Рабочая программа по математике (9 класс) к учебникам А. Г. Мордкович и Л. С. Атанасян

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и  составлена на основе следующих документов:1.      Стандарт основного общего образования по математике.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в 9 классе на изучение математики отводится 5 часов в неделю или 175 часо...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и составлена на основе следующих документов:

1. Стандарт основного общего образования по математике.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в 9 классе на изучение математики отводится 5 часов в неделю или 175 часов в год, при этом реализуется типовая программа «Алгебра 9 класс» для общеобразовательных учреждений авт. А.Г. Мордкович в объеме 107 часов и на изучение геометрии отводиться 68 часов в год. Курс математики 9 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия», которые изучаются блоками. В соответствии с этим составлено тематическое планирование.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью материала.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. С учетом возрастных особенностей каждого класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.









Учебно-тематическое планирование

Уроков математика

Классы: 9 класс

Учитель: Болотникова Елена Юрьевна

Кол-во часов за год:

Всего _____175

В неделю 5 часов

Плановых контрольных работ:____, самостоятельных ______,

тестов:___

Административных контрольных уроков:___

Планирование составлено на основе образовательной программы по математике

О.В.Занина, И.Н.Данкова . Поурочные разработки по алгебре: 9 класс М.ВАКО,2010

Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс- М.ВАКО, 2009



Наименование раздела темы

Кол-во

часов по разделу

Кол-во

часов по теме

к/р, тесты

Дата проведения

Примечание

ГЛАВА 1. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА И ИХ СИСТЕМЫ

15



Линейные и квадратные неравенства.

3

тест


Рациональные неравенства.

Множества и операции над ними

7

тест


Системы рациональных неравенств.

4


Контрольная работа № 1

1

к/р

ПОВТОРЕНИЕ.

ВЕКТОРЫ

2


Понятие вектора

1


Сложение и вычитание векторов

3

с/р

Умножение вектора на число.

3

с/р

Применение векторов к решению задач

1


МЕТОД КООРДИНАТ

10


Координаты вектора

2

с/р

Простейшие задачи в координатах

2


Уравнения окружности и прямой

3

с/р

Метод координат. Решение задач по теме

2

с/р

Контрольная работа №2

1


СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ

16


Основные понятия.

3

с/р

Методы решения систем уравнений.

6


с/р

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

6



с/р

Контрольная работа №3

1

к/р

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ

12


Синус, косинус, тангенс угла

3



с/р

Соотношения между сторонами и углами треугольника

5



с/р

Скалярное произведение векторов

2

с/р

Скалярное произведение векторов Решение задач по теме

1

Контрольная работа № 4

1

к/р

ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ.

26


Определение числовой функции.

2


Область определения, область значений функции.

4

с/р

Контрольная работа № 5

1

к/р

Способы задания функции.

3


Свойства функций.

3



с/р

Чётные и нечётные функции.

Подготовка к ГИА

3



с/р

Контрольная работа №6

1

к/р

Функции y = xп ( п Î N), их свойства и графики.

2


Функции y = x -п ( п Î N), их свойства и графики.

3


Функции y = √x , её свойства и график.

3

с/р

Контрольная работа № 7

1

к/р

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА

12


Правильные многоугольники

4



с/р



Длина окружности и площадь круга

4



с/р


Длина окружности и площадь круга. Решение задач

3


Контрольная работа №8



1

к/р

ДВИЖЕНИЯ

8


Понятие движения

3


Параллельный перенос и поворот

3

с/р


Движения. Решение задач

1


Контрольная работа № 9

1

к/р

ПРОГРЕССИИ.

16


Числовые последовательности.

4


Арифметическая прогрессия.

Подготовка к ГИА

5


Геометрическая прогрессия.

Подготовка к ГИА

6


Контрольная работа № 10

1


НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ

9


Многогранники

4


Тела и поверхности вращения

3


ОБ АКСИОМАХ ПЛАНИМЕТРИИ

2


ПОВТОРЕНИЕ

6


ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

12


Комбинаторные задачи.

5



Статистика - дизайн информации.

2



Простейшие вероятностные задачи.

2


Экспериментальные данные и вероятности событий.

2


Контрольная работа № 11

1


ПОВТОРЕНИЕ.

15


Итоговая контрольная работа

1


Резерв

4










Содержание тем учебного курса

Раздел

Содержание

Количество часов

Рациональные неравенства и их системы

Линейные и

квадратные неравенства. Рациональные неравенства. Множества и операции с ними.

Системы рациональных неравенств

15

Системы уравнений.



Целое уравнение и его корни. Уравнения, приводимые к квадратным. Решение дробно-рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.

Уравнения с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени . Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.

16

Числовые функции

Понятие функции. Область определения и область значений функции. График функции. Способы задания функции. Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Свойства функций. Квадратичная функция, ее график. Координаты вершины параболы. Ось симметрии. Построение графика квадратичной функции. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат. Квадратный трёхчлен и его корни. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители.

26

Арифметическая и геометрическая прогрессии.



Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Сложные проценты.

16 часов.

.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Вероятность. Частота событий. Равновозможные события, подсчет. Их возможности, представление о геометрической вероятности.

12 часов.

Повторение

Повторение тем 7-9 классов.

15 час.

Геометрия.

Раздел

Содержание

Количество часов

Повторение.

Повторение основных тем курса геометрии 8 класса.

2 час.

Векторы.

Вектор. Длина ( модуль) вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сумма двух векторов. Законы сложения. Правило параллелограмма. Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Угол между векторами ( вводное понятие).

8 часов.

Метод координат.

Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

10 часов.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус. тангенс, котангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема синусов и теорема косинусов, примеры их применения. Скалярное произведение векторов.

12 часов.

Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.

12 часов.

Движения.

Понятие движения. Примеры движений фигур. Симметрия. Осевая симметрия (повторение). Параллельный перенос. Поворот. Центральная симметрия (повторение). Понятие о гомотетии. Об аксиомах планиметрии.

8 часов.

Начальные сведения о стереометрии.

Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера и шар.

9 часов.

Об аксиомах

2 часа

Повторение.

Повторение курса 9 класса.

7 часов.



Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения математики ученик должен

Знать/ понимать:

1.Существо понятия математического доказательства.

2.Приводить примеры доказательств.

3.Существо понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов.

4.Как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач.

5.Как математические функции могут описывать реальные зависимости, приводить примеры такого описания.

6.Как потребности науки привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.

7.Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира, примеры статистических закономерностей и выводов.

8.Каки образом геометрия возникла из практических задач землемерия, примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

9.Смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Алгебра.

Уметь:

1.Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать из формул одну переменную через остальные.

2.Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями с многочленами и с алгебраическими дробями, выполнять разложение многочленов на множители, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

3.Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.

4.Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы.

5.Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы.

6.Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.

7.Изображать числа точками на координатной прямой, определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, изображать множество решений линейного неравенства.

8.Распознавать арифметические и геометрические прогрессии, решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов .

9.Находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу, находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.

10.Определять свойства функции по ее графику, применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.

11.Описывать свойства изученных функций, строить их графики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.Выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, для нахождения нужной формулы в справочных материалах.

2.Моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

3.Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.

4.Интерпертации графиков реальных зависимостей между величинами.

Геометрия.

Уметь:

1.Пользоваться геометрически языком для описания предметов окружающего мира.

2.Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.

3.Изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур.

4.Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их.

5.В простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел.

6.Проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.

7.Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 градусов до 180 градусов определять значения тригонометрических функций по заданным значения углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них, решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, отображения симметрии.

8.Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

9.Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.Описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы.

2.Решения геометрических задач с использованием тригонометрии.

3.Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства), построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статики и теории вероятностей.

Уметь:

1.Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений.

2.Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках составлять таблицы, строить диаграммы и графики.

3.Решать комбинированные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения.

4.Вычислять средние значения результатов измерений, находить частоту события, используя собственные наблюдения, готовые статистические данные.

5.Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.Выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге.

2.Распознавания логически некорректных рассуждений.

3.Записи математических утверждений, доказательств, анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц.

4.Решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использование действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости.

5.Решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.

6.Сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.

7.Понимания статистических утверждений.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Алгебра

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;





Перечень учебно-методического обеспечения

  1. А.Г. Мордкович Алгебра 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2008;

  2. А.Г. Мордкович, Алгебра 9 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2008;

  3. А.Г. Мордкович, Е.Е Тульчинская Алгебра: Тесты для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007;

4. О.В. Занина,И.Н.Данкова Поурочные разработки по алгебре М . ВАКО,2007

5. «Геометрия 7-9» (Л.С. Атанасян), М., «Просвещение», 2005 г., 12-е издание

6. Всемирная сеть интернета

7. .Атанасян Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя.-М.Просвещение,2005

8. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 9 класс- М.ВАКО,2008

Образовательные диски

Геометрия 7-9 Дидактический и раздаточный материал Издательство «Учитель», 2011г, Волгоград

АЛГЕБРА Поурочные планы 7-9 классы Издательство «Учитель»,2011г. Волгоград

Математика 5-11 классы. Практикум 2004 г.

26

© 2010-2022