Зачетная система обучения математики

Зачетная система обучения математики в заочных группах. На фоне современных явлений, характеризующихся ростом преступности в молодежной среде, употреблением спиртных напитков, табакокурением, асоциального поведения многие подростки не могут посещать дневную школу, т.к. вынуждены зарабатывать  себе, а то и всей семье на жизнь. Наличие вечернего (заочного) отделения при дневной школе это реальная возможность помочь подросткам получить образование и адаптировать их   к жизни. По заочной форме обуче...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ (ЗАОЧНОЙ) ШКОЛЫ

(из опыта работы учителя математики Пятибратовой Л.А.)


На фоне современных явлений, характеризующихся ростом преступности в молодежной среде, употреблением спиртных напитков, табакокурением, асоциального поведения многие подростки не могут посещать дневную школу, т.к. вынуждены зарабатывать себе, а то и всей семье на жизнь. Наличие вечернего (заочного) отделения при дневной школе это реальная возможность помочь подросткам получить образование и адаптировать их к жизни.

Практически все несовершеннолетние обучающиеся вечерней формы обучения, до поступления в вечернюю школу находились в конфликтных ситуациях с учителями, родителями, сверстниками. Они имеют очень низкий уровень обученности и воспитанности, низкую мотивацию к обучению, как правило они социально не защищены и составляют группу «риска». В основном это дети с девиантным поведением. Основной контингент обучающихся пришедших в вечернюю школу были оставлены на повторный год обучения, 30% обучающихся - неоднократно, что явилось основной причиной перехода из школ по месту жительства в вечернюю школу.

В связи с таким контингентом обучающихся, в школе должны создаваться альтернативные условия для обучения и воспитания любой категории обучающихся, для умственного, нравственного и профессионального развития личности, с учетом запросов, интересов и возможностей каждого

На уроках необходимо создание благоприятных условий для адаптации ученика в коллективе, создание гибкой системы диагностики и анализа особенностей обучающихся, обеспечения условий развития познавательных интересов через положительную мотивацию к учению.

Для организации учебного процесса используются различные технологии, способствующие созданию ситуации успеха на уроке и снятию «синдрома неудачника» у трудного подростка.

Технология дифференцированного обучения (в школе дифференциация проводится как внешняя, так и внутренняя, с использованием личностно-ориентированного подхода к обучающимся).

Внутриклассная уровневая дифференциация содействует у обучающихся положительной «Я - концепции» и успешности каждого.

По заочной форме обучения сдача зачетов по всем предметам обязательна, поэтому использование разноуровневых тестов при проверке знаний обучающихся, позволяет снизить уровень тревожности обучающихся.
Наиболее актуальными в преподавании математики являются следующие проблемы:

- знания учащимися осваиваются недостаточно осознано и прочно;

- отсутствует интерес к изучению предмета;

- недостаточное знание основных понятий и формул;

- не совсем совершенная система контроля и оценки знаний обучающихся.


Поэтому возникает вопрос «Способна ли зачетная система решить эти проблемы как система обучения?»
Учебную деятельность учащихся условно можно разделить на два основных вида:

- учебно-познавательную, включающую постановку общих целей обучения, выдвижение и обоснование частных целей, формирование мотивации учебной деятельности, восприятие новой информации, ее переработку, овладение умениями и навыками;

- контрольно-оценочную, подразумевающую контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы учащихся, их учет, корректировку учебной деятельности отдельных учащихся.

Чтобы оценочная деятельность более полно выполнила свою функцию организация содержания и процесс обучения должен претерпеть изменения. К таким изменениям можно отнести:

- объединение учебного материала в более крупные блоки, что создает содержательные условия для сознательного его усвоения;

- разработка методики составления зачетов;

- создание условий для постановки вопросов учеников и подлинного учебного диалога во время консультаций.

Соблюдение этих условий может позволить реализовать контрольно-оценочную деятельность учителя и учащихся.

Введение зачетной системы обучения в классах вечерней (заочной) обеспечивает контроль на уровне обязательных результатов обучения и на уровне возможностей школьников. В этой схеме обучающиеся не могут быть пассивным объектом деятельности. Использование зачетной системы предполагает проведение системы уроков различного типа: лекция, практикум, повторительно-обобщающие уроки, текущие и тематические зачеты. Во внеурочное время проводятся консультации для учащихся, где используется индивидуальная форма обучения. Обязательным условием обучения, по зачетной системе, является систематическое отслеживание результатов (ведение журнала учета сдачи зачетов и индивидуальных заданий).

Перед проведением зачета обязательно проводится контрольная работа по данному разделу.
Создавая зачетную систему, необходимо разработать учебно-методическое обеспечение. В каждом классе, в соответствии темами программного материала, разрабатываются зачеты. Заводятся папки, в которых собраны теоретические вопросы каждого зачета и практическая часть к ним. Каждая карточка практической части зачета (их несколько вариантов) имеет задания обязательного и повышенного уровня. Кроме этого для уроков практикумов разрабатываются карточки с уровневыми заданиями.
Возможность выбрать уровень усвоения, в частности ограничиться уровнем базовых требований при изучении нелюбимых или трудных предметов, поможет избежать перегрузки школьника. С другой стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки, мы сможем направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию и полному раскрытию способностей.
Содержание зачета определяется списком вопросов, задач, которые объявляются обучающимся на 1 групповой консультации изучения зачетного раздела , определяются типы задач, которые будут входить в контрольную работу.

Эти уровни и, прежде всего уровень обязательной подготовки, должны быть открытыми, т. е. известными учащимся и понятными им. Только в этом случае можно рассчитывать на их познавательную активность, на заинтересованность в результатах своего труда. Поэтому открытость уровней подготовки является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе, позволяет опереться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития. Необходимо признать, что каждый имеет право сам, добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Именно такой подход способствует психологическому комфорту обучающихся в школе, формирует чувство уважения к себе и к окружающим, вырабатывает ответственность и способность к принятию решений.

Зачетная система обучения позволяет:

- обеспечить качественное усвоение государственных стандартов;

- содействовать ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и достижение 100% успеваемости.

В результате использования зачетной системы можно сделать следующие выводы:

1. Контроль учебной деятельности в такой системе направлен на конкретного ученика с его физическими, психическими, возрастными особенностями. Система зачетов позволяет реализовать основные цели контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся:

• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• развитие самооценки учащимися уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности.

2. Изучение учебного материала в более крупном блочном виде позволяет ученикам самостоятельно планировать продвижение в усвоении учебного материала, ставить вопросы и находить на них ответы. Важно выбрать соответствующие формы и средства контрольно-оценочной деятельности учащихся. Эти формы должны усилить ее диагностическую, обучающую, развивающую и управляющую функции.

Применение зачетной системы обучения позволяет выделить ряд положительных моментов для эффективного достижения положительных результатов обучения, а именно:

- позволяет проверить знания при завершении изучения темы;

- имеет возможность продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, насколько осмысленно и систематично овладели обучающиеся изученным материалом;

- позволяет разносторонне проверить математическую подготовку учащихся;

- помогает вести строгий учет знаний и умений каждого ученика, выявляя пробелы в его подготовке.


Таким образом, конечной целью зачетной системы обучения является достижение всеми учащимися уровня программных требований по математической подготовке и обеспечение дальнейшего их развития, активизация учащихся на протяжении всех уроков и осуществление контроля и учета знаний, умений и навыков.


© 2010-2022