Сценарий внеклассного мероприятия по математике «Математика и мир искусства»

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия по математике

«Математика и мир искусства»

- Добрый день!

- В эфире математический канал с устным журналом «Математика и мир искусства». ( Слайд №1)

- Некоторые считают, что математика - «сухая наука». Но это вовсе не так. В ней много удивительного. Ею всегда интересовались не только «чистые» математики, но и люди других профессий. Например: (Слайд №2)

- Русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет;

- Крупнейший русский математик XIX в. Буняковский В.Я. был поэтом;

- Математику любили Гоголь, Пушкин, Лермонтов, а Л.Н. Толстой занимался составлением арифметических задач.

Поэтому эпиграфом нашего журнала будут слова Н.Е. Жуковского:

(Слайд №3)

«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».

Наш журнал посвящён математикам, которые были связаны с миром культуры.

1. Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,

Сражённый за великие творенья.

Пусть вспомниться известный вам Виет,

Открывший формулу для уравнений.

2. Тебе знаком талантливый Декарт -

Систем координат создатель.

Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,

Коперник геометрии, творец, ваятель.

3. Велик и ныне Чебышев - титан,

А Софья Ковалевская - чудесная «русалка»!

Талант могучий был им дан

Дана была им гениальная смекалка.

4. Творцы великих мыслей и идей,

Какие род людской вынашивал столетья.

Пройдя сквозь бури трудных дней,

Переживут уже тысячелетья.

5. Запомни то, что Гаусс всем сказал:

«Наука математика - царица всех наук».

Не зря поэтому он завещал -

Творить в огне трудов и мук.

6. Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей.

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,

Каких дала история до наших дней.

7. Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы, может быть!

Но будешь офицером ты, учёным,

И будешь честно Родине служить

1 страница нашего журнала посвящена одному из самых таинственных героев поворотной эпохи - Пифагору. (Слайд № 4)

Пифагор - это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину так же постоянно, как дельфийский оракул. («Пифагор» значит «убеждающий речью»).

В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрёл 2000 учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими жёнами и детьми образовали громадную школу и создали государство, названное «Великая Греция», в основу которого были положены законы и правила Пифагора, почитаемые как божественные заповеди.

Пифагор был первым, кто назвал свои рассуждения о смысле жизни философией (любомудрием).

Пифагор был строгим вегетарианцем.

Победителем Олимпийских игр по кулачному бою, V в. до н.э.

Пифагор создал самую яркую и самую современную «религию»: воспитал в человечестве веру в могущество разума, уверенность в том, что ключом к тайнам мировоззрения является математика. Музыка для Пифагора стала даже не средством вдохновения, а предметом научных изысканий, и именно в музыке Пифагор нашёл прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число».

Пифагор рассчитал математические отношения, которые легли в основу построения музыкального ряда. Он полагал, что сочетание звуков благозвучно, если длины струн музыкальных инструментов находятся в правильном отношении. На этой основе были составлены интервалы, лады и вся гамма.

Гармонию этого ряда первым показал Иоганн Себастьян Бах в своем цикле произведений для клавира и органа.

И есть еще одно замечательное явление, которое мы наблюдаем в произведениях таких великих композиторов как Бетховен, Гайдн, Моцарт, Шопен (Слайд № 5): оказывается кульминация - наивысшая точка - находится не в середине произведения, а в «точке золотого сечения». Это придает музыке особую выразительность и гармонию.

Звучит музыка (Слайд № 6)

Кроме этого, теоремой Пифагора и пифагорейской школой восхищается человечество на протяжении всей истории, им посвящают стихи, песни, рисунки, картины. Так, художник Бронников Ф.А. (1827-1902) нарисовал картину «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу»

Картина передаёт пафос преклонения учеников легендарной школы перед единой гармонией, царящей в мироздании («космосе»), музыке и числе.

В Греции была выпущена почтовая марка по случаю переименования острова Самос в остров Пифагорейон. На марке надпись: «Теорема Пифагора. Эллас. 350 драхм». Эта красивая марка - почти единственная среди многих тысяч существующих, на которой изображён математический факт.

2 страница

Известного математика Д. Гильберта однажды спросили о судьбе одного из учеников, подававшего когда-то большие надежды. «А тот, - вспомнил Гильберт - он стал поэтом. Для занятий математикой у него слишком мало воображения».

Но это ни в коем случае не относится к Омару Хайяму, о котором следующая наша страница. (Слайд № 7)

Крупнейший персидский математик родился, вероятно, в 1048 году в городе Нишапур в Хорасане (северо-восток современного Ирана) и умер в 1123 г. (точные даты неизвестны).

«Хайям» означает «палаточный мастер», по-видимому, это была профессия отца. Он жил и работал в Самарканде, Бухаре, Исфахане; занимался астрономией (возглавлял столичную обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря), математикой (написал комментарии к «Началам» Евклида; внёс большой вклад в теорию доказательств).

Как гражданин своей страны и своего времени, Омар Хайям был человеком верующим, а как математик - думающим, что вовсе не способствовало дружбе математика с мусульманским духовенством.

Хайям писал замечательные четверостишия - рубаи, в которых его вольнодумство проявилось во всей полноте, за которые его так ненавидело духовенство, и за которые его по сей день чтит весь мир.


  1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

2. Прекрасно - зёрен набросать полям!

Прекрасно - солнце в души бросить нам!

Но подчинить ДОБРУ людей свободных

Прекраснее, чем волю дать рабам!

3. Благородство и подлость, отвага и страх -

Все с рождения заложено в наших телах.

Мы до смерти не станет ни лучше

Мы такие, каким нас создал Аллах.

4. В сей мир едва ли снова попадём,

Своих друзей вторично не найдём.

Лови же миг! ведь он не повторится,

Как ты и сам не повторишься в нём.

5. Жизнь пронесется, как одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведёшь её, так и пройдёт.

Не забывай: она твоё творенье.

3 страница

«Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство», (Слайд №8) - говорил великий художник Леонардо да Винчи (Слайд №9) и ему посвящена 3 страница нашего журнала.

Он в XVI веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «Тайная вечеря» (Слайд №10), портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.

4 страница

Продолжаем листать странички нашего журнала, хочется вспомнить учёного, жившего в XIX веке и работавшего в области математического анализа, который фактически завершил создание стройной теории математического анализа Карла Теодора Вильгельма Вейерштрасс «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом». (Слайд №11)

Следующий наш рассказ будет о Чарлзе Доджсоне (Слайд №12), - английском священнике, профессоре математики, авторе знаменитой повести - сказки «Алиса в стране чудес», известном под именем Льюис Кэрролл (1832-1898). Однажды «в золотой полдень» во время лодочной прогулки по небольшой тихой речке Айсис молодой преподаватель математики Чарлз Доджсон начал импровизировать сказку для своих юных спутниц - Алисы и её сестёр - дочерей ректора Лиддела.

Счастливо придуманная Кэрроллом страна чудес увлекла не только Алису Лиддел, и не только детей. Когда приключения Алисы стали книгой, оказалось, что она заинтересовала философов, филологов - даже поразила и взбудоражила: столько в ней высказано оригинальных гипотез, что они до сих пор ещё способны вести жгучие споры, высказывать различные догадки и предположения. Короче говоря, день лодочной прогулки, 4 июля 1862 года стал красным днём в истории английской литературы, подарившей миру книгу об Алисе.

Сценка из книги «Алиса в стране чудес» (Приложение 1)

(Слайд №13)

5 страница

«Математик должен быть поэтом в душе», (Слайд №14) - говорила первая женщина математик Софья Ковалевская, о ней пятая страничка нашего журнала. (Слайд №15)

Родилась Софья Ковалевская в 1850 году в семье помещика, генерал-лейтенанта в отставке Василия Васильевича Корвин-Крюковского. Уже в 3-х летнем возрасте Софью считали вдумчивым и самостоятельным ребёнком, имеющим собственное мнение. Маленькой девочке, не умеющей читать и писать, дядя, Пётр Васильевич, любитель математики, подолгу рассказывал о квадратуре круга, асимптотах, бесконечности. Непонятные слова будоражили воображение девочки. В 8-летнем возрасте, при оклейке стен детской комнаты, не хватило обоев, и родители оклеили часть стен лекциями по высшей математике выдающегося математика того времени Остроградского. Странные записи и знаки привлекали внимание девочки, и она часами их рассматривала, пытаясь проникнуть в их смысл. Ежедневное их разглядывание привело к тому, что эти формулы в памяти Софьи запечатлелись навсегда.

В 15 лет девочка начинает серьёзно заниматься высшей математикой. Она от своего учителя узнаёт о пределе, производной. И о чудо! Всё это оказалось знакомым и близким, именно эти понятия были в формулах на стене детской. Софья Ковалевская за свой вклад в развитие математики была признана величайшим учёным, при этом она обучалась в университете, все знания приобретала самостоятельно. Почему? дело в том, что в те же времена в России доступ женщин в высшие учебные заведения был закрыт, учиться в университете можно было лишь за границей, только с согласия отца или мужа, так как отец Софьи не разрешил ей это, она заключила брак с учёным Владимиром Ковалевским.

Сценка (Приложение 2)

В 24 года она закончила университет в Германии и вернулась в Россию доктором философии. Но на Родине не смогла найти применение своему таланту: женщин не брали преподавателями в высшие учебные заведения. И лишь Стокгольмский университет (Швеция) пригласил её на должность профессора математики, в котором она проработала до конца своей жизни.

Вклад Софьи Васильевны в русскую и мировую науку был огромен. За решение задачи о вращении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки Парижская академия наук в 1888 году присудила Ковалевской премию.

Помимо математического таланта Софья обладала незаурядным литературным талантом, и никогда не могла решиться посвятить себя чему-то одному: математике или литературе. Ею были написаны романы (Слайд № 16): "Воспоминания детства», «Нигилистка», «Три дня в шведском крестьянском университете», многочисленные лирические стихотворения. Один из её стихов "Пришлось ли".

Отрывок из стихотворения "Пришлось ли?"

Пришлось ли раз вам безучастно,

Бесцельно средь толпы гулять

И вдруг какой-то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданного волною

Пахнула память прежних лет,

И что-то милое, родное

В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз,

Так много счастья, неги, муки

В них вспоминалось для вас.

Спешили вы привычным слухом

Напев знакомый уловить,

Хотелось вам за каждым звуком,

За каждым словом уследить.

Внезапно песня замолчала

И голос замер без следа.

И без конца и без начала

Осталась песня навсегда.

Трагически закончилась, оборвалась жизнь этой одарённой женщины: в возрасте 41 года возвращаясь из Франции в Швецию, она заболела воспалением лёгких и умерла. И хотя С.В. Ковалевская была вынуждена жить и работать за границей, она в нашей памяти остаётся истинной патриоткой, дочерью России, прославившей свою Родину в науке. (Слайд № 17)

Такая женщина заслуживает, чтобы мы посвятили ей стихотворение поэта-математика Валерия Яковлевича Брюсова.

Стихотворение В. Я. Брюсова «Женщине»

Ты - женщина, ты - книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной,

Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся - от века - на тебя!

«Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это -важнейшие виды прекрасного», - говорил Аристотель.

Поэтому математика достойно того, чтобы о ней слагали стихи. Давайте послушаем их в исполнении наших юных, а в будущем возможно
великих математиков.

Учащиеся 5-х классов читают свои стихи, посвященные математике

На этом наш устный журнал закончен. Мы желаем вам счастья от минус до плюс бесконечности. Чтобы Ваши удачи и победы приумножались, а неудачи и поражения делились и вычитались!

До новых встреч! Благодарим за внимание.

Приложение 1 Сценка из книги «Алиса в стране чудес»

Деликатес: Стыдно, лапочка, не понимать таких простых вещей!

Уж у нас школа была - первый сорт! Ты, может, и этому не поверишь, но даю честное слово: у нас занятия были каждый день!

Алиса: Я, если хотите знать, тоже ходила в школу каждый день. Что

тут особенного? Нечего так уж хвалиться!

Деликатес: Каждый день? Да-а, интересно, на каком же уровне твоя

школа?

Алиса: Простите, я не понимаю, что значит на каком уровне?

Деликатес: На каком уровне она стоит! - Ну от поверхности моря, поняла?

Алиса: Там моря нет. Она стоит в городе. Но я думаю, все-таки выше

моря, конечно, над водой!

Деликатес: Выше? Над водой? Ты серьезно?

(Алиса молча кивнула.)

Деликатес: Ну, тогда это не серьезно! Какое же тогда может быть

сравнение с нашей школой? Это … это верхоглядство, а не

образование, вот что это такое.

Деликатес: Да уж, воображаю, какие вы там получаете поверхностные

знания! У нас мальков - и тех учат гораздо глубже! А уж кто

хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться

до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее

Образование! Но, конечно, это не каждому дано!..

Деликатес: Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не

хватило меня на это. Так я и остался при высшем

образовании…

Алиса: А что же вы учили?

Деликатес: Кучу всяких наук! Ну, первым делом, конечно, учились

Чихать и Пихать. Потом арифметика, вся насквозь: Почитание, Уважение, Давление и Искажение.

Алиса: Почитание - понимаю, Уважение - понимаю, Давление -

понимаю, а вот Искажение? Что это такое?

Деликатес: Не знаешь Искажения? И чему вас там только учат? Ну, хоть

такое простое слово «реставрировать» слыхала?

Алиса: Ну как же, Это… это… по-моему, это - делать, как было

раньше.

Деликатес: Вот именно! А уж если ты после этого не понимаешь, что

такое Искажение, - значит, ты девица-тупица!

Алиса: А какие у вас еще были предметы?

Деликатес: Ну, конечно, Истерия. Истерия, древняя и новейшая, с

биографией. Лживопись, Натюр-Морды, Верчение Тушею…

Алиса: А сколько у вас в день было уроков?

Деликатес: Как обычно: в первый день десять уроков, на следующий -

девять, потом восемь и так далее.

Алиса: Какое смешное расписание!

Деликатес: А с нашими учителями иначе не получалось. Текучий состав:

каждый день кто-нибудь пропадал. Поэтому их и называют

пропадаватели, кстати.

Алиса: Так, выходит, на одиннадцатый день у вас уже были каникулы?

Деликатес: Само собой!

Алиса: А как же потом?

Деликатес: Вот что: хватит уже про науки!

(Уходят)





Приложение 2

Софья Ковалевская

(Драма)1

Старый университетский Гейдельберг. Комната в пансионе фрау Шведлиц, сестры профессора математики. Старинная печь с кораблика­ми на изразцах. Вышитые бисером стихотворные сентенции, написан­ные готическим шрифтом на дорожках, развешанных на стенах, портре­ты Лейбница и Канта. Комната перегорожена шкафом и ширмой на две половины, в каждой из коих стоят одинаковые кровати с пухови­ками. На половине В. О. Ковалевского книги не только на столе, но и на полу, на кровати.

Пьеса Бр. Тур, как и всякое художественное произведение, не может претендовать на документальную точность описываемых собы­тий. В частности, эпизод с решением С. Ковалевской трудной задачи происходил в Берлине во время знакомства ее с будущим учителем, знаменитым математиком К. Вейерштрассом. Эта встреча в действитель­ности не носила такого драматического характера, как в пьесе. Тем не менее пьеса помогает представить эпоху, создает в некоторой мере образ С. Ковалевской.

***

Входит профессор Шведлиц в ермолке, в очках. Он говорит резким, крик­ливым голосом.

Шведлиц. Кто здесь желал видеть меня? (Протя­гивает руку.) Шведлиц, профессор, тайный советник. Го­ворите быстрее, сударыня. Что вам угодно? (Скептически и недоуменно оглядывает Софью и ее платье.)

Соф ь я (волнуясь). Господин профессор . . . У меня к Вам огромная просьба. Я верю, что Вы не откажете мне. Я так наслышана о Вашей доброте, господин профессор…

Шведлиц (роясь в кармане жилета). Сколько? На многое не рассчитывайте.

Софья. Господин профессор, я Вас не понимаю...

Ш в е д л иц. Пожертвование! Я не интересуюсь на какие цели. Говорите прямо - сколько?

Софья(вспыхнув).Как вы смеете…

Шведлиц. Простите, но тогда здесь недоразумение. Какие могут быть дела у Вас ко мне? Я давно уже перестал быть полезен дамам. К сожалению. Честь имею.( Направляется к двери.)

Софья (загораживая собою дверь) . Нет, нет, именно Вы, профессор, необходимы. Вы - моя последняя надежда!

Ш в е д л и ц. Странно. Что же Вам, наконец, угодно?

Софья. Я занимаюсь математикой.

Шведлиц. Вы?! Сударыня, у меня нет времени для шуток.

Софья. Клянусь Вам, это не шутка.

Ш в е д л и ц. Вы чересчур красивы, чтобы заниматься такими глупостями. Это удел для стариков и уродов .

Софья. Умоляю вас, разрешите мне посещать ваши лекции.

Ш в е д л и ц. Поймите, что женщинам категорически воспрещено посещение университета, я не вправе...И потом, сударыня, у дам есть немало других занятий в этой жизни. Женщины должны дарить миру новых математиков, а не становиться ими.

С о ф ь я. Я умоляю... Я ехала к вам из России... Я так люблю ваши труды...

Ш в е д л и ц. (удивленно).. Вы знакомы с моими трудами?

Софья. Еще бы! Ваш метод интегрирования системы уравнений с частными производными- это же великолепно!

Ш в е д л и ц. Вот что. Я позволю вам слушать мои лекции при условии, если вы решите одну задачу. Перо, бумагу!

(Софья подносит ему бумагу и чернила. Шведлиц чертит что-то.) Вот. Понятно? Даю вам срок два часа.

С о ф ь я (радостно). Я вам так благодарна.. (Углубляется в задачу).

Ш в е д л и ц .(тихо) Я ничем не рискую. Даже профессору требуется для этого целый день. Пусть знают эти дамы, как лезть в науку. (к Софье) Итак, сударыня, два часа. Желаю успеха. (Выходит )

***

С о ф ь я (открывает дверь, кричит). Господин профессор! Господин профессор!

Входит Шведл и ц

Ш в е д л и ц. Что вам еще угодно?

С о ф ь я. Вот. (Протягивает ему лист бумаги.)

Шведлиц. (рассматривая написанное). Вы... решили?
(Снимая очки, садится в кресло.) Когда?

С о ф ь я. Сейчас. Только что.

Ш в е д л и ц. Не может быть! Это - чудо... Ведь прошли только минуты... Понимаете ли вы, что это чудо, черт вас подери! За такой срок решить мою теорему! Я всегда ут­верждал, что русские - это загадка! Помяните меня, мы еще будем иметь от них неприятности! (Снимает ермолку, вытирает лоб.)

Софья.(растерянно). Я... я не виновата...

Швед л и ц. Вы давно занимаетесь математикой?

С о ф ь я. C детства.

Швед лиц. То есть как?

С о ф ь я. Смешная история! У нас дома была комната, которая по недостатку обоев была оклеена страницами из учебника по дифференциальному исчислению. Мне нравилось разглядывать забавные задачи. И вообразите, господин профессор, когда позднее я изучала понятия о бесконечно малых величинах, мой учитель удивлялся: я все это уже знала наперед. Не правда ли смешно?

Ш в е д л и ц (пристально глядя на нее) Мадам, вы являетесь таким же нарушением законов природы, как двухголовый теленок. Я удивляюсь, возмущаюсь, но подчиняюсь.

С о ф ь я. Благодарю Вас.

Ш в е д л и ц. Но я не могу вам разрешить посещение лекций. У нас в Германии приход женщины в университетскую аудиторию был бы равносилен появлению живого дракона.

С о ф ь я. Что же делать?

Ш в е д л и ц. Не знаю Ничем не могу помочь. Во всяком случае спасибо Вам за то, что вы дали мне возможность видеть чудо. Честь имею. (Уходит)

15

© 2010-2022