- Преподавателю
- Математика
- Статья МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Статья МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Деркачева Н.Я. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Деркачева Н.Я, учитель математики
МБОУ «Калининская СОШ»
Усть - Абаканский район
Республика Хакасия
Математические задачи как средство гражданского и патриотического воспитания учащихся
Любят родину не за то,
что она велика, а за то,
что своя.
Сенека
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Воспитание в процессе обучения - это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
-
через содержание образования;
-
через методы и формы обучения;
-
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
-
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Не секрет, что математика для учащихся входит в категорию "трудных" предметов. Математика и наша жизнь очень тесно связаны между собой. Все, что окружает нас в жизни, в той или иной степени связано с понятием или с законом из математики. Значительный потенциал для развития творческого мышления учащихся и формирования эмоционально ценностного отношения к окружающему миру несут в себе задачи прикладного характера. При решении таких задач возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность, приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе.
Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики. И они поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.
Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в патриотическом и гражданском воспитании учащихся.
Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны, можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия.
При решении задач на проценты я рассказываю о знаменитых мастерах братьях Рудаковых, которые в 16 веке стали изготавливать черепицу, которой до сих пор покрывают крыши домов. При изучении темы «Прямоугольник. Площадь прямоугольника» можно использовать форму современного конверта и форму фронтового письма-треугольника и найти их площадь и периметр. При этом заранее следует рассказать учащимся о способе информации в том далеком 1941 году.
Тема «Квадратные корни» так же не обходится без исторического экскурса :
«Символика Андреевского флага уходит корнями в историю раннего христианства. Апостол Андрей был братом Апостола Петра. И царь Пётр I считал его также своим небесным покровителем. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи с чем ныне является святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов, он также оставил наперсный крест. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте. Став царём, Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии». С 1692 по 1712 год Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года. 17 января 1992 года, Российское Правительство приняло резолюцию относительно возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. В субботу, 15 февраля 1992 года Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.» Как продолжением этого вступления может быть практическое решение задачи.
Задача: Сколько требуется синей ленты, чтобы сшить Андреевский флаг, если длина полотнища 76 см, а ширина-45 см?
Учащиеся самостоятельно готовят интересные сообщения исторической тематики, используя энциклопедические материалы или Интернет, составляют разнообразные задачи, которые мы решаем в классе вместе.
На уроках геометрии я рассказываю о наследии ученых - математиков, чьи теоремы нам с ребятами приходиться доказывать.
Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину: «Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. 65 лет отделяют нас от тех трагических дней, когда Родина находилась в смертельной опасности. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Германия была наголову разгромлена. Нацизм был побежден. Советский Союз внес в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. Всё дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Несмотря на то, что нет уже советского народа, как не стало и Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений. Никогда не забудется май 1945 г. - праздник радости со слезами на глазах. Вслед за десятками миллионов погибших в годы войны каждый день уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Всё меньше и опаленных войной бывших ее мальчишек и девчонок, уже успевших стать дедами и бабушками, очевидцев тех страшных дней и ночей».
Узнать факты из истории тех далеких дней, можно решив ряд задач.
дней длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено городов и посёлков, свыше тысяч сёл и деревень нашей Родины, оставлено без крова 25 миллионов человек. Около миллионов жизней советских людей унесла война. Было разрушено 84 тыс. школ, 334 высших учебных заведений, фабрик и заводов, 98 000 колхозов, музеев, клубов, институтов, школ и других организаций культуры около тысяч.
Дороги, пройденные солдатом, измеряются тысячами километров. От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - км. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, то мир молчал бы лет.
Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 19 см, 12 см и 7,5 см.
Решите уравнение 5х + 2х = 889
Найдите от числа 4000
Округлите число 14,179 до сотых, затем умножьте его на 100.
Вычислите: + 30,3 - 6
Вычислите площадь прямоугольной площадки для промышленного комплекса длиной 400 метров и шириной 80 метров.
Вычислите: 1 сутки=1440 минут. 1 год = 365 суток. Сколько понадобиться лет, если объявить минуту молчания за каждого погибшего в Великой Отечественной войне (количество погибших взять из пункта ).Ответ округлите до целых.
Найдите 20% от числа 350.
Использование регионального компонента на уроках математики способствует воспитанию гражданственности. Пробудить чувство гордости за свою «малую родину» можно через сюжеты задач.
Усть-Абаканский район расположен в центральной части Республики Хакасия, пересекая её с востока на запад.
Характерной чертой района является горный рельеф, который в восточной части переходит в холмисто-равнинные степи.
Совершим путешествие на самую высокую вершину горы, которая называется (Верхний Зуб)
Выполните действия и расшифруйте название вершины:
-
12,3+5,26
-
0,48+ 0,057
-
15+5,07
-
0,12+85
-
23,6+61,4
-
79,1- 6,08
-
5,1-0,1
-
27,86-7
-
89,54-9,54
-
5- 1,63
з
р
и
в
б
й
х
м
н
щ
у
а
т
к
е
20,86
20,07
73,02
17,56
3,37
5
85,12
5,5
85
47,7
80
27,16
6,63
6
0,537
К крупным рекам Хакасии, а так же и Усть-Абаканского района относятся Абакан и Енисей, которые на большей части района представлены Красноярским водохранилищем. Но кроме крупных рек, есть еще и малые.
Из малых рек самой протяженной является …( Уйбат)
Задача: Реши уравнения и выбери правильный ответ
№
Уравнение
Корень, Х
Соответствующая буква
1
28 + Х = 45
2
Х + 12 =105
3
Х - 14 = 21
4
32 - Х = 7
5
134 - Х = 98
У
й
д
н
т
р
я
б
а
е
17
93
10
8,2
36
29
1
35
25
41
Её длина (128 - 77 + 64 ) + 47 = 162 метра
Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.
Литература:
-
Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. -М., Педагогика-Пресс, 1994.
-
Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., Центр педагогического образования, 2007
-
Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. -960 с.: ил.