Отчет по теме самообразования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Понятие «универсальные учебные действия»


Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.


^ Функции универсальных учебных действий:

·обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят над предметный, мета предметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

^ Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия само регуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

·личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·смысл образование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

·целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

· оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

· само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: обще учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

^ Обще учебные универсальные действия:

·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

·структурирование знаний;

·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу обще учебных универсальных действий составляют

^ Знаково-символические действия:

·моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

^ Логические универсальные действия:

·анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·подведение под понятие, выведение следствий;

·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

·доказательство;

·выдвижение гипотез и их обоснование.

^ Постановка и решение проблемы:

·формулирование проблемы;

·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

·умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

·из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

·из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется само принятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я концепция как результат самоопределения;

·из ситуативно-познавательного и вне ситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смолообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смысл образование и самоопределение учащегося.

^ Типовые задачи формирования УУД.

Типовые задачи формирования УУД конструируются учителем и предполагают осуществление навыков: ознакомление- понимание- применение- анализ- синтез- оценка.

В разработке задач учителя будут исходить из того, что уровни учебных целей ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к любому УУД, то есть каждое УУД предполагает последовательно формировать на каждом уровне.

Для формирования личностных универсальных учебных действий в школе используются следующие виды заданий:


  • участие в проектах;


  • подведение итогов урока;


  • творческие задания;


  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;


  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;


  • самооценка события, происшествия;


  • портфолио достижений;




Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий учителя используют следующие виды заданий:


  • «найди отличия» (можно задать их количество);


  • «на что похоже?»;


  • поиск лишнего;


  • «лабиринты»;


  • упорядочивание;


  • «цепочки»;


  • хитроумные решения;


  • составление схем-опор;


  • работа с разного вида таблицами;


  • составление и распознавание диаграмм;


  • работа со словарями;


  • «пластилин».


Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий применяются следующие виды заданий:


  • «преднамеренные ошибки»;


  • поиск информации в предложенных источниках;


  • взаимоконтроль;


  • диспут;


  • заучивание материала наизусть в классе;


  • «ищу ошибки»;


  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).


Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:


  • составь задание партнеру;


  • отзыв на работу товарища;


  • групповая работа по составлению кроссворда;


  • «отгадай, о ком говорим»;


  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);


  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.



В программе преемственность разных ступеней образовательных систем обеспечивается ориентацией на ключевой стратегический предмет - формирование умения учиться, целенаправленное формирование умения учиться, целенаправленное формирование таких УУД, как коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, логические и другие.


^ Механизм формирования универсальных учебных действий (УУД)



№ п/п


^ ГС (главное существенное) «Программы формирования УУД»


1.


ОУУН


Техника чтения, скорость и правильность письма, вычислительные навыки и решение задач,

развитые устная и письменная речь.


2.


УУД


Над предметные (мета предметные) умения, на основе которых субъект получает возможность учиться сам, самостоятельно усваивать знания и умения, само развиваться, самосовершенствоваться, самостоятельно организовывать свою деятельность. При этом субъект осознает мотивы обучения (для чего?), осознанно ставит перед собой цель(зачем?), выстраивает задачи для достижения цели (что нужно сделать?), творческое преобразование изучаемого материала, контроль, самооценка.


3.


Личностные УУД обеспечивают развитие


таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими нормами, нормами морали, оценивать нравственный аспект своего поведения.


4


РегулятивныеУУД обеспечивают развитие


умения регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).


5.


Познавательные УУД включают


общеучебные УУД: постановка проблемы, учебной цели, работа с информацией, моделирование, структурированиее, рефлексия; логические УУД: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, выход на следствие, причинно- - следственные связи, логическая цепь, доказательство, гипотеза, обоснование; постановка и решение проблемы, творческое действие.


6.


Коммуникативные УУД обеспечивают


социальную компетентность, учет мнения др. людей, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, коррекция поведения.


^ УУД как образовательные цели урока


7.


Личностные УУД








Формирование (основ гражданской идентичности): чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину (родину), народ, историю; ответственности за благосостояние общества; понимания основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно - эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни; нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью; образа мира как единого и целостного, моральной самооценки.

Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.

Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; регуляторов поведения: чувств стыда, вины, совести; толерантности во взаимоотношениях; эмпатии, чувства сопереживания.

Оценка нравственного содержания поступков на основе понимания моральных норм.


8.


Регулятивные УУД






Формировать: умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и действовать по плану; умение преодолевать импульсивность , непроизвольность поведения; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей; основы оптимистического восприятия мира; умение адекватно оценивать свою деятельность; умение оценивать изменения в уч. деятельности в динамике; установку на улучшение результатов своей деятельности; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.


9.


Познавательные УУД






Развитие: познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; ориентации на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач; познавательной инициативы; умения выделять главного существенного;ориентации в возможностях информационного поиска (библиотеки), умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

Учить: сравнивать данные; выделять тождества ( различия), определять общие признаки, классифицировать, выделять элементы и «единицы» из целого и расчленять целое на части (анализировать ) составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты (синтезировать); упорядочивать объекты по выделенному основанию (сериация); классифицировать- соотносить предметы к группе на основе заданного признака (классифицировать).

Учить: выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщение); выделять существенные признаков и их синтез (подведение под понятие ), устанавливатьаналогии.

Учить: кодировать с помощью знаков и символов условия задачи; считывать информацию (декодирование); использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач;

Учить: решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).


10.


КоммуникативныеУУД






Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; понимать позицию других людей, отличную от собственной; уважать иную точку зрения.

Формировать умение Договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах).




На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования УУД на ступени определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению, которая исследуется в школе психологом, учителем в когда и по каким методикам, с учетом анализа характеристики из дошкольного учреждения и в ходе наблюдения за детьми работы школы раннего развития.

На основе стартовой диагностики определяются основные проблемы, характерные для большинства первоклассников и в соответствии с приоритетами каждого класса на определенный период выстраивается система работы по преемственности с учётом физической, психологической, личностной, мотивационной, интеллектуальной готовности к школе.


^ Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога -коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных.

В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).

^ Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

^ Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательныхуниверсальных учебных действий, например, - умения извлекать информацию из текста.

Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формированиякоммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Для реализации этой формы работы в учебниках, подготовленных к началу действия стандарта, точками зелёного цвета ● выделены задания, предусматривающие групповую форму работы.


Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов


В рамках Образовательной системы «Школа 2100» вслед за А.А. Леонтьевым мы понимаем под воспитанием «управляемую систему процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающую, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой - соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества».

«Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию);«…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному - творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её само-определение - жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного; социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника».

При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

^ Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности - это

- направленность на достижение конкретных целей;

- координированное выполнение взаимосвязанных действий;

- ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;

- в определённой степени неповторимость и уникальность.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных мета-предметных результатов:

- определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

- работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

В подходе к работе над проектами в начальной школе, принятом в Образовательной системе «Школа 2100», в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

- предполагать, какая информация нужна,

- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом - презентация (защита) проекта - способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.


Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом - входят в перечень регулятивных учебных действий. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода создаются предпосылки для освоения универсальных учебных действий, характерных для работы над проектами.


© 2010-2022