- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме Геометрические фигуры
Конспект урока по теме Геометрические фигуры
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Терещенко О.П. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель математики 1 категории МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска
Терещенко Оксана Петровна
Тема: «Геометрические фигуры»
Класс: 5
Цели урока:
1. Повторить, откорректировать и обобщить имеющиеся знания, показать практическое применение знаний и умений учащихся в повседневной жизни;
2. Развивать пространственное воображение; навыки самоконтроля; умение анализировать, сравнивать и делать выводы; применять свои знания в измененной ситуации, видеть новые функции известного объекта, устанавливать различные взаимосвязи между элементами объекта;
3. Воспитывать умение слушать и слышать товарища, работать в группах.
Дидактическое обеспечение:
-
презентация к уроку
-
карточки
-
индивидуальные задания
Оборудование:
-
интерактивная доска
-
карточка
Методы обучения:
-
эвристическая беседа
-
наглядный
-
самостоятельная работа
-
практический
-
моделирование
Тип урока: урок-практикум
Формы деятельности учащихся:
-
фронтальная
-
групповая
-
индивидуальная
Особенности роли учителя: наблюдает за работой учащихся
-
консультирует
-
обобщает
-
участвует в оценивании работ учащихся
Используемые технологии:
-
Частично-поисковый
-
Проблемное обучение
-
ИКТ
-
Игровая технология
Подходы в организации образовательного процесса
-
Системно-деятельностный
-
Здоровьесберегающий
Учащиеся должны знать: способы нахождения площади треугольника, прямоугольника, квадрата.
Учащиеся должны уметь: применять теоретические знания при решении практических задач.
Межпредметные связи: история - знакомство с историей древней игры-головоломки «Чи чао ту», геометрией.
Время проведения: 1 урок - 40 минут
Ход урока
1. Организационное начало
- Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте оформим тетради: запишите число, классная работа.
- Ребята, я предлагаю вам разгадать ребусы.
- Что объединяет все эти слова с математической точки зрения? (обозначают геометрические фигуры)
2. Сообщение темы, цели и задач практикума
- Какой будет тема нашего урока? (Геометрические фигуры)
- Запишите ее в тетрадь.
- Ребята, а это для нас новая тема? (нет)
- Как вы думаете, какая тогда цель нашего урока? (дети формулируют цель урока).
- Сегодня на уроке мы будем учиться применять теоретические знания при решении практических задач. А чтобы нам было интереснее работать, предлагаю вам побыть сегодня строителя, штукатурами, кровельщиками, дизайнерами и сделать ремонт. Как говорил немецкий преподаватель физики и математики Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
- Как известно, к ремонту необходимо основательно подготовиться, для этого мы вспомним с вами некоторые формулы и свойства геометрических фигур.
1. Индивидуальная работа по карточкам
- Три человека будут выполнять задания по карточкам. (Учитель раздает каточки)
1 карточка
1) Периметр прямоугольника равен 16 см. Длина прямоугольника равна 5 см. Чему равна площадь прямоугольника?
2 карточка
1) Площадь прямоугольника равна 32 см2, а его длина - 8 см. Найти периметр прямоугольника.
3 карточка
1) Найдите площадь треугольника, если высота равна 6 см, основание 5 см.
2) 540 : 9 + 8100 : 9 + 36000 : 90 =
2. Фронтальная работа
- А класс поработает фронтально. Что мы сможем измерить, вычислить у данных геометрических фигур?
1) Найдите площадь квадрата со стороной 8 см.
2) Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 12 си и 6 см.
3) Найдите площадь треугольника с основанием 8 дм, высотой 5 дм.
4) Сколько в одном метре сантиметров?
5) Сколько в 1 м2 см2?
- Что мы с вами повторили?
4. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Прежде чем приступить к ремонту, мы должны с вами определить бригады и выбрать бригадира. Вы сидите по группам - это ваши бригады, посовещайтесь и решите: кто будет вашим бригадиром. (Дети выбирают бригадира). Бригадир отвечает за качество выполненной работы. А какой объект Вам предстоит отремонтировать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (дом)
- Ремонтировать вы будете дом.
5. Физкультминутка
- А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении)
6. Ознакомление учеников с инструкцией
- Чтобы наша работа была выполнена качественно и вовремя каждая бригада получает свое индивидуальное задание, в котором нужно посчитать ремонтируемую площадь, количество материала и его стоимость. Все расчеты нужно оформить в тетради, а затем на доске.
7. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования
Бригады получают карточки с заданиями.
- Первая бригада ремонтирует потолок
- Вторая бригада занимается ремонтом пола
- Третья бригада рассчитывает площадь стен и количество необходимой краски
- Четвертая бригада ремонтирует крышу
- Пятая бригада выступает в роли дизайнеров.
- Вам необходимо изучить материал и разработать комплект мебели для дома, используя танграм - древнюю геометрическую головоломку.
Танграм древняя геометрическая головоломка. Возникла игра в Китае, где она называется «чи чао ту», то есть «хитроумный узор из семи частей». В течение вот уже нескольких тысячелетий эта игра служит любимым развлечением в странах Востока, а с начала XIX века она получила распространение и на Западе. Рассказывают, что Наполеон, находясь в изгнании на острове Святой Елены, часами занимался составлением картинок из элементов ТАНГРАМА.
В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы - танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина.
8. Выполнение работы учащимися
Учитель координирует работу ребят.
9. Составление отчетов
Решение первой бригады
№ 1
8*8=64 (м2) площадь потолка
Ответ: 64 м2
№ 2
1) 50*50=2500 (см2) - площадь плитки
2) 64000:2500 = 256 (шт.) - необходимо купить
Ответ: 256 плиток
№ 3
256*25=6400 (р) стоит плитка
Ответ: 6400 рублей
Решение второй бригады
№ 1
1) 8*8=64 (м2) площадь пола
Ответ: 64 м2
№ 2
1) 100*20=2000 (см2) - площадь доски
2) 640000:2000=320 (шт.) - досок
Ответ: 320 досок необходимо
№ 3
1) 320*124=39680 (руб.) - стоит ламинат
Ответ: 39680 рублей
Решение третьей бригады
№ 1
1) 5*8*4-1*2*8-2*3=160-22=138 (м2) - площадь стен
Ответ: 138 м2 площадь стен
№ 2
1) 138*2=276 (кг) - краски
2) 276:2=138 (б.) необходимо
Ответ: 138 банок
№ 3
1) 138*570=78660 (руб.) - стоимость краски
Ответ: 78660 рублей
Решение четвертой бригады
№ 1
1) 5*8:2=20 (м2) - площадь одной грани крыши
2) 20*4=80 (м2) - площадь крыши
Ответ: 80 м2
№ 2
1) 40*20=800 (см2) - площадь черепицы
2) 80000:800 = 1000 (шт.) - необходимо
Ответ: 1000 черепиц
№ 3
1) 1000*640=640000 (руб.) - стоимость черепицы
Ответ: 640000 рублей
Модели мебели пятой бригады
10. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
(Ребята у доски комментируют решение задач)
- Все четыре бригады успешно справились с заданием и отремонтировали дом. Посмотрите, каким красивым он стал. (Показ дома)
- Ребята, Что повторили? Что нового узнали?
- А теперь мы предоставляем слово дизайнерам, которым необходимо было, используя танграм, благоустроить помещение.
11. Оценивание
- Бригадиры, оцените работу своей бригады, поставив отметки в оценочный лист.
12. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую задачу мы ставили на уроке? (Учиться применять теоретические знания при решении практических задач)
- Удалось решить нам поставленную задачу?
13. Домашнее задание
- Используя танграм, составьте по схеме фигуры героев и придумайте со своими персонажами сказку или необычную историю.