- Преподавателю
- Математика
- Конспект занятия по теме «Множества. Операции над множествами»»
Конспект занятия по теме «Множества. Операции над множествами»»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Абросимова М.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Путешествие по маршруту «Золотое кольцо России» по теме «Множества. Операции над множествами»».
Содержание:
-
Пояснительная записка 3
-
Основная часть 7
-
Заключение 11
-
Список литературы 12
-
Приложение 13
Пояснительная записка
Стремительное технологическое развитие, динамично меняющиеся в современном мире реальности, культурное разнообразие начинают опережать способности человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, прогнозировать перспективы. В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активного думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Последовательная реализация системно - деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
-
придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
-
более гибкое и прочное усвоение знаний обучающихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
-
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
-
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
-
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Основной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у ребят сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Эмоциональная направленность состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Организуя это, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.
«Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии …» *
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности.
«Только, то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание». Л. С. Выготский.
Моё учебное занятие проводится в форме игры.
Такая форма занятия:
- максимально активизирует учебную деятельность в связи с использованием в рамках игровой - технологии проблемного, группового обучения, ИКТ;
- способствует повторению и систематизации учебного материала;
- предоставляет обучающимся возможность получить знания и практический опыт в личностно - значимой для них деятельности, формировании компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки;
- создать ситуацию успеха для каждого;
- позволяет педагогу провести мониторинг образовательных результатов обучающихся методом наблюдения.
(возможно включённое наблюдение) незаметно для них.
*Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Игра состоит из этапов:
-
Введение в игру (педагог знакомит обучающихся с ситуацией, целью и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляет консультирование и инструктаж).
-
Погружение в игру (получение игрового задания).
-
Изучение и системный анализ проблемы (актуализация знаний).
-
Игровой процесс (поиск и выработка вариантов решений, принятие решения)
-
Общая дискуссия (презентации работы , обмен мнениям, оппонирование)
-
Подведение итогов игры (оценка работ, принятие решения)
-
Рефлексия (анализ степени удовлетворённости участников, затруднений, высказанных ими)
-
Вывод из игры (предложения).
Основная часть
Конспект урока.
-
Тема урока «Путешествие по маршруту «Золотое кольцо России» по теме «Множества. Операции над множествами»».
-
Возраст обучающихся 16-17 лет_______________
-
Название предмета_Элементы математической логики
-
Авторы урок составлен с использованием нормативных документов, специальной литературы и на основе личного опыта педагога.
-
Вид урока Интеллектуальная игра _____
-
Тип урока _ обобщение и систематизация знаний ________
-
Цель урока _ обобщение и систематизация знаний студентов в интересной игровой форме по теме «Множества. Операции над множествами» путем решения задач, используя мультимедиа технологии.
-
Проблемы, решаемые обучающимися:
Образовательные:
-
закрепить теоретические знания: понятие множества, элемент множества, виды множеств, отношения между множествами, операции над множествами;
-
сформировать умения применять полученные теоретические знания определения множества и его элементов, умения охарактеризовать множество, выполнять действия над множествами (объединение и пересечение), изображать множества с помощью диаграмм Эйлера-Венна, применять данные знания для решения прикладных задач;
-
формировать информационно-коммуникативную компетенцию;
Развивающие:
1.развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
2.формировать информационную культуру, овладение навыками контроля и самоконтроля;
3.развитие внимания, памяти, речи, воображения, умения находить оптимальные решения, развитие трудовых навыков;
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к историческим объектам нашей страны;
2.формировать осознанные мотивы учения, самосовершенствования, самовоспитания;
3.воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
-
Планируемые результаты:
Предметные закрепление знаний, умений и навыков работы
регулятивные УУД_ умение ориентироваться в ситуации, спланировать работу,
оценить уровень её выполнения, принять решение;
познавательные УУД умение выстраивать стратегию поиска решения;
коммуникативные УУД умение организовать сотрудничество, аргументировать свою точку зрения;
личностные результаты_ готовность к принятию ситуации, саморазвитию; творческое развитие,
руководство принятыми правилами.
-
Оборудование ПК учителя, мультимедиа проектор, карточки с заданиями «Гербы городов» (6 задач) по теме: «Множества. Операции над множествами», презентация с изображением достопримечательностей древних городов России.
-
Этапы урока (см. ниже).
№ п/п | Этапы занятия | Задача педагога | Технологии, методы, приёмы деятельности | Содержание этапа занятия |
Мотивационно-проблемный | Адаптировать обучающихся к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию. | Технологии: игровая, и дифференцированного обучения; методы: объяснительно-иллюстративный, (беседа); приёмы: введение в игру, консультирование, инструктаж. | Уважаемые студенты, сегодня у нас заключительный урок по теме «Множества. Операции над множествами», проведем его в форме путешествия. Мы отправимся с вами по «Золотому кольцу России» - один из самых популярных туристических маршрутов, включающих в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Вам предстоит составить карту расположения этих городов. Перед вами стоит задача: в течение нашего путешествия закрепить полученные на прошлых занятиях знания по теме: «Множества. Операции над множествами» путем решения задач. Вы будете решать задачи с карточки, которая находится у вас на столе. Всего в карточке 6 задач. Даны гербы этих городов. Вы решаете задачи из таблицы №1 на листочке и запишите ответы в таблицу№2. Используя таблицу №2, узнаёте, какие из городов входят в "Золотое кольцо" и впишите их названия в столбик рядом с гербом города. Листок с решением задачи вы по очереди приносите мне на проверку. Если задача решена правильно, то вы приступаете к решению следующей задачи, получая проездной билет к следующему городу, если задача решена не верно, то вы садитесь на место и дорабатываете решение, исправляя свою ошибку. Каждая правильно решенная задача дает право посещения одного из городов Золотого кольца России. Учитывая найденные ответы в таблице №2 и нумерацию гербов в таблице № 1, дополняете названиями схему расположения этих городов. Задачи можно решать в любой последовательности. Желаю Вам удачи. | |
| Деятельностный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации. | Технологии: игровая, дифференциального обучения, здоровьесб.; методы: частично-поисковый, исследовательский; приёмы: беседа. | Листок с решением задачи студенты по очереди приносят на проверку преподавателю. Если задача решена правильно, то студент приступает к решению следующей задачи, получая проездной билет к следующему городу, если задача решена не верно, то он садитесь на место и дорабатываете решение, исправляя свою ошибку, получив консультацию у педагога. |
| Контрольный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям. | Технологии: игровая, ИКТ, здоровьесб.; методы: объяснительно-иллюстр., частично-поисковый; приёмы: обсуждение. | Студенты сдают карточки с решением преподавателю, получают консультацию. |
| Рефлексивный | Организовать оценку обучающимся результата деятельности по определённым им критериям; соотнести правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок. | Технологии: игровая; метод: объяснительно-иллюстративный; приёмы: оппонирование, принятие решение. | При подведении итогов игры студенты подводят итоги своего путешествия . На этапе рефлексии участники игры делятся информацией о тех затруднениях, которые испытали во время игрового процесса.
|
| Коррекционый | Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | Технологии: игровая;, метод: объяснительно-иллюстративный; приёмы: объяснение, беседа, предложение. | Отдельные студенты, показывают на доске свои решения. Педагог проводит беседу о восполнении пробелов учебного материала. После решения задач преподавателем подводятся итоги выполнения работы, в виде обзорной экскурсии по древним городам Золотого кольца России. Выставление оценок за урок.
|
Заключение
В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.
Для реализации активного участия в уроке каждого студента, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
Рекомендуемое количество учебного времени для проведения игры - 2 сдвоенных учебных часа. Для того, чтобы участники чувствовали себя комфортно, не испытывали сильных затруднений в процессе игры, в течение нескольких занятий до проведения игры необходимо выделять часть учебного времени для актуализации знаний и умений обучающихся по основным разделам , используя методы беседы, практического задания, тестирования с последующим обсуждением результатов. Именно соблюдение этого условия поможет обучающимся проявить положительные результаты во время проведения игры и пережить ситуацию успеха, что является необходимым для развития мотивации познавательной деятельности и формирования положительной самооценки.
Необходимо уделять внимание соблюдению двигательного режима обучающихся: во время деятельностного этапа игры они подходят к преподавателю.
Список литературы
-
Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
-
Внеклассная работа по математике/ З.А. Альхова, А.В. Макеева/ Саратов -2010 г.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256с.
-
Первушина Е.В. Способности ребёнка. Как выявить и проявить? СПб.: Изд-во «Вектор», 2007. 287с.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544с
-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 288с.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1996 . 671с.
-
Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
-
Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2005.
-
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург : Деловая книга, 1999.
-
Леонова Е.В. Непрерывное образование и проблема адаптации детей и молодёжи. Монография. - Шуя: изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012.
9