• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад по теме Современные технологии проектирования урока математики с соответствии с требованиями ФГОС

Доклад по теме Современные технологии проектирования урока математики с соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН





ДОКЛАД

по теме

«Современные технологии

проектирования уроков математики

в соответствии с требованиями ФГОС»






Хлескина Виктория Викторовна,

учитель математики

МОБУ СОШ с. Большой Куганак


2015

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы - это тысячи уроков - веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое современный урок? Современный - стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы:

  • быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире

  • уметь влиться в быстро развивающееся общество.

Системно-деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,

  • решать задачи,

  • отвечать за результаты.

Проектировать современный урок - может лишь современный учитель. Так что же необходимо делать, чтоб спроектировать урок?

Необходимо понять, что:

1).Современный урок - это личностно-ориентированный. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2). Современный урок - это деятельностный урок. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

3). Современный урок - это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Итак, рассмотрим, чем же современный урок отличается от традиционного:

Основные типы уроков

1. Урок открытия нового знания.

2. Урок рефлексии.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

4. Урок развивающего контроля.

Так же отличается и структура урока по технологии деятельностного метода. Можно выделить следующие этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - научиться.

3. Выявление места и причины затруднения. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Так же изменились цели урока и как следствие - планируемые результаты. А формы проведения урока остались прежними.

Цели урока

- дидактическая

- воспитательная

- развивающая

-деятельностные

- содержательные

- воспитательные

- образовательные

- формирование УУД (личностные, регулитивные, коммуникативные, познавательные)

Планируемые результаты урока

ЗУН ( знать, уметь, понимать), ОУУН

УУД (предметные, метапредметные, личностные)

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Этапы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные, общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные, планирования

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Коммуникативные, регулятивные, коррекции

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Процесс проектирования урока значительно облегчается за счет применения технологических карт, которые разработаны на основе системных моделей.

Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы. Проект урока - это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы органи-зации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1. Постановка учебных задач

Создание проб-лемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учеб-ной задачи. Фиксирует выдвинутые ученииками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделиро-вание

Фиксация в модели существенных отношений изуча-емого объекта.

Организует учебное взаи-модействие учеников (груп-пы) и следующее обсужде-ние составленных моделей.

Фиксируют в графи-ческие модели и бук-венной форме выделе-нные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструиро-вание нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллек-тивное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный конт-роль за правиль-ностью выполне-ния способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего спосо-ба действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют исполь-зовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая рабта (на выходе) :организация дифференцированной кор-рекционной работы,- кон-трольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС, которым я пользуюсь при подготовке к каждому уроку.

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия.

Второе.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

  • Цель урока

  • Личностный результат

  • Метапредметный результат

  • Предметный результат

  • Задачи урока

Третье.

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам.

Пятое.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Шестое.

Разработать структуру урока.

Седьмое.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Восьмое.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

  • технология личностно-ориентированного обучения

  • дифференцированное обучение

  • технология проектной деятельности

  • развитие критического мышления

  • игровые технологии

  • икт

  • здоровьесберегающие технологии

Применение средств ИКТ на уроке позволяет:

  • усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся;

  • обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно ориентированному обучению;

  • повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;

  • усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;

  • расширить круг учебных задач, используемых в обучении;

  • включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;

  • создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);

  • повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучающихся;

  • погрузиться обучающимся в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

На сегодняшний день 70% учителей математики применяют и используют компьютерные технологии в образовательном процессе. В школах создаются условия для работы в этом направлении. Работу учителей математики можно отразить в следующей таблице.

Вид деятельности по применению ИКТ в образовательном процессе.

Количество

в %

1

Электронные учебники

25

2

Диагностика(тестирование)

85

3

Проектная деятельность

70

4

Интернет-технологии

35

5

Интерактивная доска

45

6

Разработка электронных обучающих пособий

10

7

Подготовка к ЕГЭ

44

8

Дистанционное обучение

10



Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения?

Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Работая с интерактивной доской на уроках математики я имею возможности:

  • постепенная подача информации;

  • заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;

  • взаимодействие с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;

  • возможность вернуться к сделанным записям;

  • комбинирование кадров из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, системы координат и т.д.);

  • запись урока, корректируя его прямо в классе в соответствии с вопросами учащихся.

Кроме электронных образовательных ресурсов, важными дидактическими свойствами обладают и образовательные интернет-ресурсы. Их можно классифицировать по следующим видам:

- электронные библиотеки;

- энциклопедии и справочники;

- дистанционные учебные курсы;

- контролирующие средства и тренажёры;

- методические сайты.

Говорить о проектировании современного урока можно много и долго. Но самое главное, по-моему, это способность самого учителя учиться, осваивать что-то новое, желание изучать и внедрять в свою практику инновации, умение зажечь жаждой познания своих учеников.

Рекомендации к проведению современного урока:

  • использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;

  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

  • создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

  • при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

  • при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.


Литература:


  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

  2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия - к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

  3. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.

  4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. - М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. - С10-17.

  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год.

  6. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. - М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. - С9-16.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31с. - (Стандарты второго поколения).

  8. Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. - Систем.требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows 95/98/NT/2000/Me/XP, InternetExplorer 5.0, MS Word 2000. - Режим доступа: eidos.ru; e-mail: [email protected].

  9. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. - М.: «Просвещение» 2012. - 56 с. - (Работаем по новым стандартам).









© 2010-2022