Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Введение                Для определения актуальности выбранной темы служат следующие современные критерии: а) запросы современного информационного общества; б) концепция модернизации российского образования и в) Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС второго поколения). Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимость коренного изменения управления системой образования: она актуализировала важность использования внутренних ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1:Для определения актуальности выбранной темы служат следующие современные критерии: а) запросы современного информационного общества; б) концепция модернизации российского образования и в) Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС второго поколения). Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что назрела необходимость коренного изменения образования.

Получил мощный импульс механизм саморазвития образовательного учреждения, выявилось, что его источники - это творчество руководителей, педагогов, их инновационная деятельность, которая нашла свое отражение, в разработке и внедрении новых подходов к образованию, нового содержания и педагогических технологий.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что умение учиться разовьётся за счёт формирования универсальных учебных действий на уроках математики.

Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.

Слайд 2: Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. К сожалению, многие сегодняшние выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.

Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Так что же такое УУД? То есть цель исследования будет заключаться в изучении всех ступеней формирования универсальных учебных действий конкретно на уроках математики.

Задачи исследования, которые будут изучены далее: совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Основные методы исследования, такие как изучение и анализ научной литературы, педагогические наблюдения, изучение педагогического опыта, обобщение собственного опыта работы.

Слайд 3: Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся.

  • Термин «универсальные учебные действия» - умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирования всех видов УУД (а именно личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных) одновременно можно рассмотреть на примере учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Слайд 4: Классификация универсальных учебных действий.

Вид УУД

УУД обеспечивает

Краткое содержание УУД

Личностные

Ценностно - смысловая ориентацию обучающихся

Сформированность исторического, социального, географического образа России; моральные нормы и ценности, экологическое сознание

Регулятивные

Организация обучающимися своей учебной деятельности

Умение ставить цели и достигать их; принимать решения, осуществлять контроль своей деятельности, прогнозировать события

Коммуникативные

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими

Умение сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать

Познавательные

Умения общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

Владение проектно - исследовательской деятельностью, умение работать с информацией, навыки логического мышления

Слайд 5: Девизом урока СТАНУТ слова:

«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Вовлеки - и я пойму».

Одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном мире. Без изменения подходов в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных задач.

Слайд 6: Девизом урока СТАНУТ слова:

«Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Вовлеки - и я пойму».

Одной из основных задач, которые стоят перед системой образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном мире. Без изменения подходов в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных задач.

Одной из таких важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию научить учиться, способность личности к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания занятий.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

На своих уроках работаю над достижением метапредметных результатов. В связи с этим я в своей работе использую эффективные способы, приемы, средства и формы организации деятельности учащихся и оценивания их образовательных достижений.

Слайд 7: Для осуществления технологического подхода разработала развернутое тематическое планирование (технологические карты) по учебным темам или блокам. Структура карты такова: тема занятия, примерные сроки, перечень предметных результатов с графами «обучающийся научится» и «обучающийся получит возможность научиться». Введён раздел «Оценочная деятельность учителя и учащихся» и «Формирование УУД», где указываются виды оценочной деятельности (см. приложение 2).

Для формирования УУД в соответствии с ФГОС (второго поколения) в свои уроки включаю разные виды деятельности. Для того чтобы замотивировать учащихся, создать эмоциональный настрой, вызвать интерес к учебному материалу, подготовить обучающихся к предстоящей деятельности, применяю занимательные элементы, задания на смекалку, логику, развитие памяти, внимания.

Как сказал Ушинский К. Д. : «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Обеспечивая формирование универсальных учебных действий я опираюсь на принципы: (1. Принцип актуализации межпредметных основ содержания образования; 2. Принцип личностной ориентации содержания образования; 3. Принцип усиления методологической составляющей содержания образования; 4. Принцип обеспечения практической ориентации общего среднего; 5. Принцип усиления содержания образования деятельностного компонента).

Слайд 8: Вывод:

с применением в обучении приемов формирования универсальных учебных действий с применением элементов современных технологий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога) уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования школьника в целом.

И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношениями между учителем и учениками и многим другим.

Одним из наглядных примеров развития и применения УУД у учащихся на уроках математики является проектная работа, в частности на тему «Расчет стоимости ремонта в квартире».

Вопрос. Развитие и применение каких УУД происходит на данном уроке?

На уроке происходит развитие следующих УУД: формирование ценностных ориентаций; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; работа по алгоритму с таблицами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий; владение различными формами речи.

Слайд 9: Выполнение всего проекта занимает от 1 до 2 недель, в зависимости от учебных возможностей классного коллектива. Сначала учащиеся составляют приблизительные планы своих квартир, а затем на уроке приходят к единому мнению о средней 2-х комнатной квартире.

На этом этапе происходит развитие и применение следующих УУД:

осознание, что такое свойства предмета;

умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; моделирование; синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации; формирование математической компетентности.

После составления плана квартиры учащиеся делятся на группы для выполнения домашнего задания на темы «расчет количества обоев для спальни и коридора», «расчет количества обоев для зала и кухни», «расчет количества половой и потолочной краски». В ходе выполнения данного задания учащиеся овладевают такими УУД как:

использование знаково-символической записи математического понятия;

использование индуктивного умозаключения;

совершенствование навыков работы в группе.

Слайд 10: В заключение работы над данным проектом проводится урок по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» в плане и для детей «Расчет стоимости ремонта в квартире», на котором учащиеся представляют свои мини - отчеты, и все данные заносятся в таблицу на доске для дальнейшей работы на уроке.

Основной целью данного урока является рассчитать стоимость ремонта квартиры в зависимости от бюджета семьи, поэтому на следующем этапе занятия ребята самостоятельно делятся на две воображаемые семьи.

Обобщение и вывод (в одной и той же квартире можно сделать ремонт на разную денежную сумму в зависимости от бюджета семьи).

Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать и бегать. Ему нужно научиться только путём подражания и упражнения. Процесс работы по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математике» - это попытка осознать, какие требования предъявляет учительству внешний мир.

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества, а наша с вами задача научить их этому.

Слайд 11: Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося - это жизненная необходимость!!!

Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Одной из таких важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию научить учиться, способность личности к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания занятий.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

На своих уроках работаю над достижением метапредметных результатов. В связи с этим я в своей работе использую эффективные способы, приемы, средства и формы организации деятельности учащихся и оценивания их образовательных достижений.

Слайд

3


© 2010-2022