- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике по теме Разложение разности квадратов на множители
Конспект урока по математике по теме Разложение разности квадратов на множители
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожевникова Л.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАЗЛОЖЕНИЕ РАЗНОСТИ КВАДРАТОВ НА МНОЖИТЕЛИ
план-конспект урока алгебры в 7 классе
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»
Л.А. Кожевникова, учитель математики
1 квалификационной категории
21.05.2012
Урок алгебры в 7 классе
«Разложение разности квадратов на множители»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
1) образовательные: продолжить обобщение и систематизацию теоретических знаний по разложению многочленов на множители; совершенствовать навыки применения различных способов для разложения многочленов на множители; познакомить с новым способом разложения многочленов на множители;
2) развивающие: развивать память учащихся, их способность к аналитико-синтетической и сравнительной деятельности, умение проводить аналогии; учить видеть связь математики с окружающей жизнью;
3) коррекционные: формировать грамотную речь учащихся, совершенствовать чёткое проговаривание всех терминов и понятий;
4) воспитательные: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов, уважительное отношение к окружающим.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал.
План урока
-
Организационный момент (1 мин.).
-
Эмоциональный настрой (5 мин.).
-
Словарная работа (5 мин.)
-
Мотивация (15 мин.).
-
Физминутка (3 мин.).
-
Закрепление изученного материала. (8 мин.).
-
Постановка домашнего задания (1 мин.).
-
Рефлексия (2 мин.).
I .Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Разложение многочленов на множители». Давайте все вместе подумаем и определим для себя, что мы:
- знаем: несколько способов для разложения многочленов на множители;
- умеем: применять эти способы;
- хотим: узнать о других способах разложения многочленов на множители.
Учитель. Давайте поставим себе такую цель на уроке - найти новый способ разложения многочленов на множители. Урок мы начнем с речевой разминки.
1 задание: прочитать числа - 1034; 2,097; 2 1/3; -1000278.
2 задание: прочитать выражения:
-
а2; 0,62; (7х)2; n3
-
ах; 2cd; 3ab; 2m2n3
-
(a + c)2; (c - 2)2; a2 - c2; a3 + c3
III. Словарная работа.
Учитель. Словарную работу мы сегодня проведём, разгадывая кроссворд.
-
Равенство, содержащее переменную. (Уравнение)
-
Сумма одночленов. (Многочлен)
-
Как называются слагаемые, которые имеют одинаковую буквенную часть. Например, 2х, -15х, 7х. (Подобные)
-
Зависимость, при которой каждому значению независимой переменной ставится в соответствие единственное значение зависимой переменной. (Функция)
-
Бывает числовое, бывает с переменными. (Выражение)
-
Функция вида у=кх+b. (Линейная)
-
Прямоугольный параллелепипед с равными рёбрами. (Куб)
Учащиеся записывают слова в тетрадь.
Учитель. Из выделенных букв попробуйте составить слово.
Ученик. Получилось «Формулы».
Учитель. Для чего нам нужны формулы в математике?
Ученик. Чтобы раскрывать скобки, раскладывать многочлены на множители
Учитель. Не случайно именно это слово было зашифровано в кроссворде. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной формулой, а какой - узнаем чуть позже.
IV. Мотивация.
Учитель. На предыдущих уроках мы с вами начали составлять кластер по теме «Разложение многочленов на множитель» и уже заполнили несколько блоков. Что мы вписывали в блоки кластера?
Ученик. В отдельные блоки кластера мы вписывали различные способы разложения многочленов на множители.
Учитель. Давайте вспомним их и покажем, как можно их применить на конкретных примерах.
З
1) 3mn2 - 6m2n
2) х2 + 4ху + 4у2
3) с2 - d2
4) ax + bx - ay - by
5) 25a2 - 30ab + 9b2
6) 5х3 + 10х2 + 30х
7) 36х2 - 81у4
8) b6 - 3b4 - 2b2 + 6
адание: По кластеру вспомнить способы разложения многочленов на множители и из предложенных многочленов для каждого способа выбрать тот, где он применяется:
Ученики проговаривают вслух правила, и 1 ученик записывает решение на доске, остальные - в тетради. После разбора 3 способов на доске остаются 2 многочлена (№3 и №7), которые ребята не знают, как разложить на множители.
Учитель. Ребята, данные многочлены тоже можно разложить на множители, но другим способом, не зря же в нашем кластере осталось два незаполненных блока. Давайте попробуем догадаться как.
Вопросы к классу:
-
прочитайте многочлен (разность квадратов выражений c и d)
-
где мы недавно встречались с такими многочленами? (при умножении разности двух выражений на их сумму)
-
запишите тождество с помощью букв (на доске: (a - b)(a + b) = a2 - b2)
-
можно ли в этом тождестве поменять местами левую и правую части? (да, в любом тождестве части можно менять местами)
Дети записывают в тетрадях: a2 - b2 = (a - b)(a + b)
Ученик. Значит, разность квадратов двух выражений равна произведению разности двух выражений на их сумму.
Учитель. Правильно! Мы с вами получили тождество, которое называют формулой разности квадратов. В учебнике это правило записано в п.35. Прочитаем его ещё раз и запишем в пустой блок кластера ещё один способ разложение многочленов на множители - по формуле квадрата разности. А теперь вернёмся к нашим многочленам.
1 ученик решает на доске.
с2 - d2 =
36х2 - 81у4 =
Учитель. Какой вывод можно сделать из решения 2 задания? Как нужно применять формулу?
Ученик. Чтобы применить формулу разности квадратов необходимо сначала каждый член двучлена представить в виде квадрата какого-нибудь выражения.
Учитель. Правильно! А теперь давайте немного отдохнём.
V. Физкульминутка и гимнастика для глаз:
1. Руки к плечам, выполняются вращения плечами вперёд и назад.
2. Соединение рук за спиной (правая сверху, левая снизу, затем руки меняются).
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.
VI. Закрепление изученного.
Учитель. Молодцы! Продолжим и выполним упражнения из учебника.
№ 883 (устно), 884(1 столбик)
VII. Домашнее задание.
Учитель. Ребята, в нашем кластере остался ещё один незаполненный блок. Как вы думаете, почему?
Ученик. Наверное, есть ещё один способ разложения на множители многочленов.
Учитель. Да. Дома в учебнике найдите формулу и название формулы 5 способа и внесите в кластер.
VIII. Рефлексия.
Каждый ученик получает листок с рефлексивным тестом:
-Я узнал(а) много нового.
-Мне это пригодится в жизни.
-На уроке было над чем подумать.
-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Учитель. Ребята, поставьте знак «+», если считаете, что утверждение вам подходит. А теперь, поднимите руки те, у кого пять «+», четыре «+», и т.д. Это ваша оценка мне за наш урок. А ваши оценки …
Используемая литература и ресурсы
-
Примерная программа общеобразовательных учреждений. Математика 5-9 классы. М: «Просвещение», 2008.
-
Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2011 год.
-
Изучение алгебры в 7-9 классах/ Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2011.
-
Уроки алгебры в 7 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. - М.: Просвещение, 20010.
-
Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2007-2008.
-
festival.1september.ru/