- Преподавателю
- Математика
- Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений
Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шиш Л.В. |
Дата | 11.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учебник: Алгебра 8 Ю.И.Макарычев и др. Издательство «Просвещение» 2010 г. |
| МБОУ «СОШ № 14 г. Владивостока учитель Анашкина З.А. |
Тема: «Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений»
Цели урока:
- обучение составлению дробно-рациональных уравнений по условию задачи;
- развитие способности к содержательному обобщению и рефлексии;
- развитие алгоритмического мышления;
- повышение интереса к решению текстовых задач.
Ход урока
-
Разминка
(устно)
(повторить ключевые моменты в решении дробно-рациональных уравнений)
-
Верно ли решены уравнения:
а) = ; х1 = 1, х2 = 4 (х=1 посторонний корень)
б) х = 1 (нет, есть еще корень х=2)
-
Найти общий знаменатель дробей в каждом из уравнений:
а) (5х-2 или 2-5х)
б) (у2 - 4)
в) ( (х+2)· х)
-
Поиск задач, математическими моделями которых являются дробные уравнения
Мы научились решать дробные уравнения. А для чего они нужны? Какие задачи приводят к их появлению?
Такие, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения (содержащего переменную в знаменателе дроби). Например:
время = , скорость = ;
сторона прямоугольника =
цена = количество =
производительность = время =
III. Решение задач
Задача 1. Паша поехал на дачу на велосипеде, а Саша на мотоцикле. Выехали они одновременно, но т.к. скорость мотоциклиста на 10 км/час больше скорости велосипедиста, то Саша приехал на 2 часа раньше Паши. Найдите скорость движения каждого мальчика, если расстояние от дома до дачи 40 км.
Решение. Так как требуется найти скорости, обозначим меньшую из них буквой Х и заполним таблицу.
S (км)
V (км/час)
t (ч)
Велосипедист
40
Х
Мотоциклист
40
Х + 10
Учитывая, что мотоциклист приехал на 2 часа раньше, составим уравнение
Уравнение имеет два корня: х1 = 10, х2 = -20, но второй корень не подходит по смыслу задачи.
Ответ: скорость Паши 10 км/час, Саши 20 км/час.
Задача 2. Поезд опаздывал на 1 час и, чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/ч на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию (№ 621).
Решение:
S (км)
V (км/час)
t (ч)
По расписанию
720
Х
В действительности
720
Х + 10
По условию задачи известно, что нам перегоне по расписанию времени потребовалось на 1 час больше, чем ехал поезд действительно. Составим уравнение:
Ответ: скорость поезда по расписанию 80 км/час
-
Анализ решенных задач.
Мы решили две похожие задачи как задачи на движение, но с разными ситуациями. задачи похожи по структуре и по принципу решения.
V. Домашнее задание
№№ 618, 620.
Придумать задачу по уравнению и решить ее.
Методические комментарии
-
Как известно, решение текстовой задачи состоит из трех этапов: составление математической модели, работы с ней и ответа на вопрос задачи. И обычно первый этап вызывает у учеников наибольшие затруднения. Для их преодоления мы предлагаем перед решением конкретных задач обсудить их возможную структуру, использовав движение не от ситуации к модели, а в обратном направлении.
-
На уроке решались задачи, в которых сравнивались две одноименные величины, а при составлении уравнений в разных задачах применялись три приема: «Чтобы уравнять две величины, нужно к меньшей прибавить разницу между ними, или из большей вычесть разницу, или из большей вычесть меньшую величину»
-
Классификация задач на основе принципа решения служит показателем наличия рефлексии - одного из компонентов теоретического мышления, поэтому, если учащиеся сами не обнаружили общности всех задач, нужно уделить этому вопросу особое внимание.