Доклад на тему Эффективные методы обучения

Моя педагогическая идея заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках математики современных образовательных технологий.  А так же  создание условий для формирования  положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях учебно-познавательной деятельности учащихся. Основная...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя свой предмет, я многое делаю для того, чтобы заинтересовать учащихся математикой.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки.

Моя педагогическая идея заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках математики современных образовательных технологий. А так же создание условий для формирования положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основная задача ,применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь - учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я пыталась использовать следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Проблемное обучение

Технология уровневой дифференциации

Тестовые технологии

Групповая технология

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Пришла к выводу, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.

Метапредметная технология на уроках математики

Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Метапредметный урок - это урок, на котором…

  • школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

  • ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

  • обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Признаки метапредметного урока:

- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;

- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося

На уроках математики я реализую данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации.

В этом мне помогает учебник И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича, там происходит постоянное развитие математических способностей учащихся.

Учебник И.И. Зубаревой реализацует основные принципы развивающего обучения - ученик выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило (например алгоритм действия с десятичными дробями), дать определение нового или уже знакомого понятия (например определение угла). Таким образом, знакомство с новым материалом осуществляется в большинстве случаев через выполнение системы заданий, а именно, с создания проблемной ситуации. При этом новая задача дается в сочетании с такой, способ решения которой известен учащимся. Тем из них, кто испытывает затруднения, учебник предлагает систему наводящих вопросов и указаний. Т.е. материал в учебнике представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний, применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях, то есть включает различные мыслительные задачи.

Метапредметная проблемная ситуация - спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.

Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.

Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить:

ситуации неопределенности;

ситуации конфликта;

Хочется поделиться опытом по формированию некоторых метапредметных умений.

Учебную деятельность учащихся можно разделить на два основных вида: учебно-познавательную и контрольно-оценочную. Контрольно-оценочная деятельность подразумевает контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса.

1). Проверка выполнения домашнего задания.

Журналы учета выполнения домашних заданий ведут сами учащиеся. Каждый класс разбиваю на группы по пять - шесть человек. Из их числа выбираем, вместе с учащимися этой группы командира и помощника, которые перед каждым уроком математики проверяют наличие всех номеров и заданий домашней работы и заполняют журнал. Один из листов журнала:

Дата



Ф.И. ученика

месяц

ч

и

с

л

а

1.

В



2.

В



3.

чв



4.

нт



5.

О



В - выполнил д/з Н - не выполнил д/з НТ - нет тетради

ЧВ - частично выполнил д/з О - отсутствует

Пункты НТ; Н; ЧВ на следующий урок исправляются зеленой пастой, если ученик сделал, доделал задание или принес тетрадь

Эта форма выполнения домашних работ позволят учащимся видеть свою работу в системе, а учителю объяснить уровень знаний, как ученику, так и его родителям в свете системы работы ученика дома

2) Проверка правильности выполнения письменной части домашнего задания.

- Самопроверка по образцу. На доске или на интерактивной доске - образец решения задачи, уравнения и т. д. Тетради учащихся открыты, и они проверяют выполнения номера, сопоставляя решения по образцу со своим решением. Все исправления ученики делают зеленой пастой, затем ученик рядом с номером ставит плюс - верно выполнено, минус - неверно выполнено. Или же можно воспользоваться математическим софтом « Лови ответ», где по шаговое представляется решение.

Памятка в выполнении домашнего задания

Вспомни объяснения учителя в классе.

Попробуй разобраться в опорных сигналах.

Внимательно прочитай материал учебника, сравнивая его с опорным конспектом, попытайся понять его.

Расскажи материал учебника с помощью опорных сигналов и без них.

Напиши опорный конспект по памяти.

Сравни написанный тобой конспект с образцом.

Если допустил ошибки, поработай над их исправлением.

Выполни упражнение.

И, наконец, для того, чтобы каждый ученик сам умел объективно оценивать свои знания, умел выставить четвертную и годовую оценку, можно использовать следующую форму работы. Каждый ученик ведет в течение каждой четверти вот такой табель:

Контрольные работы


Оценка за 1 четверть

Самостоятельные и практические

работы,математи-ческие диктанты, тесты

Оценка за 1 четверть

Устные ответы

Оценка за 1 четверть

Итоговая оценка за 1 четверть

№1

№2

№3

№4

5

с

п

мд

т

п

с

с

4

355

55 5 5 4 5

5

5

5

4

5

5

4

4

3

5

5

4

4

У учителя такой же табель, но на весь класс, для каждого ученика, добавляется только ещё одна графа - Ф.И. учащегося. В конце четверти каждому учащемуся объявляется оценка по каждому виду работы и итоговая оценка

При рассмотрении вопроса о формировании метапредметных компетенций нельзя не упомянуть о дидактических играх. Математические игры - технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Сценарий урока я составляю таким образом, чтобы поставить учащихся на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит учащихся сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

Мой опыт работы показывает, что дети иной раз теряют интерес к обучению уже в 7 - 8 классах. Учитывая психологические и возрастные особенности подростков, учитель ставит главной задачей - повышение мотивации старшеклассников к учению. Отдельное изучение предметов не даёт возможности детям увидеть смысл обучения вообще. Между тем, только целостное восприятие общеобразовательных программ, даёт полное представление о значимости обучения. Ученики становятся мобильными, способными применять знания на практике, учатся нестандартно мыслить. В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а поэтому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

Приведу пример задач из своей практики.

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно - ориентированные потребности и особенности учащихся.

Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов.







Список литературы:

1. Педагогика и психология: курс лекций: учебное пособие (Часть I)/под ред. Проф. Л.И. Гриценко. - Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.-288с.

2. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. - с135-157.

3. Хуторский А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005 - 12 декабря.



Речевые обороты, используемые для создания ситуации успеха на уроке

Назначение

Речевые обороты

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".

"Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и

возможности.

"У вас обязательно получиться.."

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с….."

"Выполняя работу, не забудьте о….."

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим

товарищам не справиться…"

Обозначает важность усилий ребенка в

предстоящей или совершаемой

деятельности.

"Только ты и мог бы…."

"Только тебе я и могу доверить…"

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…"

Побуждает к выполнению конкретных

действий.

"Нам уже не терпится начать работу…"

"Так хочется поскорее увидеть…"

Помогает эмоционально пережить

не результат в целом, а какой-то его

отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

"Больше всего мне в твоей работе понравилось…"

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".



№п/п

Метапредметный урок

Интегрированный урок

Урок с межпредметными связями

1.

цель: личностное

совершенствование учащегося через его познавательное развитие

цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям (реализация межпредметных связей)

цель: закрепление знаний учащихся по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук

Cходства: расширение кругозора учащегося и его эрудиции.

Отличия: перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: "межпредметный урок-интегрированный урок- метапредметный урок"

2.

формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний.

решение проблемы урока с позиций различных наук

Cходства: развитие личности обучаемого.

Отличия:

Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями.

Интегрированный урок - систематизация знаний, умений и навыков.

Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук.

3.

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленнымнадобывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности

Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале.

Принцип межпредметности обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействие разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, их циклами.

Cходства:

предоставить каждому учащемуся широкие возможности для выбора системы ценностей, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.

Отличия:

выявление метапредметной содержательной и деятельностной доминанты интегративного обучения на учебных предметах образовательной области основано на представлении о поисковых моделях обучения, в которых процесс учебного поиска становится определяющим для построения обучения .

4.

Применение полученных знаний и умений на других уроках.

Обогащение жизненного опыта

Параллельное изучение темы на двух предметных уроках.

Cходства:

использование проблемно-поискового метода, активизация позновательной деятельности, эмоциональная насыщенность.

Отличия:

ученик учится сам и учит других.

Умение добывать информацию из различных источников.

Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.

5.

Развитие мышления учащегося и профессионализма учителя.

Задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни.

Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей.

Развитие потенциала учащегося

Поиск ключевых компетенций, смежных для наскольких дисциплин и их развитие

Cходства:

позволяет объяснить или закрепить материал с опорой на знания по другому предмету.

на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока.

Отличия:

на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока

6.

Формирование мыслящего человека, как учителя, так и ученика.

Понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки.

Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.

Cходства:

активизируется мыслительная деятельность, поисковая активность детей.

Отличия:

на метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

Памятка при разработке метапредметного занятия

 Определите образовательную область, в которой предполагается занятие. Сформулируйте тему занятия.

 Сформулируйте иерахрию целей урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).

 Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учеников.

 На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или обнаружить). При необходимости разбейте выделенные способности на группы, например: общеучебные и частнопредметные; или - креативные, когнитивные и оргдеятельностные.

 Предложите, как Вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии.

 Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация. Опишите ее, используя алгоритм и технологию, описанную выше;

 Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер.

 Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира".

 Назовите конкретный предвосхищаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики (ваш выбранный ученик) за время занятия. Продукт должен быть конкретный, но без известного для Вас содержания. Например, ребята будут конструировать таблицу деления чисел, но какая она в результате получиться, Вы не знаете.

 Какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме.

 Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (конкретный способ, или прием, или задание).

 Как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему.

 Как, с помощью каких критериев вы предполагаете оценить успешность проведения данного занятия.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

рефлексия эмоционального состояния и настроения;

рефлексия деятельности на уроке;

рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.

Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.

Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями

Доклад на тему Эффективные методы обучения

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ"

Ключевые направления формирования умений работы с текстом

«Инсерт»

Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

«дерево знаний»

маркировочная таблица "ЗХУ",

кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке.

синквейн (происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк)


© 2010-2022