 20014

  2. Математика. 5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Математика. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича / авт.сост. Н.А.Ким. - Волгоград: Учитель, 20013

  4. Тексты контрольных работ взяты из методической литературы: Математика.5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013

Интернет - ресурсы


  1. zavuch.info/

  2. pedsovet.su/





Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану и фактически

Тема урока

Элементы содержания урока с указанием контрольно-оценочной деятельности (основные понятия)

Планируемые результаты или характеристика деятельности

Предметные

УУД

Личностные



1

2


3

4

5

6

7

Глава I. Натуральные числа (46 ч)

1

Десятичная система счисления

Арабские и римские цифры. История их появления

1.Уметь правильно читать, записывать, сравнивать многозначные числа, расширив число классов до миллиарда

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли Регулятивные:

Формировать целевые установки учебной деятельности Познавательные:

анализировать результаты элементарных исследований

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

2

Десятичная система счисления

Чтение и запись натуральных чисел с помощью арабских и римских цифр

3

Десятичная система счисления

Сравнение натуральных чисел Запись наибольшего и наименьшего n-значного числа

4

Числовые и буквенные выражения

Нахождение значений числовых и буквенных выражений

1.Различать числовые и буквенные выражения, находить их значения

2. Решать задачи с помощью числовых и буквенных выражений

Коммуникативные: формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы

Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

5

Числовые и буквенные выражения

Нахождение значений числовых и буквенных выражений

6

Вводный контроль

Входная контрольная работа за курс 4 класса.

7

Язык геометрических рисунков

Обозначение точек, отрезков и прямых на чертежах

1. Уметь правильно обозначать и называть геометрические фигуры

2. Выполнять геометрические рисунки по их описанию

Коммуникативные: уметь принимать совместные решения Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Познавательные: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения

Формирование познавательного интереса к изучению нового

8

Язык геометрических рисунков

Взаимное расположение геометрических фигур

9

Язык геометрических рисунков

Описание взаимного расположения геометрических фигур

10

Прямая. Отрезок. Луч

Изображение и обозначение отрезка, прямой и луча, их отличие друг от друга

1. Находить точки пересечения отрезков, прямых и лучей

2. Делать рисунки по их описанию

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи

Формирование навыков анализа


11

Прямая. Отрезок. Луч

Взаимное расположение отрезков, лучей и прямых

12

Сравнение отрезков, длина отрезка

Длина отрезка, единицы измерения, сравнение отрезков

1. Уметь измерять и сравнивать отрезки

2. Находить длину всего отрезка, если известны длины его частей

13

Сравнение отрезков, длина отрезка

Нахождение длины всего отрезка, если известны длины его частей

14

Ломаная

Понятие ломаной, ее виды

1. Уметь правильно обозначать и называть ломаную, находить ее длину

15

Ломаная

Длина ломаной

16

Координатный луч

Что такое координатный луч?

1. Уметь строить точки на координатном луче

17

Координатный луч

Нахождение координат точек и построение точек

18

Контрольная работа № 1

Числовые и буквенные выражения, координатный луч

1. Уметь решать практические задачи

Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий

Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

19

Округление натуральных чисел

Правило округления натуральных чисел

1. Уметь округлять числа до указанного разряда

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями задачи Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий

Познавательные: уметь выделять

существенную информацию из текста учебника

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

20

Округление натуральных чисел

Применение округления чисел

21

Прикидка результата действия

Определение старшего разряда суммы, разности, произведения, частного двух чисел

1. Уметь выполнять прикидку результата действия и применять ее для проверки правильности вычислений

22

Прикидка результата действия

Применение прикидки результата действия для проверки правильности вычислений

23

Прикидка результата действия

Применение прикидки результата действия для проверки правильности вычислений

24

Вычисления с многозначными числами

Сложение и вычитание многозначных чисел

1. Уметь выполнять все арифметические действия с многозначными числами

2. Правильно определять порядок действий при вычислении значений числовых выражений

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач

Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

25

Вычисления с многозначными числами

Умножение многозначных чисел

26

Вычисления с многозначными числами

Деление многозначных чисел

27

Вычисления с многозначными числами

Вычисления с многозначными числами

28

Контрольная работа № 2

Вычисления с многозначными числами

1. Уметь решать практические задачи

Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий

Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

29

Прямоугольник

Нахождение периметра и площади прямоугольника

1. Уметь находить площади фигур, составленных из

нескольких прямоугольников

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Формирование способности

к волевому усилию в преодолении трудностей

30

Прямоугольник

Равные и равновеликие фигуры

31

Формулы

Формула пути

1. Уметь составлять формулы по тексту задачи и находить неизвестные компоненты

32

Урок - игра «В стране формул»

Формулы периметра и площади прямоугольника

33


Законы арифметических

действий

Запись законов арифметических действий с помощью формул

1. Знать законы арифметических действий

2. Уметь применять их

34

Законы арифметических действий

Применение законов арифметических действий для упрощения вычислений

35

Уравнения

Решение уравнений по правилам нахождения компонентов действий

1. Уметь решать уравнения, используя правила нахождения компонентов действий

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения


36

Урок- путешествие «Из истории уравнений»

Решение уравнений по правилам нахождения компонентов действий

37

Упрощение выражений

Понятие коэффициента. Упрощение буквенных выражений с применением распределительного закона

1. Уметь применять законы арифметических действий при упрощении выражений

2. Упрощать буквенные выражения при нахождении их значений и решении уравнений

38

Упрощение выражений

Вынесение общего множителя за скобки

39

Упрощение выражений

Упрощение буквенных выражений при нахождении их значений

40

Упрощение выражений

Упрощение буквенных выражений при решении уравнений

41

Математический язык

Составление выражений по их словесной формулировке и наоборот

1. Уметь составлять выражения по их словесной формулировке

Коммуникативные: слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов

Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

42

Математический язык

Составление выражений по их словесной формулировке и наоборот

43

Математическая модель

Составление математической модели по тексту задачи

1. Понимать и грамотно читать математические записи

44

45

46

Контрольная работа №3

Резерв

Уравнения. Упрощение выражений

Решение практико-ориентированных задач

Глава II. Обыкновенные дроби (35 ч)

47

Деление с остатком

Выполнение деления с остатком

1. Уметь выполнять деление с остатком

2. Находить компоненты при делении с остатком

Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач

Формирование устойчивой мотивации к обучению

48

Деление с остатком

Нахождение компонентов при делении с остатком

49

Деление с остатком

Применение деления с остатком

при решении задач

50

Обыкновенные дроби

Дробь как результат деления

1. Уметь правильно читать, записывать, сравнивать обыкновенные дроби

51

Обыкновенные дроби

Сравнение дробей

52

Отыскание части от целого и целого по его части

Нахождение части от целого

1. Знать алгоритмы отыскание части от целого и целого по его части

2. Уметь решать задачи с их применением

Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами

Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

53

Отыскание части от целого и целого по его части

Нахождение целого по его части

54

Отыскание части от целого и целого по его части

Решение задач на части

55

Основное свойство дроби

Основное свойство дроби

1. Знать основное свойство дроби

2. Использовать приведение дробей к общему знаменателю при их сравнении

56

Основное свойство дроби

Сокращение дробей

57

Основное свойство дроби

Приведение дробей к общему знаменателю

58

Основное свойство дроби

Приведение дробей к общему знаменателю

59

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Понятие правильной и неправильной дроби, их сравнение с единицей

1. Уметь выделять целую часть из неправильной дроби

2. Записывать смешанное число в виде неправильной дроби

3. Сравнивать дроби с единицей

Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Познавательные: классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование мотивации к самосовершенствованию

60

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Выделение целой части из неправильной дроби, понятие смешанного числа

61

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби, решение задач

62

Окружность и круг

Понятие окружности и круга, их отличие

1. Различать окружность и круг

2. Уметь находить их элементы на рисунке

63

Окружность и круг

Построение окружности и круга, нахождение их элементов

64

Мастер-класс «Нам помогает окружность»

Решение задач, связанных с окружностью и кругом

65

Контрольная работа №4

Деление и дроби

Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий

Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

66

Резервный урок. Решение задач

Решение практико-ориентированных задач

1. Уметь решать практические задачи

67

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1. Уметь выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

3. Решать уравнения и задачи с обыкновенными дробями

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные: строить логические цепочки рассуждений

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения

68

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

69

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

70

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Решение уравнений и текстовых задач с обыкновенными дробями

71

Урок - путешествие на планету Марс

Решение уравнений и текстовых задач с обыкновенными дробями

72

Сложение и вычитание смешанных чисел

Сложение смешанных чисел

1. Уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел

2. Записывать именованные числа в виде дробей и выполнять действия с ними

3. Решать примеры в несколько действий

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Развитие творческих способностей через активные формы деятельности


73

Сложение и вычитание смешанных чисел

Вычитание дроби из целого числа

74

Сложение и вычитание смешанных чисел

Вычитание смешанных чисел

75

Сложение и вычитание смешанных чисел

Запись именованных чисел в виде дробей и действия с ними

76

Сложение и вычитание смешанных чисел

Сложение и вычитание смешанных чисел

77

Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

Умножение обыкновенной дроби на натуральное число

1. Уметь выполнять умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

2. Решать задачи на умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации

Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

78

Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

Деление обыкновенной дроби на натуральное число

79

Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

Решение задач на умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число

80

Контрольная работа №5

Действия с обыкновенными дробями

Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий

Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

81

Обобщающий урок -игра

Решение практико-ориентированных задач

1. Уметь решать практические задачи

Глава III. Геометрические фигуры (20 ч)

82

Определение угла. Развернутый угол

Определение и обозначение угла, его элементы

1. Уметь строить, правильно называть и обозначать углы

2. Знать виды углов

3. Сравнивать углы

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану

83

Определение угла. Развернутый угол

Виды углов

84

Сравнение углов наложением

Сравнение углов

85

Измерение углов

Измерение углов с помощью транспортира

1. Уметь измерять и строить углы

86

Измерение углов

Построение углов по их градусной мере

87

Биссектриса угла

Понятие биссектрисы угла, вычисление углов при построении

1. Знать определение биссектрисы угла, уметь строить ее

88

Треугольник

Определение и виды треугольников

Периметр и неравенство треугольника

1. Знать определение и виды треугольников

2. Уметь находить периметр

Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности


89

Площадь треугольника

Площадь прямоугольного треугольника

1. Уметь находить площадь любого треугольника

90

Площадь треугольника

Понятие высоты, площадь произвольного треугольника

91

Свойство углов треугольника

Сумма углов треугольника

1. Знать свойство углов треугольника

2. Применять его при решении задач на вычисление углов

92

Свойство углов треугольника

Решение задач на вычисление углов треугольника с использованием их свойства

93

Расстояние между двумя точками. Масштаб

Понятие масштаба, расстояния между двумя точками

Длина маршрута

1. Уметь решать задачи на нахождение расстояний

Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану

94

Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые

Понятие перпендикуляра, расстояние от точки до прямой

1. Уметь строить перпендикулярные прямые

2. Находить расстояние от точки до прямой

95

Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые

Перпендикулярные прямые, их построение

96

Практическая работа «Геометрия вокруг нас»

Решение задач на построение и нахождение расстояний

97

Серединный перпендикуляр

Определение и построение серединного перпендикуляра

1. Знать свойство серединного перпендикуляра

2. Уметь применять его при решении задач

Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения Познавательные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

98

Серединный перпендикуляр

Свойство серединного перпендикуляра

99

Свойство биссектрисы угла

Свойство биссектрисы угла

1. Знать свойство биссектрисы угла

2. Уметь применять его при решении задач

100

Свойство биссектрисы угла

Свойство биссектрисы угла и его применение при решении задач

101

Контрольная работа №6

Геометрические фигуры

Глава IV. Десятичные дроби (30 ч)

102

Понятие десятичной дроби, чтение и запись десятичных дробей

Чтение и запись десятичных дробей. Запись десятичной дроби в виде обыкновенной и наоборот

1. Уметь правильно читать и записывать десятичные дроби 2.Уметь записывать десятичные дроби в виде обыкновенной и наоборот

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Формирование целостного восприятия окружающего мира




103

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

Правила умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

1. Знать правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

2. Уметь применять их при решении задач и уравнений

104

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

Правила деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.

105

Перевод величин из одних единиц измерения в другие

Перевод линейных величин из одних единиц измерения в другие

1. Уметь переводить величины из одних единиц измерения в другие

106

Перевод величин из одних единиц измерения в другие

Перевод величин площади из одних единиц измерения в другие

107

Сравнение десятичных дробей

Правило сравнения десятичных дробей

1. Знать правила сравнения и округления десятичных дробей

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий

Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

108

Сравнение десятичных дробей

Правило округления десятичных дробей

109


Сравнение десятичных дробей

Сравнение именованных величин

110

Сложение и вычитание десятичных дробей

Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

1. Знать правила сложения и вычитания десятичных дробей

2. Уметь применять их при решении примеров, уравнений и задач

111

Сложение и вычитание десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

112

Сложение и вычитание десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей

113

Сложение и вычитание десятичных дробей

Решение уравнений и задач с использованием рассмотренных правил

114

Обобщающий урок - эстафете «В стране десятичных дробей»

Решение уравнений и задач с использованием рассмотренных правил

115

Контрольная работа №7

Сложение и вычитание десятичных дробей

Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий

Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

116

Умножение десятичных дробей

Алгоритм умножения десятичных дробей

1. Знать правило умножения десятичных дробей

2. Уметь применять его при решении примеров, уравнений и задач

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

117

Умножение десятичных дробей

Умножение десятичных дробей

118

Умножение десятичных дробей

Рациональные способы вычислений с десятичными дробями

119

Умножение десятичных дробей

Решение уравнений и текстовых задач

120

Умножение десятичных дробей

Решение уравнений и текстовых задач

121

Степень числа

Понятие степени числа, ее основание и показатель

1. Уметь вычислять степень данного числа, значения выражений, содержащих степени

122

Степень числа

Вычисление значений выражений, содержащих степени

123

Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число

Алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число

1. Знать правило деления десятичной дроби на натуральное число

2. Уметь применять его при решении примеров, уравнений и задач

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,проявления креативных

способностей

124

Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число

Понятие среднего арифметического

125

Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число

Решение задач на нахождение среднего арифметического, средней скорости

126

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Алгоритм деления десятичных дробей и его применение

1. Знать правило деления десятичных дробей

2. Уметь применять его при решении примеров, уравнений и задач

3. Вычислять значения выражений, содержащих все действия с дробями

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями задачи Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий

Познавательные: строить логические цепочки рассуждений

Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

127

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

128

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Решение уравнений и текстовых задач, содержащих деление десятичных дробей

129

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Вычисление значений выражений, содержащих все действия с дробями

130

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

Вычисление значений выражений, содержащих все действия с дробями

131

Контрольная работа №8

Умножение и деление десятичных дробей

Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: формировать способность к преодолению препятствий

Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

132

Резервный урок. Решение практических задач.

Решение практико-ориентированных задач

133

Понятие процента

Понятие процента

1. Уметь переводить проценты в дробь и наоборот, определять какая величина принимается за 100%

Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания

134

Понятие процента

Перевод процентов в дробь и наоборот

135

Понятие процента

Решение простейших задач

136

Задачи на проценты

Решение задач на нахождение процентов от числа

Уметь решать задачи:

1. на нахождение процентов от числа ;

2. на нахождение числа по его процентам; 3.комбинированные задачи на проценты

137

Задачи на проценты

Решение задач на нахождение процентов от числа

138

Задачи на проценты

Решение задач на нахождение числа по его процентам

139

Задачи на проценты

Решение задач на нахождение числа по его процентам

140

Задачи на проценты

Решение комбинированных задач на проценты

141

Микрокалькулятор

Выполнение арифметических действий с помощью калькулятора

1. Уметь выполнять вычисления с использованием калькулятора

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов

Формирование устойчивой мотивации к обучению

142

Микрокалькулятор

Нахождение значений степени с помощью калькулятора

143

Микрокалькулятор

Выполнение сложных математических вычислений с использованием памяти калькулятора

144

Урок- игра «Нам помогает калькулятор»

Выполнение вычислений с использованием калькулятора


Глава V. Геометрические тела (10 ч)

145

Прямоугольный параллелепипед

Прямоугольный параллелепипед, его элементы. Куб

Уметь:

1. распознавать прямоугольный параллелепипед среди других предметов;

2.находить его развертку;

3. вычислять площадь поверхности;

4. сравнивать длины пространственных ломаных

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания

146

Прямоугольный параллелепипед. Куб.

Нахождение расстояния между 2 точками на поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба

147

Развертка прямоугольного параллелепипеда

Соотнесение прямоугольного параллелепипеда с его разверткой

148

Развертка прямоугольного параллелепипеда

Соотнесение прямоугольного параллелепипеда с его разверткой

149

Практическая работа «Прямоугольный параллелепипед»

Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда

150

Объем прямоугольного параллелепипеда

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

1. Знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда

2. Уметь применять ее при решении задач

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

151

Объем прямоугольного параллелепипеда

Соотношения между единицами объемов

152

Объем прямоугольного параллелепипеда

Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда

153

Объем прямоугольного параллелепипеда

Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда

154

Контрольная работа №9

Геометрические тела

Глава VI. Введение в вероятность (4 ч)

155

Достоверные, невозможные и случайные события

Классификация событий

1. Уметь различать достоверные, невозможные и случайные события

Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Формирование мотивации к самосовершенствованию

156

Достоверные, невозможные и случайные события

Решение задач на определение вида событий

157

Комбинаторные задачи

Решение комбинаторных задач способом перебора вариантов

1. Уметь решать простейшие комбинаторные задачи

158

Комбинаторные задачи

Построение дерева возможных вариантов

Повторение (12ч)

159

Повторение. Действия с натуральными числами

Решение примеров на все действия с натуральными числами

1.

Систематизировать изученный материал


2. Закрепить навыки решения задач по курсу математики 5 класса


Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения



160

Повторение. Действия с обыкновенными дробями

Решение примеров на все действия с обыкновенными дробями

161

Повторение. Действия с десятичными дробями

Решение примеров на все действия с десятичными дробями

162

Повторение. Упрощение выражений

Упрощение выражений с использованием свойств арифметических действий

163

Повторение. Решение уравнений

Решение уравнений по правилам нахождения компонентов действий

164

Повторение. Решение текстовых задач

Решение арифметических задач основных типов

165

Повторение. Решение текстовых задач

Решение арифметических задач основных типов

166

Повторение. Решение задач на проценты

Решение всех типов задач на проценты

167

Повторение. Решение задач на проценты

Решение всех типов задач на проценты

168

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

169

Повторение. Работа над ошибками

Работа над ошибками

170

Повторение. Геометрические фигуры

Решение геометрических задач

Коммуникативные: управлять своим поведением Регулятивные: корректировать деятельность

Познавательные: осознанно владеть приемами решения задач

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

7.Контроль предметных результатов

(перечень обязательных контрольных работ)

Входная контрольная работа за курс 4 класса

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа»

Самостоятельная работа по теме «Вычисления с многозначными числами» Контрольная работа №2 по теме «Вычисления с многозначными числами»

Самостоятельная работа по теме «Упрощение выражений»

Контрольная работа №3 по теме «Упрощение выражений»

Самостоятельная работа по теме «Обыкновенные дроби»

Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби»

Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Тестирование ( в течении года)

Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Контрольная работа №6 по теме «Геометрические фигуры»

Самостоятельная работа по теме «десятичные дроби»

Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Самостоятельная работа по теме «умножение десятичных дробей»

Самостоятельная работа по теме «деление десятичной дроби на натуральное число»

Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

Самостоятельная работа по теме «Проценты»

Контрольная работа №9 по теме «Геометрические тела»

Итоговая контрольная работа

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.









9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебники:

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. -М.: Мнемозина, 2009.

Дополнительная литература:

для учащихся:

  1. Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2014.

  2. Зубарева И.И. математика 5 класс. Самостоятельные работы: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / И.И.Зубарева. - М.: Мнемозина, 2014г.

для учителя:

  1. Зубарева Ирина. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для общеобразоват.учреждений.- М.: Мнемозина, 20014

  2. Математика. 5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Математика. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича / авт.сост. Н.А.Ким. - Волгоград: Учитель, 20013

  4. Тексты контрольных работ взяты из методической литературы: Математика.5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013

Интернет - ресурсы


  1. zavuch.info/

  2. pedsovet.su/

  3. shashaev.ucoz.ru/index/0-9

Планирование составлено в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы обще

Ресурсное обеспечение.


1. Примерная программа по математике основного общего образования

2. Программа по математике И. И. Зубаревой, А. Г. Мордкович. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2011

3. ФГОС Рабочая программа Математика. 5-6 классы./ И. И. Зубаревой, Л.К. Борткевич -М.: Мнемозина, 2014

4. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013

5. Математика. 5-6 классы. Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2014

6. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (авт.-сост. Е.А. Ким). - Волгоград: Учитель, 2008

7. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцева. - М.: Мнемозина, 2013

8. Сборник задач и упражнений по математике, 5 класс: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. Г. Гамбарин, И.И.Зубарева. - М.: Мнемозина, 2013

9. Дидактические материалы по математике: 5 класс: к учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича « Математика. 5 класс» / В. Н. Рудницкая - М.: Издательство «Экзамен», 2014

10. Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учеб.пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева. - М.: Мнемозина, 2014

11. Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2013

12. И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, В. Г. Гамбарин. Электронное сопровождение к УМК «Математика. 5 класс». Диск для учителя. - М.: Мнемозина, 2013

13. Комплекты демонстрационных планиметрических и стереометрических тел

14. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль

Содержание

Требования к ЗУН учащихся по теме

Кол-во часов

Дата


1 четверть

45


1.

Натуральные числа

Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах; закрепить и развить навыки арифметических действий над натуральными числами; закрепить навыки решения задач.

45


1

Десятичная система счисления

Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи. Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел.

3


2

Числовые и буквенные выражения

3


3

Язык геометрических рисунков

3


4

Прямая. Отрезок. Луч

2


5

Сравнение отрезков. Длина отрезка

2


6

Ломанная

2


7

Координатный луч

2



Контрольная работа №1

1


8

Округление натуральных чисел

Знать, различать и уметь применять различные формулы; выполнять арифметические действия с целыми числами; осуществлять округление чисел; использовать свойства сложения и вычитания при нахождении значений выражения; решать линейные уравнения.

2


9

Прикидка результата действия

2


10

Вычисления с многозначными числами

4



Контрольная работа N2

1


11

Прямоугольник

2


12

Формулы

2


13

Законы арифметических действий

3


14

Уравнения

2


15

Упрощение выражений

4


16

Математический язык

2


17

Математическая модель

1



Контрольная работа №3

1



Анализ ошибок контрольной работы. Решение задач


1



2 четверть

35


2.

Обыкновенные дроби

Цель: закрепить понятие дроби, совершенствовать умения действий с обыкновенными дробями.

35


18

Деление с остатком

Иметь представление дробных и смешанных числах, о правильных и неправильных дробях, выделять целую и дробную части. Уметь сравнивать, складывать, вычитать дроби с одинаковыми

знаменателями; выполнять умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число; решать задачи на части.

3


19

Обыкновенные дроби

2


20

Отыскание части от целого и целого по его части

4


21

Основное свойство дроби

4


22

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

3


23

Окружность и круг

3



Контрольная работа N4

1


24

Сложение и вычитание обыкновенных дробей



25

Сложение и вычитание смешанных чисел



26

Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число




Контрольная работа N5

1



Анализ ошибок контрольной работы. Решение задач

1



3 четверть

50


3.

Геометрические фигуры

Цель: развитие геометрических навыков.

20

27

Определение угла. Развернутый угол

Иметь простейшие навыки геометрических

построений, измерения и построения углов, находить площадь треугольника; иметь представление о масштабе.

2

28

Сравнение углов наложением

1

29

Измерение углов

2

30

Биссектриса угла

1

31

Треугольник

1

32

Площадь треугольника

2

33

Свойство углов треугольника

2

34

Расстояние между двумя точками. Масштаб

1

35

Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые

3

36

Серединный перпендикуляр

2

37

Свойство биссектрисы угла

2


Контрольная работа №6

1

4.

Десятичные дроби

Цель: ввести понятие десятичной дроби, выработать умения и навыки в чтении, записи, сравнении десятичных дробей; добиться умений в действиях над десятичными дробями.

41

38

Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей

Уметь читать, записывать и сравнивать десятичные дроби; выполнять сложения, вычитания, умножение и деление десятичных дробей; решать текстовые задачи, уравнения, содержащие десятичные дроби; переводить десятичную дробь в обыкновенную и

наоборот. Иметь понятие о среднем арифметическом, находить среднее арифметическое нескольких величин.

1

39

Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

2

40

Перевод величин из одних единиц измерения в другие

2

41

Сравнение десятичных дробей

2

42

Сложение и вычитание десятичных дробей

5


Контрольная работа N7

1

43

Умножение десятичных дробей

5

44

Степень числа

2

45

Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число

3

46

Деление десятичной дроби на десятичную дробь

5


Контрольная работа N8

1


Анализ ошибок контрольной работы. Решение задач

1


4 четверть

40

47

Понятие процента

Иметь представление о процентах, находить процент от числа, находить числа по заданному проценту.

3

48

Задачи на проценты

5

49

Микрокалькулятор

2


Решение задач. Проверочная работа

1

5.

Геометрические тела

Цель: познакомить с понятием прямоугольного параллелепипеда и его объема, единицами измерения площадей и объема.

10

50

Прямоугольный параллелепипед

Иметь представление о параллелепипеде как одном из видов пространственных фигурах.

1

51

Развертка прямоугольного параллелепипеда

4

52

Объем прямоугольного параллелепипеда

4


Контрольная работа N9

1

6.

Введение в вероятность

Цель: сформировать основные приемы решения комбинаторных и вероятностных задач.

5

53

Достоверные, невозможные и случайные события

Знать основные понятия комбинаторики. Уметь решать простейшие комбинаторные и вероятностные задачи.

2

54

Комбинаторные задачи

2


Решение задач. Проверочная работа

1


Задачи на повторение


13


Итоговая контрольная работа №10


1


© 2010-2022