• Преподавателю
  • Математика
  • Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования положительной мотивации к изучению математики

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования положительной мотивации к изучению математики

Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека, создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства. Использование информационных технологий на уроках математики способствует созданию условий для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для каждого ученика,  создает обстановку, стимулирующую интерес и...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Использование ИКТ на уроках математики

как средство формирования положительной

мотивации к изучению математики



Учитель математики

ГБОУ СОШ с.Пестравка

Пенькова И.А.


Дитя мыслит формами, красками,

звуками, ощущениями вообще…

Детская природа ясно требует интереса,

наглядности и активности …

К.Д. Ушинский

Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. В Концепции модернизации Российского образования, в докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования, где указывалось, что «педагогические условия этого процесса состоят в ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Зависимость экономических, социальных и политических процессов, происходящих сегодня в России актуальна как никогда раньше.

В Законе об образовании процесс обучения определяется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». Государство и семья требуют от школы образования и воспитания поколения, конкурентоспособного на мировом рынке, с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы. Перед школой стоит задача подготовки выпускника, уверенного в востребованности своих знаний, убежденного в значимости образования, владеющего не только определёнными знаниями и умениями, но и обладающего новыми ключевыми компетенциями, соответствующими актуальным и перспективным потребностям общества. В условиях развития рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.

Следовательно, основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека, создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства.

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой «Использование информационных технологий на уроке как средство повышения познавательной активности учащихся».

Ведущая идея педагогического опыта - использование информационных технологий на уроках математики с целью создания условий для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для каждого ученика, создание обстановки, стимулирующей интерес и пытливость ребенка, расширение возможностей для развития творческих и познавательных способностей школьников.

За последние годы произошли огромные изменения в сторону информатизации жизни всего общества. Мир современного ученика невозможно ограничить мелом и доской. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации. Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говоря о том, что в школе стало неинтересно и скучно учиться. Низкий уровень внутренней мотивации подростков к обучению - одна из проблем школы, к решению которой должен стремиться учитель. Главная задача каждого преподавателя - не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

Но интерес предмету вырабатывается только тогда, когда ученикам понятно то, о чем говорит учитель, когда задачи и упражнения интересны по содержанию, когда они побуждают их к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. На
современного человека буквально обрушивается поток информации, и
поэтому главной задачей школы становится формирование у каждого
ребенка умения ориентироваться в этом нарастающем потоке информации,
отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого.
Постоянно меняющаяся действительность требует мобильности от человека,
способности учиться в течение всей жизни, поэтому в школе необходимо
создавать условия для развития способности к самообучению. Использование
компьютерных технологий позволяет обеспечить переход от
механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно
приобретать новые знания. Поэтому учителю просто необходимо обновлять систему преподавания, направленную на повышение мотивации школьников к учебному процессу, искать новые методы и формы организации обучения.

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Общеизвестно, что в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютерные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка. Как горят глаза ребенка, когда он правильно выполнил задание. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, информационные технологии позволяют полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Использование информационных технологий на уроках позволяет:

  • формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний;

  • прививать интерес к предмету через расширение кругозора ребёнка;

  • разнообразить повседневную учебную деятельность;

  • создать возможность для повышения интенсивности урока;

  • сделать урок более динамичным, насыщенным, ярким;

  • создавать условия успешности каждого ученика на уроке;

  • дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;

  • улучшить четкость в организации работы класса или группы учащихся.

При этом формируются ключевые компетенции школьников:

  • способность к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;

  • готовность проявлять ответственность за выполняемую работу;

  • способность самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;

  • готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;

  • способность быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;

  • способность быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;

  • готовность к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;

  • понимание значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;

  • способность к субъективной самооценке, рефлексии.

Использование информационных технологий на уроках математики предоставляет учителю значительную часть времени использовать для живого общения с учениками.

Применять данные технологии можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, организации устного счета, изучении нового материала, актуализации полученных знаний, в режиме самообучения, для проведения разных видов текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с сиюминутной проверкой, рефлексии, физминутках. При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.

Информационные технологии я использую:

  1. Для обозначения темы урока.

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

  1. Как сопровождение объяснения учителя.

Использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, демонстрацию последовательности действий для выполнения практической части работы.

  1. Как информационно-обучающее пособие.

Особенный акцент ставлю на собственную деятельность ученика по поиску, осознанию, переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий нужную помощь и поддержку.

  1. Для контроля знаний.

Здесь использую разноуровневые тесты, интерактивные задания, задания в режиме online, самостоятельные работы, зачетные задания, задания творческого характера.

5. Интегрированные уроки.

Совместно с учителем химии в 5 классе мной проведен урок по теме «Решение уравнений. Свойства воды», в 6 классе - совместно с учителем географии уроки по теме «Масштаб», «Координатная плоскость. Географические координаты», в 8 классе - совместно с учителем физики урок по теме «Абсолютная и относительная погрешности» и др.

На уроках математики я использую презентации, электронные учебники, видеоуроки, интерактивные задания, интерактивную доску, электронные тренажеры, различные электронные программы. Формы ведения уроков разнообразны: лекции, семинары, зачёты, практикумы, консультации, практикую нестандартные виды уроков: урок-соревнование, урок-сказка, урок-путешествие, урок-турнир, урок-игра. При этом пользуюсь программами

«Открытая Математика 2.6. Планиметрия», «Открытая Математика 2.6 Стереометрия», «Математика 5-11 классы. Практикум», «Открытая Математика 2.6. Функции и Графики», «Открытая Математика 2.6. Алгебра», «Подготовка к ЕГЭ. Математика 7-11 класс», «Живая математика». В последнее время с введением ФГОС много электронных пособий приобрела и использую для 5 класса. Данные пособия содержат демонстрационный материал по всем темам программы, упражнения для устного счета, самостоятельные работы, тематические тесты и контрольные работы. Богатейший материал с использованием информационных технологий представлен на сайтах Министерства образования России school-collection.edu.ru, fcior.edu.ru.

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования положительной мотивации к изучению математикиС

Фронтальная работа с классом

Задания творческого характераИспользование ИКТ на уроках математики как средство формирования положительной мотивации к изучению математикиИспользование ИКТ на уроках математики как средство формирования положительной мотивации к изучению математикиИспользование ИКТ на уроках математики как средство формирования положительной мотивации к изучению математикитруктура работы с коллективом учащихся

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования положительной мотивации к изучению математики

Компьютерные презентации - это самые широко используемые технологии представления информации, их применяю на всех этапах урока. Я применяю презентации, которые есть в ресурсах Интернет, которые выполняю сама, а также и учащиеся в программах Power Point, SMART Notebook.

Очень трудно даются учащимся темы, связанные с рассмотрением геометрических пространственных фигур, ведь у большинства ребят не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства этих фигур. Неоценимую помощь оказывает при этом обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика». Она способствует визуализации пространственных фигур, даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. При работе с программой ученики 11 класса учатся строить сечение фигур, решать задачи на комбинации многогранников и тел вращения, строят различные геометрические модели, что невозможно и очень проблематично без применения информационных технологий. Учащиеся 5-6 классов при помощи этой программы также получают первые навыки работы с геометрическими фигурами. Ученик проявляет и развивает своё понимание и геометрическое «видение». Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием.

В 9-10 классах в курсе математики изучается тема «Преобразование графиков функции», «Тригонометрические функции». При изучении этих тем я использую программы «Функции и графики», «Тригонометрия не для отличников», когда ученик после знакомства с теорией начинает разбирать практические задания. При необходимости он может проверить ответ, или прочитать теорию, посмотреть график, или решение. Каждый ученик работает в своем темпе, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Программа проста в использовании. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя, так как программа имеет большой объём подсказок. В программах есть возможность выбора уровня сложности, анализа решения. При решении любой задачи можно получить советы по изучению соответствующих разделов теории, посмотреть построение графиков функций, пользоваться формульным калькулятором.

Часто на уроках ученик легко решает задачи, а на контрольной работе не может решить аналогичную, не говоря уж о задаче творческого характера. Потому что на уроке в основном учащиеся ориентируются на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не могут. И учитель может оценить правильность работы ученика в классе, в основном, по конечному результату, после того, как проверит работы учеников. А при использовании компьютерных технологий учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе.

Этим же требованиям соответствуют и интерактивные пособия. Обучение по применению данных технологий я прошла по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике» в академии АйТи в 2012 г. и на курсах повышения квалификации в СИПКРО «Мультимедийный комплекс учебной дисциплины» в 2013 г. Выше названые пособия помогают мне сделать изучаемый материал более доступным, увеличить количество выполняемых заданий, выбрать учащимся задания, которые они могут решить, выполнить творческие задания. Например, изучение тем в 5 классе «Десятичные дроби», в 6 классе «Координатная плоскость», в 7 классе «Линейная функция», «Графики линейных функций», в 8 классе «Определение четырехугольника», «Параллелограмм и его свойства» и др.

Проблема обучения и развития ученика является одной из сложнейших задач в нашей работе. Критерием деятельности учителя является конечный результат: либо ученик получит набор знаний и умений по предмету, либо будет сформирована личность, готовая к самообразованию, творческой деятельности. Результаты применения моего опыта выражаются в уровне сформированности компетенций учащихся. Основная часть учащихся усваивает материал по математике на должном уровне. Уровень обученности во всех классах - 100%, процент качества знаний в 5 классе - 90-94%, в 6 классе - 78-82%, 7 класс - 45-55%, 10 класс - 65%. Показателем эффективности применения информационных технологий на уроке математике являются и результаты в 2012 году итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов. Средний балл в 11 классе - 47,9, что выше областных - 46,1. Средний балл в 9 классе- 22,8, что также выше областных результатов.

Работа учащихся не ограничивается только урочной деятельностью, мои ученики активно участвуют в работе кружков, элективных курсов, постоянно решают интересные, занимательные задачи, что воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты участия учащихся в олимпиадах различного уровня. Ежегодно они участвуют в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» (Прытков Алексей-2 место в 2012 году, Данилина Алёна и Плаксин Дмитрий -5 места в 2012 году), во Всероссийской предметной олимпиаде «Экспресс» (Садчиков Игорь -1 место в 2010 году), во Всероссийской викторине «Математический калейдоскоп» (Плаксин Дмитрий-1 место в 2010 году), в олимпиадах, организуемых Центром поддержки талантливой молодежи, в предметных школьных олимпиадах (Данилина Алёна - 3 место в районной олимпиаде, участница окружной олимпиады в 2011 году, Смарчков Андрей - 1 место в районной олимпиаде, участник окружной олимпиады в 2012 году). К сожалению, не могу сказать о высоких результатах в школьных математических олимпиадах. Причина тому - недостаток времени на подготовку к ним, так как классы, в которых я работаю, учатся и в первую, и во вторую смены.

Я считаю, что с применением информационных технологий на уроках математики мне удалось создать условия для развития самостоятельности учащихся, индивидуализировать процесс обучения; повысилась мотивация учащихся к обучению, учащиеся при этом показывают более высокий уровень успеваемости, повысилось качество знаний.

С теоретическими материалами и обобщением своего опыта по данной проблеме я выступала на педсоветах, на районном методическом объединении учителей математики, на районном семинаре, на августовской конференции учителей, а также данные материалы размещены в методическом бюллетене Юго-Западного округа «Поделюсь опытом» и на сайтах «Реdsovet.org.ru», «VideoUuok.Net.ru», на моем личном сайте, расположенном на портале «Социальная сеть работников образования».



© 2010-2022