Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

Данной разработка предназначена для того, чтобы обучить учащихся составлять уравнения данного типа. Этот вид деятельности развивает умения обобщать и рефлексировать, составлять алгоритмы. Решение данного вида уравнений повышает интерес учеников к данному виду уравнений. Если части дробные, то оно так и называется. Этот материал может применяться на уроках в средней школе, разработка является открытым уроком, может быть комбинированным с уроками географии по теме "Масштаб". Материал используется ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебник: Алгебра 8

Ю.И.Макарычев и др.

Издательство «Просвещение»

2010 г.


МБОУ «СОШ № 14 г. Владивостока

учитель Анашкина З.А.

Тема: «Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений»

Цели урока:

- обучение составлению дробно-рациональных уравнений по условию задачи;

- развитие способности к содержательному обобщению и рефлексии;

- развитие алгоритмического мышления;

- повышение интереса к решению текстовых задач.

Ход урока


  1. Разминка

(устно)

(повторить ключевые моменты в решении дробно-рациональных уравнений)


  1. Верно ли решены уравнения:

а) Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений= Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений; х1 = 1, х2 = 4 (х=1 посторонний корень)

б) Решение задач с помощью дробно - рациональных уравненийх = 1 (нет, есть еще корень х=2)


  1. Найти общий знаменатель дробей в каждом из уравнений:

а) Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений (5х-2 или 2-5х)

б) Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений2 - 4)

в) Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений ( (х+2)· х)


  1. Поиск задач, математическими моделями которых являются дробные уравнения

Мы научились решать дробные уравнения. А для чего они нужны? Какие задачи приводят к их появлению?

Такие, в которых одна величина выражается через другие при помощи дробного выражения (содержащего переменную в знаменателе дроби). Например:

время = Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений , скорость = Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений;

сторона прямоугольника = Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

цена = Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений количество = Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

производительность = Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений время = Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

III. Решение задач

Задача 1. Паша поехал на дачу на велосипеде, а Саша на мотоцикле. Выехали они одновременно, но т.к. скорость мотоциклиста на 10 км/час больше скорости велосипедиста, то Саша приехал на 2 часа раньше Паши. Найдите скорость движения каждого мальчика, если расстояние от дома до дачи 40 км.

Решение. Так как требуется найти скорости, обозначим меньшую из них буквой Х и заполним таблицу.



S (км)

V (км/час)

t (ч)

Велосипедист

40

Х

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

Мотоциклист

40

Х + 10

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

Учитывая, что мотоциклист приехал на 2 часа раньше, составим уравнение

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

Уравнение имеет два корня: х1 = 10, х2 = -20, но второй корень не подходит по смыслу задачи.

Ответ: скорость Паши 10 км/час, Саши 20 км/час.

Задача 2. Поезд опаздывал на 1 час и, чтобы приехать вовремя, увеличил скорость на 10 км/ч на перегоне в 720 км. Найти скорость поезда по расписанию (№ 621).

Решение:


S (км)

V (км/час)

t (ч)

По расписанию

720

Х

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

В действительности

720

Х + 10

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

По условию задачи известно, что нам перегоне по расписанию времени потребовалось на 1 час больше, чем ехал поезд действительно. Составим уравнение:

Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений

Ответ: скорость поезда по расписанию 80 км/час


  1. Анализ решенных задач.

Мы решили две похожие задачи как задачи на движение, но с разными ситуациями. задачи похожи по структуре и по принципу решения.

V. Домашнее задание

№№ 618, 620.

Придумать задачу по уравнению Решение задач с помощью дробно - рациональных уравнений и решить ее.

Методические комментарии


  1. Как известно, решение текстовой задачи состоит из трех этапов: составление математической модели, работы с ней и ответа на вопрос задачи. И обычно первый этап вызывает у учеников наибольшие затруднения. Для их преодоления мы предлагаем перед решением конкретных задач обсудить их возможную структуру, использовав движение не от ситуации к модели, а в обратном направлении.

  2. На уроке решались задачи, в которых сравнивались две одноименные величины, а при составлении уравнений в разных задачах применялись три приема: «Чтобы уравнять две величины, нужно к меньшей прибавить разницу между ними, или из большей вычесть разницу, или из большей вычесть меньшую величину»

  3. Классификация задач на основе принципа решения служит показателем наличия рефлексии - одного из компонентов теоретического мышления, поэтому, если учащиеся сами не обнаружили общности всех задач, нужно уделить этому вопросу особое внимание.

© 2010-2022