- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока на тему Измерительные работы на местности
Конспект урока на тему Измерительные работы на местности
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тимирова К.Н. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Предмет: геометрия 8 класс.
Тема: «Измерительные работы на местности».
Учитель математики: Мещерякова Ольга Петровна, М ОУ «СОШ №110».
Продолжительность проекта: 2 урока.
Учебная тема: «Подобие треугольников».
Проблема: измерить высоту здания ДК «Железнодорожник», применяя знания о подобии треугольников.
Цели проекта:
-
Формирование умений и навыков применять признаки подобия треугольников при выполнении измерительных работ на местности.
-
Развивать потребность в познании, умение принимать решение, осуществлять поиск направления и методов решения проблемы.
-
Применять знания в необычных ситуациях.
-
Воспитывать умение сотрудничать, работать в группе, развивать чувство ответственности.
Задачи проекта:
-
Организовать исследовательскую работу по измерению недоступных расстояний на местности.
-
Способствовать развитию интеллектуальной активности учащихся.
-
Организовать работу учащихся с компьютером и дополнительной литературой.
Форма продукта: презентация или буклет.
Оборудование:
-
учебно-методический комплект «Геометрия на вольном воздухе»
-
персональный компьютер
-
Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», Глейзер Г.И. «История математики в школе».
Ход 1 урока
-
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности. Организация внимания.
-
Вводное слово учителя.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.Н.Крылова «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение».
Сегодня вам, ребята, предстоит выяснить, как средствами математики можно определить высоту предмета или расстояния до недоступного объекта, просто гуляя по улице и не имея с собой никаких измерительных приборов.
-
Работа с учебником.
Как это сделать, вы сможете узнать, прочитав самостоятельно текст «Измерительные работы на местности» стр. 144 - 145 учебника.
Решите задачу № 579.
Контрольные вопросы:
-
Что использовали для измерения высоты столба?
-
Чтобы определить высоту столба с помощью шеста с вращающейся планкой, какие необходимо сделать измерения?
-
Переводя практическую задачу на язык математики, какой теоретический материал вы использовали при вычислениях.
(В зависимости от уровня класса вопросы могут быть более подробными).
Задача № 583.
Составить план действий для определения ширины реки.
Примерный план.
-
На местности выбрать точку А и точку на берегу так, чтобы АВ было перпендикулярным берегу. Точка В - точка на противоположном берегу.
-
На берегу реки выбрать точку С, отличную от .
-
Измерить углы АС и АСВ.
-
Сделать рисунок на листе бумаги в некотором масштабе и провести параллельно ВС.
-
Доказать подобие треугольников и найти неизвестный член пропорции.
4) Практическая работа.
Существуют различные средства, с помощью которых можно определить высоту предмета. Опираясь на материал учебника, дополнительную литературу (Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», Глейзер Г.И. «История математики в школе»), измерьте высоту здания ДК «Железнодорожник», применяя:
-
Булавочный прибор;
-
Зеркало;
-
Шест с вращающейся планкой.
-
Фотографию объекта.
Отчет о своей работе представить в виде презентации или буклета, выполненными на компьютере к следующему уроку. (Деление класса на группы). Если возникнут вопросы по ходу выполнения работы, можно проконсультироваться у меня после уроков.
-
Демонстрация презентации УМК «Геометрия на вольном воздухе».
В качестве примера как можно оформить свою работу я покажу вам презентацию «Применение теоремы Пифагора для измерения глубины озера Чередовое», выполненную вашими предшественниками. (Показ)
-
критерий оценки проекта.
Выработать вместе с учащимися критерий оценки. Возможный вариант.
№
Критерии оценки
(до 5 баллов)
Самооценка
Оценка одноклассников
Оценка учителя
1
Достигнутый результат
2
Оформление проекта
3
Представление
4
Ответы на вопросы
5
Практическая деятельность
6
Умение работать в группе
Всего баллов:
Итоговая оценка:
(среднее арифметическое)
Раздать бланк с критериями оценок каждой группе.
-
Домашнее задание.
Подготовить презентации.
Ход 2 урока
-
Организационный момент.
Вводное слово учителя.
-
Презентационный этап.
Демонстрация отчетов по измерению высоты здания ДК «Железнодорожник» с помощью:
-
булавочного прибора;
-
шеста;
-
зеркала;
-
фотографии.
3) Обсуждение презентаций.
По ходу организовать деловую беседу - вопросы и ответы.
Примерные вопросы:
-
Какие выполняли измерения?
-
С какими трудностями столкнулись?
-
Какие математические знания были необходимы для достижения целей?
-
Удобен ли способ на практике?
-
Насколько точны измерения, какова погрешность измерения?
-
С какими еще способами измерения вы познакомились?
4 ) Контрольный этап.
Анализ результатов выполнения проектов и оценка качества. Появление таблицы оценивания нВ экране.
-
Подведение итогов. Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме «Подобие треугольников».