- Преподавателю
- Математика
- Выступление на тему Математика и жизнь
Выступление на тему Математика и жизнь
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Руднева Т.К. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Выполнила: ученица 10 класса
МБОУ СОШ школы с. Нижнее Большое
Перухина Анастасия
Руководитель: учитель математики
Руднева Татьяна Кузьминична
2013
В базовом школьном курсе создание представлений о математике как науке, формирующей общекультурные компетентности, уделено мало времени. Поэтому я в своей работе «Математика и жизнь» провела исследование на основе таких проблемных вопросов:
1)А верен ли философский постулат о единстве мира?
2)Все ли осознают универсальность математических знаний?
Цели проекта:
- приблизится к познанию красоты и высокой духовности, исходящей от окружающего мира с помощью математики; -продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни.
Девизом своей работы я выбрала такие слова:
Как математика бездонна,
Она проходит сквозь века,
Так многогранна, многотонна.
Так широка и глубока.
Немецкий математик Кристиан Феликс писал: «Математика является вполне живой наукой, которая беспрестанно включает в себя всё новые проблемы, обрабатывает их, отбрасывает устаревшие, и, таким образом, она всё вновь и вновь омолаживается».
В своей работе я решила объединить жизнь и математику вместе, ведь их соединяет тонкая и невидимая грань прекрасного. Это единое целое, создающие великие шедевры, которые восхищают глаз до настоящих времен…
Без математики невозможно познание гармонии окружающего мира. «Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает»
Строгое правильность расположения чего-либо, носит термин «симметрия».
Не одно столетие ученые применяют уникальные математические законы симметрии. Роль математики в современной науке постоянно возрастает. Более того, без неё невозможно ни освоение космоса, ни построение архитектурных сооружений, ни создание электронно-вычислительных машин, нашедших применение в самых различных областях человеческой деятельности.
В современном мире мы мало замечаем симметрию, хотя сталкиваемся с ней ежедневно. Например, каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией. Природа сама создает такую красоту, а человек её изучает с помощью математики.
А свойства золотого сечения, обнаруживаются во всех живых организмах, растениях на всех уровнях их развития. Универсальность его проявления в строении органов, систем, их функциональных параметрах позволяет предполагать, что оно играет роль кирпичика в фундаменте всего живого на Земле. Это сечение имеет отношение ко всему Мирозданию.
Ярким примером этого являются древнеегипетские пирамиды - очень прочные и устойчивые. Форма пирамиды, подчёркнутая её огромными размерами, придаёт ей особую красоту и величие, вызывает ощущение вечности, бессмертия, мудрости и покоя.
Трудно найти человека, который бы не знал собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный, он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий, ему нет равных в нашей стране.
«Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны» - писал Платон.
Человек без геометрических законов не мог писать картины. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - одно из замечательных проявлений структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Например, портрет Моны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на «золотых» треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, творениями природы и человека.
Даже в основе музыкальной системы лежат два математических закона.
Не стоит наводить «математический» порядок в искусстве, природе, музыке, архитектуре. Они живут своей жизнью, они сотканы из диалектически противоположных начал - материального и духовного, рационального и иррационального, сконструированного и сотворённого, рассчитанного и угаданного. Гениальность произведения - это результат вдохновения и мастерства его создателя.
Теперь я поняла, что человек, даже мало знаком с геометрией легко выбирает фигуру наиболее симметричную. Например, дома, делая к Новому Году торты, мы с мамой красиво их украсили. А гости, даже не задумываясь об этом, выбрали самый красивый, где в украшение присутствовали элементы симметрии. А мои вечерние новогодние прически тоже не обошлись без законов симметрии.
Наши предки, провожая зиму и сжигая на костре чучело, в нарядах куклы не задумываясь применяли законы симметрии, тем самым соединяя математику и жизнь.
Достаточно взглянуть на окружающий нас реальный мир, чтобы убедиться, что математика и жизнь неотделимы.
Симметрия встречается в жизни повсюду: в быту, в природе, в архитектуре, в искусстве и в реальной жизни. Люди используют в своих целях: для красоты, удобства и изучения, то есть она им нужна и играет в их жизни не последнюю роль.
Таким образом, я поняла, что красота мира подчиняется математическим законам, без которых невозможно ни построения зданий, ни изображения предметов на картинах. Связь математики с красотой в природе очевидна, ведь живой мир подчиняется строгим законам симметрии. А значит математика - это точность, логика, красота, гармония, согласованность, логическая взаимосвязь, порядок, который так необходим человеку в жизни.
Используемая литература :
1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике./Саратов,
ОАО-Издательство «Лицей»-2011г.
2. Ганс Райхардт «Семь чудес света» /М., «Слово»-2007 г.
3. Минковский В. Л . За страницами учебника. /М., «Просвещение»-2010 г.
4. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятие математического
кружка./ НИ ЭНАС-2012 г.
5. Элективные курсы. Геометрия. Красота и гармония. Авторы-составители
Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. /Волгоград, «Учитель»-2010 г.
6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика. Под редакцией О.Г.
Хини. /М., АСТ-ЛТД, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
-
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/SphinxGiza.jpg
-
7788.ru/upload/iblock/e9d/p-3298.jpg
-
wallcoo.net/paint/fine-art-paintings/wallpapers/1440x900/art-painting-raphael_wallcoo.com.jpg