Статья Из опыта работы с одаренными детьми

В данной статье, я рассказываю о том, как в физико-математическом Лицее №15 , г. Сарова, ведется работа с детьми проявляющими интерес к изучению математики. Какие программы разработаны для занятий с ребятами. Это и учебные программы: РНЗ (решение нестандартных задач), и программы для факультатива. Результаты работы дети подтверждают выигрывая различные олимпиады, конкурсы, соревнования.
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скоморохова О.П.

учитель математики МБОУ «Лицей №15»

г. Саров, Нижегородской обл.


Работа с одарёнными детьми


В Концепции модернизации российского образования и государственной программе «Развитие и воспитание детей в РФ» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Другими словами от школы ждут сегодня не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Олимпиадное движение - это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости. Если детей любого возраста не подготовить к любому испытанию, результаты окажутся далеки от желаемых. Подтверждение тому можно видеть хотя бы на ежегодных олимпиадах разного уровня, в которых участвуют школьники, имеющие отличные оценки по данному предмету. Зачастую учителя возмущаются тем, что их ученик не занял призового места, обвиняют комиссии в том, что они "неправильно оценивают" работы, или в том, что "задания не так составлены". Чтобы ученик среднего звена начал серьезно заниматься математикой, необходимо, чтобы еще в начальной школе он почувствовал, что решение трудных, нестандартных задач могут ему доставлять подлинную радость. Усиление и расширение математической линии в начальной школе «Лицея №15» стало возможным благодаря введению курса «Решения нестандартных задач» в 3,4 классах. Программа была разработана и сертифицирована в НИРО заместителем директора по УР, учителем математики нашего лицея Горячевой С.Ю. Логическим продолжением данного курса является курс «РНЗ» в 5 , 6 классах, что обуславливает преемственность в обучении. Программы по этому курсу были написаны и сертифицированы учителями Малышевой Л.В., Горячевой С.Ю., Скомороховой О.П.

С целью подготовки учеников к олимпиадам в лицее 10 лет работает летний пришкольный лагерь «Олимпионик», отбор детей проводится на конкурсной основе. В течение июня с учениками проводятся занятия по обучению решения олимпиадных задач.

Учителя ищут и используют различные методы работы с одаренными детьми. По традиции учеников младшего возраста готовят к выступлению в международном конкурсе «Кенгуру», дистанционном конкурсе «Snail», международной заочной физико-математической олимпиаде «Авангард».

С 2009 года наши ученики 5-8классов, под руководством учителей, участвуют в работе кружка МЦНМО (г. Москва).

Начиная с 7 класса, учителя целенаправленно ведут подготовку учеников к участию во Всероссийской олимпиаде по математике. С этой целью проводятся как факультативные занятия по предмету, так и индивидуальные. Дети, которые показали лучшие результаты на школьном уровне, получают возможность участвовать в работе научного общества под руководством доцента Высшей школы экономики г. Н. Новгород, Кузнецова Д.Ю. Ученики 7 - 9 классов являются участниками Уральских турниров, турнира «Математическое многоборье», проводимого на базе СУНЦ МГУ. Здесь они приобретают первые навыки участия в очных олимпиадах высокого уровня. Ребята включаются в этот олимпиадный марафон, переживают за неудачи, радуются своим успехам, сравнивают свои результаты с результатами своих ровесников. Главное, разжечь в них соревновательный дух, который послужит важным стимулом к дальнейшим целенаправленным занятиям.

Статистика итогов математических олимпиад различного уровня показывает, что к решению геометрических задач приступают буквально единицы конкурсантов. Даже решение простых задач из школьного учебника вызывает затруднения у многих учащихся. Чтобы приобщить учащихся к решению геометрических задач, убедить их в полезности таких занятий, учителя уделяют внимание разбору геометрических задач, как на уроках математики, так и на внеурочных занятиях. С этой целью ежегодно наши учащиеся участвуют в устной геометрической олимпиаде «Угол», проводимой Высшей школой экономики в г. Н. Новгород, многие из них приезжают с победами.

Учащиеся 9 - 11 классов продолжают развивать свои способности, готовясь и принимая участие в Савельевской , Ломоносовской , Санкт- Петербургской олимпиадах, где показывают высокие результаты. Лучшие из них принимают участие в муниципальных, региональных и Всероссийских олимпиадах. Ребят готовят к олимпиадам не только учителя лицея, но и наши выпускники, победители Всероссийских олимпиад. Большую помощь в этой работе оказывают преподаватели МФТИ. В течение нескольких лет они ведут занятия в летней и зимней физмат школе. Зимняя физмат школа проводится на базе «Лицея №15», поэтому многие наши ученики имеют возможность посещать эти лекции. По итогам занятий в школе проводится олимпиада. Кроме этого лучшие ученики, пройдя конкурс, имеют возможность заниматься летом в региональной физмат школе в Зеленом городе.

Большой интерес у учеников 10 - 11 классов вызывает олимпиада «Покори Воробьевы горы», в результате которой выпускники могут быть зачислены в главный ВУЗ страны МГУ.

Поэтапная, разносторонняя работа с одаренными детьми дает свои положительные результаты.

Наступление новой технологической эры, и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. И эту проблему успешно решает «Лицей №15».


© 2010-2022