Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Урок закрепления. На уроке  совершенствуются навыки действий с рациональными выражениями; формируются умения выполнять  тождественные преобразования.-воспитывается у школьников любознательность, чувство национальной гордости, патриотизма; создание положительного эмоционального фона на уроке;  развивается интерес к математике и её истории, развивается внимание, учит проводить доказательные рассуждения, используя математическую речь; учит умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности (развивать самоконтроль); развивать творчество учеников.Тождественные преобразования алгебраических выражений представляют собой набор методов, позволяющих быстро и легко упростить сложное выражение и привести его к более компактному выражению. Целью тождестве...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Коммунальное государственное учреждение

«Меновновская средняя школа»

Восточно-Казахстанской области









Конспект урока по алгебре

в 7 классе

«Тождественное преобразование рациональных выражений»






подготовила

учитель математики

Дерипаско Татьяна Александровна









г. Усть-Каменогорск
2013

Тема урока: «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Цели урока:

образовательная - совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

воспитательная - воспитывать у школьников любознательность, чувство национальной гордости, патриотизма; создание положительного эмоционального фона на уроке;

развивающая - развивать интерес к математике и её истории, развивать внимание, учить проводить доказательные рассуждения, используя математическую речь; учить умению сосредотачиваться на учебной деятельности и предупреждать ошибки по невнимательности (развивать самоконтроль); развивать творчество учеников.

Этапы урока

1. Организация начала занятия. Сообщение темы и постановка цели.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Закрепление знаний и способов действий.

4. Физкультурная минутка (развитие двигательной сферы, гимнастика для глаз).

5. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. (вариативное).

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- Здравствуйте, садитесь!

Я рада всех вас видеть.

Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Мы вместе проведем урок!

2. Мотивация урока.

«Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу - научиться выполнять преобразование с рациональными выражениями. Ведь преобразование важная операция, с которой мы сталкиваемся на уроках математики.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова Льва Толстого

«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он думает о себе»

Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

При работе можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.

Дать самому установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения».

На уроке, ребята, надо быть исполнительными и ответственными за учебный труд.

Тема нашего урока: " Тождественное преобразование рациональных выражений "

Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки действий с рациональными выражениями; формировать умения выполнять их тождественные преобразования.

Сообщение темы и постановка цели. (Слайд № 1)

Если мы откроем Большой Энциклопедический словарь, то сможем прочитать, что обозначает слово «преобразование». Итак, «Преобразование - замена одного математического объекта аналогичным объектом, получаемым из первого по определенным правилам».

В Толковом Словаре Ожегова читаем: «преобразовать - совершенно переделать, превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую…, изменить к лучшему».

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужна замена одного математического объекта аналогичным ему объектом?

(Выслушиваются ответы детей.)

Т.о. тождественные преобразования алгебраических выражений представляют собой набор методов, позволяющих быстро и легко упростить сложное выражение и привести его к более компактному выражению. Целью тождественных преобразований может быть приведение выражения к виду, более удобному для численных расчетов или дальнейших преобразований.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

  • Ребята, давайте вспомним, какие тождественные преобразования мы знаем.

К тождественным преобразованиям относятся:

приведение подобных членов;

раскрытие скобок;

разложение на множители;

приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.

(На этапе актуализации предложен кроссворд на повторение теоретических фактов, необходимых на уроке.)

На ваших партах лежат технологические карты урока, которые вам будут сегодня помогать работать. В карте на каждом этапе урока вы будете оценивать свою работу. Результаты работы будете заносить в личный оценочный лист.

Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность, т. е. ваша активная работа на уроке. Обратимся к технологической карте. Предлагаю выполнить следующие задания:

1 Учебный элемент.

  1. задание: Отгадайте кроссворд.

У каждого на столе лежит кроссворд. Такой же кроссворд нарисован на доске. В течение 5 минут вы должны его отгадать. В кроссворд впишите слова, как они произносятся в свойствах, в определении и т.д.






2

3

4



1







2


1



3









5










4




По горизонтали:

  1. Равенство, верное при всех допустимых значениях входящих в него переменных, называется?

(Тождество)

  1. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их ______, а знаменатель оставить тем же.

(Числители)

  1. При вычитании дробей с разными знаменателями, применяя правило, мы используем _____.

(Алгоритм)

  1. Для нахождения общего знаменателя надо найти _______

(НОК)

  1. Для сокращения дробей находим ______.

(НОД)

По вертикали:

  1. Произведение двух дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель - произведению знаменателей. Что это? ________

(Правило)

  1. Разделить числитель и знаменатель дроби на общие множители, значит __________.

(Сократить)

  1. Частное двух дробей равно произведению делимого на дробь, обратную _________.

(Делителю)

  1. Что это: _______.

(Свойство)

А сейчас проведем проверку.

Без ошибок - 5.

1-3 ошибки - 4.

4-5 ошибок - 3.

Более 6 ошибок - плохо!

2.задание: Найдите соответствие между формулами.

а2 + в2 - 2ав а3 - в3

а2 + в2 (а - в) (а + в)

а2 - в2 ( а+ в)2

(Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»а - в) (а2 + в2 +а в) (а + в) (а2 + в2 -а в)

а3 + в3 ( а- в)2

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

2ав +а2 + в2

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

2. Учебный элемент

Закрепление знаний и способов действий.

Рассмотрим примеры, включающие в себя все действия с дробями. Порядок их выполнения - такой же, как и с числовыми дробями. Существует два способа записи таких примеров:

1) «цепочкой» - для несложных примеров;

2) по действиям - для более сложных.

Цель этапа - организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. (Работа в парах)

  1. задание: Выполнить действия и найти правильный ответ. (взаимопроверка).

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

2.задание:

Из готовых высказываний составить алгоритм преобразования рациональных выражений (работа в группе)

  • выполнить вычитание дробей

  • дробь умножить на полученную дробь

  • выполнить деление в (в скобках)

  • найти сумму дроби и частного

  • умножить полученную сумму на дробь

  • полученное произведение разделить на дробь

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Критерии оценок:

6 - 7 заданий оценка «5»

4 - 5 задания оценка «4»

3 задания оценка «3»

Физминутка

Проведем небольшую зарядку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья предлагаю повторить

3.Учебный элемент. Цель: выработать навык преобразования рациональных выражений.

Задание для тестовой работы в трех уровнях.

1. Выполнить действия

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

  1. Выполнить действия

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

  1. Выполнить действия

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

  1. Выполнить действия

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

  1. Выполнить действия

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

  1. Выполнить действия

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

Критерии оценок:

6 заданий - оценка «5»

5 заданий - оценка «4»

4 -3 задания - оценка «3»

4. Подведение итогов урока

Ребята давайте вспомним тему нашего урока.

Какие цели мы с вами ставили перед собой. Как вы думаете, мы достигли данной цели. Давайте вспомним, какими правилами пользовались при выполнении действий с дробями.

«Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто» французский инженер-физик Лауэ.

Чтобы мы с вами не смогли забыть, данную тему мы с вами в дневники запишем домашнее задание.

5. Информация о домашнем (вариативном) задании, инструкция о его выполнении

Даны 3 различных варианта домашнего задания, каждому из вас предлагается решить один из них по выбору (задания имеют «подсказку» - сложность задания).

6. Рефлексия

- Я внимательно наблюдала за вашей работой и пришла к выводу, что каждый из вас уже готов самостоятельно обдумывать способы и находить решения примеров по нашей сегодняшней теме. Поэтому я предлагаю вам провести рефлексию.

ПУрок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»еред вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что тема урока была интересна, что хорошо и с пользой потрудились на уроке, узнали что-то новое, то нарисуйте себя на вершине высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.



Список использованной литературы


1. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. М.: Просвещение. 1997 г.

2.Миндюк М.Б., Минюки Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре 8 класс. М. Изд-во "Генжер". 1996 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

layoutsparks.com/

Урок по теме «Тождественное преобразование рациональных выражений»

© 2010-2022