Развитие познавательных УУД на уроках математики при решение задач

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательных УУД на урока математикепри решение задач.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Формирование познавательных УУД на уроках математики при решении задач.

Сегодняшнее информационное общество запрашиваетвыпускника не только имеющего достаточный багаж знаний, но и умеющего реализовать эти знания в современном мире, умеющего самостоятельно приобретать знания в процессе жизни. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. «Планируемые результаты» ФГОС второго поколения определяют предметные, метапредметные и личностные результаты.

Содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики:

- осознание, что такое свойство предмета - общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

- моделирование;

- использование знаково-символической записи математического понятия;

- овладение приемами анализа и синтеза объекта и его свойств;

-использование индуктивного умозаключения;

-выведение следствий из определения понятия;

-умение приводить контрпримеры.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и учебные действия решение проблемы.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить:

Простые логические действия:

Сравнение данных ,опознание объектов, анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез - составление целого из частей; сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение - выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; доказательство -установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие - распознание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; вывод следствий; установление аналогий.

Составные логические операции:

Построение отрицания; утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной; общий прием решения задач.

Общий прием решения задач включает:

- знания: этапов решения, методов решения, типовых задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи;

- владение: предметными знаниями (понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями).

Компоненты общего приема решения задач:

- анализ текста задачи (семантический, логический, математический);

- перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств;

- установление отношений между данными и вопросом;

- составление плана решения задачи;

-осуществление плана решения;

- проверка и оценка решения задачи.

Анализ текста задачи:

Семантический направлен на обеспечение понимания содержания текста, предполагает:

  1. Выделение и осмысление:

- отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических,

- грамматических конструкций («если…, то», «после того, как…» и т.д.)

- количественных характеристик объекта, задаваемых словами - кванторами (каждого, какого-нибудь, любое, некоторое, всего, все, почти все, одинаковые, разные и т.д.)

2) Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.

3) Выделение обобщенного смысла задачи - о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.)

Логический: Предполагает6

- умение заменять термин их определениями,

- выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений).

Математический: Включает анализ условий и требования задачи. При этом анализ условия происходит исходя из требования задачи.

Анализ условия направлен на выделение:

- объектов (предметов, процессов)

- величин, характеризующих каждый объект.

- характеристик величин.

Анализ требования направлен на выделение:

-неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).

УУД представляют перейти от обучения как преподнесения обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию педагогов в выборе содержания и методов обучения.

Заложенные в ФГОС второго поколения основы формирования УУД подчеркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.




© 2010-2022