- Преподавателю
- Математика
- Статья Формирование универсальных учебных действий на уроках алгебры
Статья Формирование универсальных учебных действий на уроках алгебры
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Родина Т.И. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование универсальных учебных действий на уроках алгебры
по теме «Квадратные уравнения»
Родина Т.И.,
учитель математики высшей категории
МОУ СОШ №24
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющиеся в определенных умственных навыках. Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения профессионального образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки школьников.
Одним из ключевых разделов алгебры является раздел «Квадратные уравнения». Умение решать квадратные уравнения необходимо для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.
При этом, как показал анализ сдачи ЕГЭ за прошедшие годы, именно задания, связанные с решением квадратных уравнений, вызывают наибольшие затруднения и дают низки процент качества знаний выпускников средней школы.
Цели и задачи раздела «Квадратные уравнения» представлены в виде триединой дидактической задачи:
познавательная:
-
формировать умения решать квадратные уравнения, исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам, создавать математических моделей реальных процессов
-
формировать представления: о способах решения квадратных уравнений;о способах решения уравнений, сводящихся к квадратным;
развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление; способность к контролю и самоконтролю; стремление к творческому решению учебных и практических задач; умения сравнивать, выявлять, обобщать закономерности;
воспитательная: прививать интерес к предмету, формировать коммуникативную культуру через работу в группах;формировать потребностно-мотивационной сферу учащихся.
В результате освоения темы «Квадратные уравнения» обучающийся должен получить предметные результаты: знать (понимать), как используются формулы корней квадратного уравнения, как применять квадратные уравнения для решения математических и практических задач; уметь распознавать квадратные уравнения, решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, решать дробно-рациональные уравнения, исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам; использовать знания и умения в практической и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам; для моделирования практических ситуаций;
метапредметные результаты:
-
умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;
-
умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.;
-
умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
личностные результаты:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-
сформированность мотивации к учению и познанию;
-
ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Примером урока, направленного на достижение данных результатов, может служить урок по теме «Формулы корней квадратного уравнения» в 8 классе. Целью урока является изучение и первичное осознание формул, позволяющих решить любое полное квадратное уравнение. Учащиеся должны знать методы решения неполных квадратных уравнений, формулу дискриминанта и формулу корней квадратного уравнения. Также учащиеся овладевают умениями сравнивать, анализировать, обобщать и на основании этого вывести формулу корней квадратного уравнения; укрепляют навыки учебного сотрудничества. Методы обучения: поисковые, индуктивные. Формы организации: фронтальная, групповая.
На этапе актуализации прежних знаний и способов действий работа с классом организована так, что происходит моделирование мотивирующей ситуации, которая способствует введению учащихся в учебную деятельность. Одновременно ведется работа по формированию коммуникативных умений: грамотно выражать свои мысли в устной речи, применяя математическую терминологию. Этап «Мотивация учебной деятельности» предполагаете формирование у учащихся личной потребности в последующей деятельности, связанной с открытием субъективно нового для него содержания; Формирование у учащихся метапредметных УУД, в частности регулятивных: создание условий для сравнения уравнений, в результате которых возникает проблемная ситуация; Формирование у учащихся метапредметных УУД, в частности регулятивных: создание условий для сравнения уравнений, в результате которых возникает проблемная ситуация; познавательных УУД: преобразование информации из одной формулы в другую, составление уравнений на основе рисунка.
На этапе «Формирование новых знаний и способов действий» осуществляется формирование следующих общеучебных универсальных действий: поиск необходимого эффективного метода решения уравнений в зависимости от конкретных условий; установление причинно-следственных связей.
Следующий этап «Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения» предполагает систематизацию знаний необходимых для применения в практической деятельности; формирование навыков практического применения знаний в решении квадратных уравнений; формирование коммуникативных действий: участие в коллективном решении заданий, строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества. Заключительный этап урока предполагает рефлексию собственной и коллективной деятельности на уроке, а также выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (регулятивные действия).
Список литературы
-
Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода, Москва, Просвещение, 2003
-
Иванова Г.А., Перевощикова Е.Н., Григорьева Т.П., Кузнецова Л.И., Теоретические основы обучения математики в средней школе, Н.Новгород, 2003
-
Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике, Н.Новгород, НИРО, 2009
-
Татарченко С.С., Урок как педагогический феномен., Санкт-Петербург, Каро, 2005