- Преподавателю
- Математика
- Методические разработки Счастливый случай, Сложение и вычитание смешанных чисел
Методические разработки Счастливый случай, Сложение и вычитание смешанных чисел
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Салаватова П.М. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Утверждаю
Зам. по УВР
_________Ахмадулаева Х.К.
Протокол № ___
« » _____ 2014г.
Методическая разработка урока
по математике в 5 классе
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Автор - учитель математики ФГКОУ «СОШ №16»
Салаватова Пахрузат Мамашевна
2014 год
Содержание
1.Содержание………………………………………………….…………………..1
2.Ход урока
2.1. Организационный момент………………………………………………..2
2.2. Подготовка к основному этапу…………………………….…………….3
2.3. Мотивация и целеполагание, введение в тему………………………….3
3.Основная часть урока
3.1. Изучение нового материала………………...…………………………….3
3.2. Первичное закрепление нового материала……………………………...3
4.Подведение итогов……………………………………………………………...3
5.Домашнее задание………………………………………………………………3
Урок математики в 5 классе.
«Сложение и вычитание смешанных чисел.»
Дата проведения: 21.01.2014г.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений на сложение и вычитание смешанных чисел.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формированию умения выполнять арифметические действия со смешанными числами, выделять целую часть из неправильной дроби и представлять число в виде неправильной дроби;
Развивающая: развивать долговременную память, мыслительные операции (анализ, сравнение), умение делать выводы на основе изученного материала, способствовать эмоциональному восприятию происходящего;
Воспитательная: продолжить работу по расширению и обогащению словарного запаса учащихся, по развитию слухового восприятия, прививать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, карточки, учебник под редакцией Н.Я.Виленкина и др. «Математика 5».
№
п/п
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1.
Информационно-коммуникационные технологии
Выведение темы урока. Объяснение нового материала. Закрепление
2.
Проблемное обучение
Повторение. Контроль.
3.
Технология развития мышления
Стадия осмысления. Пробуждение интереса к изучаемой теме.
4.
Здоровьесберегающие технологии.
Физкультминутка. Смена видов деятельности
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками.
Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…)
Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами?
С собой на охоту мы возьмём смекалку…
Подготовка к основному этапу.
1.Чему мы научились на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).
2.Какими бывают обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные дроби).
3.Какие операции с дробями мы научились делать? (сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями).
4.Как называются числа, содержащие дроби? (Смешанные числа).
5.А что мы умеем делать со смешанными числами? (представлять в виде неправильной дроби).
6.Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении темы «Смешанные числа»? (Научиться выполнять действия со смешанными числами).
Для изучения новой темы вспомнили то, чему мы научились на прошлых уроках.
-Кто может сформулировать тему урока?
Изучение нового материала.
Запись темы урока в тетрадях.
Разделить поровну 7 одинаковые плитки шоколада между тремя детьми можно двумя способами.
1 - способ, разделить яблоки поровну, и тогда ребенок получит по 2 плитке, каждая из которых равна целой плитки.( )
2 - способ, дать ребенку по целой плитке, а оставшиеся поделить поровну. Тогда каждый из детей получит по 2 + плитке.
Число 1 называется целой частью числа 2 , а число - его дробной частью.
Сложение и вычитание смешанных чисел выполняется на основе свойств этих действий.
Пример 1. В коробке было 6 кг конфет. Сколько килограммов конфет будет в коробке, если добавить в нее еще 2 килограмма?
-Что бы решить задачу, надо сложить числа 62.
-А как это сделать? (надо сложить целые части, а потом дробные)
6 + 2 = ( 6 + 2 ) + ( ) = 8 + 8 кг
Значит, в коробке будет 8 кг конфет.
Пример 2. В коробке было 6 кг конфет. Сколько килограммов конфет останется в коробке, если взять из нее еще 2 килограмма?
-Что бы решить задачу, надо вычесть числа 62.
-Так же выполняется и вычитание смешанных чисел (надо вычесть целые части, а потом дробные)
6 - 2 = ( 6 - 2 ) + ( ) = 4 + 4 кг
Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.
-Сложить (вычесть) целые части;
-Сложить (вычесть) дробные части;
-Записать ответ.
Если при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь, из нее выделяют целую часть и добавляют ее к уже имеющейся целой части.
Пример 3.
12 + 6 = ( 12 + 6 ) + ( ) = 18 + = 18 + = 18 + 1 = 19
Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, поступают так:
Пример 4.
9 - 2 = (9 + ) - ( 2 )= (8 + 1+ ) - 2 = (8 + ) - ( 2 ) =
= (8 + ) - ( 2 ) = ( 8 - 2 ) + ( ) = 6= 6
Таким же образом поступают и при вычитании дроби из натурального числа, и при вычитании смешанного числа из натурального.
Пример 5.
5 - = ( 4 + 1) - =( 4 ) - = 4 + ( ) = 4 ;
7 - 4 = ( 6 + 1) - ( 4 ) = ( 6 + ) - ( 4 ) = = ( 6 - 4) + ( ) = 2 .
Физминутка.
Робот делает зарядку
И считает по порядку:
Раз - контакты не искрят,
Два - суставы не скрипят,
Я исправлен и красив.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно к делу приступать.
Первичное закрепление нового материала.
А теперь, ребята, давайте, выполним задания из учебника № 1118.
Примеры выполняют у доски, при этом комментируют решения.
а) 4 - 1 + 2 = ( 4 - 1 + 2 ) + ( ) = 5 + 5
б) 6 - 3 - 1 = ( 6 - 3 - 1 ) + ( ) = 2 +
Подведение итогов.
1.Какую тему мы сегодня изучали?
2.Как выполнить сложение и вычитание смешенных чисел?
3.Как вычесть из натурального числа смешанное число?
Домашнее задание.
Стр.178 № 1136(а-г), №1138.
Утверждаю
Зам. по УВР
_________Ахмадулаева Х.К.
Протокол № ___
« » _____ 2015г.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по математике в 6 классе
«Счастливый случай»
Автор - учитель математики ФГКОУ «СОШ №16»
Салаватова Пахрузат Мамашевна
2015 год
Содержание
1.Содержание………………………………………………….…………………..1
2.Цели и задачи мероприятия…………………………………………………….2
3.Ход мероприятия
3.1. Организационный момент………………………………………………..3
3.2. Подготовка к основному этапу…………………………….…………….3
4.Основная часть урока
4.1. Разминка…………………...………………...…………………………….3
4.2. 1-ый гейм «Заморочки»………………………………………………......4
4.3. 2-ой гейм «Оживи» определение»……………………………………….4
4.4. 3-ий гейм «Термины»……………………………………………………..4
4.5. 4-ый гейм «Конкурс капитанов»…………………………………………5
4.6. 5-ый гейм «Гонка за лидером»…………………………………………...5
5.Подведение итогов мероприятия…………………………………………........5
Внеклассное мероприятие по математике
«Счастливый случай»
Дата проведения: 18. 11. 15г.
Форма проведения мероприятия: урок-игра.
Участники: учащиеся 6 классов.
Цели внеклассного мероприятия:
-
развивать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-
способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся;
-
развивать познавательный интерес к математике, потребность в расширении кругозора и углублении знаний;
-
воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива;
-
воспитывать культуру общения.(Слайд 2)
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, таблицы.
Подготовительная работа и оборудование:
-
Формирование двух команд из учащихся 6 классов;
-
подготовка команд (помощь в подборе названия, девиза, эмблемы);
-
подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами;
-
изготовление плакатов для фанатов и болельщиков;
-
спортивные атрибуты (форма, свисток, жёлтые и красные карточки для судейства); медали и почетные грамоты для победителей.
№
п/п
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1.
Информационно-коммуникационные технологии
Знакомство с правилами игры.
2.
Технология обучения в сотрудничестве
Командная. Групповая работа. Пробуждение интереса к мероприятию.
3.
Технология развития мышления
Стадия осмысления
4.
Здоровьесберегающие технологии.
Физкультминутка. Смена видов деятельности
Ход мероприятия
Сегодня необычное мероприятие - соревнование. Будем соревноваться за титул
«САМЫЙ УМНЫЙ. САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ.
САМЫЙ БЫСТРЫЙ.»
Знакомство игроков с правилами игры:
Распределение учащихся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Выигрывает та команда, члены которой набрали большее количество баллов.(Слайд 3)
Судейская коллегия:
-
Принимает решение об ответах и объявляет балл.
-
Ведёт учёт самого результативного игрока.
-
Ведёт обработку записок болельщиков.
-
Ведёт учёт нарушений и сообщает судье о необходимости удаления игрока.
-
Учитывает время каждого тайма и сообщает судье.
Команды:
-
При подготовке к игре придумывают название, девиз , эмблемы.
Болельщики:
-
Придумывают «кричалки», речёвки для поддержки своих команд.
-
Рисуют плакаты, отражающие их отношение к своей команде.
-
Во время игры могут посылать в судейскую коллегию записки с замечаниями о ходе игры.
Разминка
1.Наименьшее натуральное число. (1)
2.Какую фигуру напоминает косынка.(треугольник)
3.Равенство, содержащее букву. (уравнение)
4.Объем килограмма воды. (литр)
5.Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений и вычислений.(задача)
6.Единица измерения времени. (секунда)
7.Высший балл в школах России. (5)
8.Наименьшее четное число. (2)
9.Черта на шкале. (деление)
10. Единица массы драгоценных металлов. (карат)(Слайд 4)1-ый гейм «Заморочки»
Каждая команда вместо звездочек должна написать число прописью, чтобы получилось слово. (Слайд 5)
1-ая команда 2-ая команда
1.По…л 1. И…к
2.И…рия 2. …буна
3.Сви…ток 3. Про…р
4. …очество 4. Ви…на
5.Р…а 5. …я
6. …котаж 6. Ли…к
7.О… 7. С…жка
2-ой гейм « «Оживи» определение» (Слайд 6)
Вопросы для первой команды
1.Числа делящиеся без остатка на 2 , называются … (чётными)
2.Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа a и b,называют …(НОД) этих чисел.
3.Если сумма цифр числа делится на 3, то число делится …(на 3)
4.Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число , то получится …(равная ей дробь)
5.Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называется …(сокращением дробей)
Вопросы для второй команды(Слайд 7)
1.Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то число делится … (на 5 и на 10)
2.Наименьшее натуральное число, которое кратно числам a и b
называется … (НОК) этих чисел.
3.Натуральные числа, имеющие наибольший общий делитель равный
единице называют … (взаимно простыми)
4.Натуральное число, которое имеет более двух делителей, кроме
единицы и самого себя, называют … (составным числом)
5.Если запись натурального числа оканчивается нечётной цифрой, то это число …(нечётно)
3-й гейм « Термины »(Слайд 8)
Задание: Назвать как можно больше математических терминов, начинающихся с некоторой определенной буквы.(За каждое неповторяющееся у соперника слово 1 балл)
4-й гейм «Конкурс капитанов»
Задание: За одну минуту вставить слова в кроссворд, чтобы прочитать слово в выделенных клетках.
Слова: килограмм, минус, сотка, цифра, прямоугольник, деление, алгебра, тонна, грамм, круг. (Слайд 9)
5-й гейм «Гонка за лидером» (Слайд10)
(Право первого ответа имеет команда набравшая наименьшее количество баллов.)
1.Если к однозначному числу приписать такую же цифру, во сколько раз оно увеличится.
2.Сколько надо сделать разрезов, чтобы бублик разрезать на три части ?
3.Сколько секунд в одном часе ?
4.Является ли число 157 составным ?
5.В ваза 3 красных и 2 зеленых яблока? В темноте берут яблока. Сколько надо взять яблок, чтобы среди них было хотя бы одно зеленое яблоко?
Подведение итогов мероприятия.
Награждение участников и вручение грамот победившей команде.