Урок по теме Тригонометрические уравнения

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алгебра и начала анализа, 10 класс.

Урок по теме «Тригонометрические уравнения».

Бускина Елена Григорьевна, учитель математики.

Цели урока:

  1. Образовательные - обеспечить повторение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля усвоения знаний и умений.

  2. Развивающие - способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

  3. Обучающие - реализация принципа проблемности, выявление общих принципов при решении одного уравнения несколькими способами.

  4. Воспитательные - содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, развивать самостоятельность и творчество; способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов.

Методы обучения: частично - поисковый. Проверка уровня знаний, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, рассмотрение возможности решения одного и того же уравнения различными способами; самопроверка,
взаимопроверка.

Формы организации урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, компьютер, видеопроектор, доска, мел. У учащихся на партах по два подписанных листочка и бланк для записи ответов.

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверочная работа по контролю знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.

  3. Систематизация теоретического материала.

  4. Различные способы решения тригонометрического уравнения sin x - cos x = 1 (задание творческого характера).

  5. Итог урока.

1. Организационный момент. (Презентация. Слайды 1 - 2.)
А. Энштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

Вот мы и займемся сейчас уравнениями. Сегодня на уроке приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решений тригонометрических уравнений.

Перед нами стоит задача - показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений.

2. Проверочная работа. (Презентация. Слайды 3, 4, 5.)

Т е м а: «Решение простейших тригонометрических уравнений».
Ц е л ь: контроль знаний и приведение в систему знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям.

Работа проводится в двух вариантах. Вопросы проецируются на экран.

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Работа окончена, учащиеся меняются работами, отмечают на листочках неправильные шаги и количество правильных ответов, заносят в лист учета знаний.

На экране - слайд 6. (Ответы)

Урок по теме Тригонометрические уравнения

3. Систематизация теоретического материала.

  1. Найти ошибку. (Презентация. Слайд 7)

Цель: повторение понятий арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа.

Урок по теме Тригонометрические уравнения

  1. Устные задания на определение вида простейших тригонометрических уравнений. Презентация. Слайды 8 и 9.

Цель: обобщение знаний по видам простейших тригонометрических уравнений.
На слайдах вы видите схемы решений тригонометрических уравнений. Как вы думаете, какая из схем представленной группы является лишней? Что объединяет остальные схемы?

О т в е т ы :

Слайд 8. 5-я схема лишняя, так как эта схема изображает решение уравнения вида sin x = a; 1, 2, 3, 4, 6 - изображают решение уравнений вида cos x = a.

Слайд 9. 1-я схема лишняя, так как она изображает решение уравнения вида cos x = a;
5-я схема лишняя, так как эта схема изображает решение уравнения вида ctg x = a;
2, 3, 4, 6 - изображают решение уравнений вида tg x = a.

Слайды 10, 11. Установить соответствие: Уравнение ↔ Корни.

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Классификация тригонометрических уравнений.

Цель: привести в систему знания по типам и методам решения тригонометрических уравнений.

Слайды 12 - 17 (Презентация). Составление таблицы по методам решения тригонометрических уравнений.
Ответьте на вопрос теста:

1. Тест: определите метод решения каждого тригонометрического уравнения.

1. Урок по теме Тригонометрические уравнения

2. Урок по теме Тригонометрические уравнения

3. Урок по теме Тригонометрические уравнения

4. Урок по теме Тригонометрические уравнения

5. Урок по теме Тригонометрические уравнения

6. Урок по теме Тригонометрические уравнения

7. Урок по теме Тригонометрические уравнения

8. Урок по теме Тригонометрические уравнения

9. Урок по теме Тригонометрические уравнения

10. Урок по теме Тригонометрические уравнения

Впишите ваш ответ в таблицу:

Учитель: Желаю вам успеха, ребята! Помните, что, решая маленькие задачи, вы готовите себя к решению больших и трудных задач.

Метод решения

уравнения

Уравнения сводимые к алгебраическим

Разложение на множители

Введение новой переменной(однородные уравнения)

Уравнения решаемые с помощью формул сложения

Введение вспомогательного угла

Учащиеся работы сдают (можно предложить гостям проверить выполнение теста) - оценивается индивидуальная работа учащихся.


  1. Различные способы решения тригонометрического уравнения sin x - cos x = 1 (задание творческого характера).

Учитель:

Вы завершили индивидуальную работу, а теперь вспомним: какие способы мы применяли для решения уравнения sin x - cos x = 1?

  1. Приведение уравнения к однородному относительно синуса и косинуса.

  2. Разложение левой части уравнения на множители.

  3. Введение вспомогательного угла.

Я просила ………………..приготовить презентацию этих методов.

Два ученика показывают готовую презентацию.

А теперь я попрошу ответственных в группах выбрать задание - карточку, на каждой карточке указано одно и тоже уравнение sin х - cosx = 1, но предлагается определённый метод решения, отличный от тех, что мы применяли.

1 карточка.

Решить уравнение sin х - cosx = 1, используя формулы приведения, т.е. способом преобразования разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение.

2 карточка.

Решить уравнение sin х - cosx = 1, используя метод приведения к квадратному уравнению относительно одной из функций( применить основное тригонометрическое тождество).

3 карточка.

Решить уравнение sin х - cosx = 1, используя возведение обеих частей уравнения в квадрат.

4 карточка.

Решить уравнение sin х - cosx = 1, используя выражение всех функций через tg x (универсальная подстановка).

5 карточка.

  1. Решить уравнение sin х - cosx = 1, используя графический метод решения.

Затем 4 решения одновременно записываются на доске, а графический способ готовиться на компьютере.

Остальным учащимся в это время предлагается решить уравнение из таблицы.

После оформления решения уравнений на доске, каждый из отвечающих проводит защиту метода своего решения. Остальные записывают в тетрадь только название способа решения.

4. Домашнее задание.

  1. Решить уравнение sin х - cosx = 1 новыми способами.

  2. «Алгебра и начала анализа 10-11»


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

Итак, подведем итоги урока.

Какими методами можно решать тригонометрические уравнения?

Ответы учащихся:

  1. Разложение на множители;

  2. Метод замены переменной:

    • сведение к квадратному уравнению;

    • введение вспомогательного аргумента (метод Ибн Юниса)

    • выражение всех функций через tg x или универсальная тригонометрическая подстановка.

  3. Сведение к однородному уравнению;

  4. Использование свойств функций, входящих в уравнение:

    • обращение к условию равенства тригонометрических функций;

    • использование свойства ограниченности функции.

Рефлексия. Продолжите фразу:

  • Самым сложным на уроке было…определение метода решения уравнения, все было легко, вникнуть в другой способ решения.

  • Самым интересным при работе для меня было…искать ошибки, устанавливать соответствие, решать уравнение новым способом, слушать другие решения.

  • Самым неожиданным для меня было…то, что одно уравнение может иметь столько способов решения.




Приложения.

1 карточка.

Решение уравнения sin x - cos x = 1 способом преобразования разности (или суммы) тригонометрических функций в произведение.

Запишем уравнение в виде Урок по теме Тригонометрические уравнения, используя формулу приведения Урок по теме Тригонометрические уравнения. Применяя формулу разности двух синусов, получим

Урок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравнения;

и так далее, аналогично предыдущему способу.Урок по теме Тригонометрические уравнения

Ответ: Урок по теме Тригонометрические уравнения

2 карточка.

Решение уравнения sin x - cos x = 1 способом приведения к квадратному уравнению относительно одной из функций.

Рассмотрим основное тригонометрическое тождество Урок по теме Тригонометрические уравнения, откуда следует
Урок по теме Тригонометрические уравненияподставим полученное выражение в данное уравнение.
sin x - cos x = 1 Урок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравнения,

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Возведем обе части полученного уравнения в квадрат:

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Урок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравнения

В процессе решения обе части уравнения возводились в квадрат, что могло привести к появлению посторонних решений, поэтому необходима проверка. Выполним ее.

Полученные решения эквивалентны объединению трех решений: Урок по теме Тригонометрические уравнения

Первое и второе решения совпадают с ранее полученными, поэтому не являются посторонними. Остается проверить третье решение Урок по теме Тригонометрические уравненияПодставим.
Левая часть: Урок по теме Тригонометрические уравнения

Правая часть: 1.

Получили: Урок по теме Тригонометрические уравнения, следовательно, Урок по теме Тригонометрические уравнения- постороннее решение.

Ответ:

Урок по теме Тригонометрические уравнения

3 карточка.

Возведение обеих частей уравнения sin x - cos x = 1 в квадрат.

Рассмотрим уравнение sin x - cos x = 1. Возведем обе части данного уравнения в квадрат.

Урок по теме Тригонометрические уравнения;

Урок по теме Тригонометрические уравнения;

Используя основное тригонометрическое тождество и формулу синуса двойного угла, получим Урок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравнения; sin 2x = 0 ; Урок по теме Тригонометрические уравнения.

Полученное решение эквивалентно объединению четырех решений:

Урок по теме Тригонометрические уравнения

(эти решения можно нанести на единичную окружность). Проверка показывает, что первое и четвертое решения - посторонние.

Ответ:

Урок по теме Тригонометрические уравнения

4 карточка.

Использование универсальной подстановки в решении уравнения sin x - cos x = 1. Выражение всех функций через tg x по формулам:

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Запишем данное уравнение с учетом приведенных формул в виде

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Урок по теме Тригонометрические уравненияУрок по теме Тригонометрические уравнения

Получим

Урок по теме Тригонометрические уравнения

Урок по теме Тригонометрические уравнения

ОДЗ данного уравнения - все множество R. При переходе к Урок по теме Тригонометрические уравненияиз рассмотрения выпали значения, при которых Урок по теме Тригонометрические уравненияне имеет смысла, т. е. Урок по теме Тригонометрические уравненияили Урок по теме Тригонометрические уравнения.

Следует проверить, не являются ли Урок по теме Тригонометрические уравнениярешениями данного уравнения. Подставим в левую и правую часть уравнения эти решения.

Левая часть: Урок по теме Тригонометрические уравнения.

Правая часть: 1.

Получили 1=1. Значит, Урок по теме Тригонометрические уравнения- решение данного уравнения.

Ответ:

Урок по теме Тригонометрические уравнения

5 карточка.

Рассмотрим графическое решение уравнения sin x - cos x = 1.

Запишем рассматриваемое уравнение в виде sin x = 1 + cos x.

Построим в системе координат Оxy графики функций, соответствующих левой и правой частям уравнения. Абсциссы точек пересечения графиков являются решениями данного уравнения.

y = sin x - график: синусоида.
y = cos x +1 - график: косинусоида y = cos x, смещенная на 1 вверх по оси Oy. Абсциссы точек пересечения являются решениями данного уравнения.

Ответ:

Урок по теме Тригонометрические уравнения


© 2010-2022