СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый экзамен сдают все. Я остановлюсь на тех формах работы и технологиях, которые оказались, на мой взгляд, самыми эффективными.        Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет прим...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Марченко Т.Г.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый экзамен сдают все. Я остановлюсь на тех формах работы и технологиях, которые оказались, на мой взгляд, самыми эффективными.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации - это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

Работа по подготовке к ЕГЭ начинается с 5 класса. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Я стараюсь активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, начиная с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ. В 5-6 классах необходимо совершенствовать технику устного счета и уровень развития вычислительных навыков учащихся. Если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах - это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Вот некоторые из тем, по которым я использую устный счет:

7 класс:

1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.

2) Формулы сокращенного умножения.

3) Действия со степенью.

8 класс:

1) Линейные неравенства и числовые промежутки.

2) Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета и частных случаев.

3) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс:

1) Решение неравенств 2 степени.

2) Преобразование графиков функций.

10 класс:

1) Свойства логарифмов.

2) Тригонометрические формулы.

4) Простейшие тригонометрические уравнения.

11 класс:

  1. Вычисление производных.

  2. Вычисление первообразных .

  3. Простейшие показательные уравнения и неравенства.

  4. Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Практика показала, что систематическая работа с устным счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований.

Наиболее активно работа по подготовке к единому госэкзамену введется в 10-11 классах. В этот период провожу разноуровневую подготовку и использую дифференцированный подход. Важными считаю следующие моменты.

  1. Уроки решения задач ЕГЭ.

В 10 классе начинаю тематическую подготовку к экзамену. После изучения каждой темы дополняю набор упражнений учебника, заданиями, которые могут встретиться учащимся на экзамене по изучаемой теме, используя материалы подготовки к ЕГЭ. В конце изучения параграфа провожу уроки решения задач ЕГЭ. Это и обычные по форме уроки, и уроки организации работы в парах, когда один учит другого, т.е. уроки, на которых применяется технология сотрудничества. Наблюдая за работой на уроке, заметила, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке не возможно, но если ученики работают в парах, они быстрее находят пути решения и могут оказать друг другу консультативную помощь. Эта форма эффективна и при работе с тестами, т.е. тест дается не индивидуально каждому, а паре учащихся. Причем при такой организации труда можно осуществлять и дифференцированный подход.

2.Разноуровневая подготовка.

Класс условно делится на три группы. Для себя я эти группы называю А, В, С. (Группа С - ученики, которые интересуются предметом, решают задачи продвинутого уровня. Группа В - самостоятельно могут решать задачи среднего уровня. Группа А - ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.) Задания для каждой группы различны.

3.Долгосрочные домашние задания.

При организации тематической подготовки к экзамену я использую такую форму как долгосрочное домашнее задание. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы. . Набор заданий формирую для каждой группы отдельный: группа С - минимальное количество заданий базового уровня, задачи повышенного и высокого уровня сложности, для учеников группы В предлагаю задания базового и повышенного уровней, а для учащихся группы А основную часть составляют задачи базового уровня. Долгосрочные домашние задания выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдают на проверку. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками. Считаю, что эту форму работы необходимо использовать, так как для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно хорошо работать на уроках и регулярно выполнять д/з, необходимо ещё дополнительная подготовка. Долгосрочными домашними работами, я некоторым образом обязываю учеников заниматься дополнительно.

4.Система устных упражнений.

Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным моментом подготовки ученика к ЕГЭ. Устные упражнения

  • активизируют мыслительную деятельность учащихся,

  • требуют осознанного усвоения учебного материала;

  • при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Для организации устной работы на уроке мне помогают информационные технологии, которые способствуют активизации учебного процесса, развивают познавательный интерес. Я начала разработку системы презентаций устных упражнений. Презентации незаменимы в тех случаях, когда задания содержат рисунки и графики, то есть то, что практически невозможно подготовить перед уроком на доске. При этом следует обратить внимание и на упражнения сопутствующего повторения. Почти все уроки я начинаю с небольшой устной работы, на которой предлагаю задания по изучаемой теме и задачи на повторение. Конечно же, сопутствующее повторение это не только устные упражнения, это решение задач, требующих оформления решения. Важно, чтобы это повторение было не разовым мероприятием, а постоянным и обязательно отслеживались темы.

5. Подготовка по содержательным линиям.

Этап подготовки по содержательным линиям я начинаю в 11 классе, основная работа в данном направлении проводится во 2 полугодии. В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения им. Повторение учебного материала по математике осуществляется во всей системе учебного процесса: при изложении новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов и т. д. Без постоянного обращения к основным направлениям школьного курса невозможна его систематизация. Также в своей работе я использую математические тренажеры, предназначенные для закрепления навыков счета и усвоения основных алгебраических формул. Тренажеры использую при отработке умения вычислять значения тригонометрических функций, при решении простейших тригонометрических уравнений, при изучении тем: «Логарифмы» , «Степень», «Производная».

6. Работа с тестами.

При работе с тестами обращаю внимание на несколько моментов.

Особое внимание нужно уделять формулировкам, характерным для экзаменационных материалов. Ведь часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму подобного эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учится вдумчиво читать условия, искать неявные смыслы в тексте.Провожу итоговые полугодовые тесты, включающие вопросы обобщающего характера. Такие тесты по своему содержанию носят смешанный, а не тематический характер, что позволяет проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учащихся за длительный промежуток времени.Тест на ЕГЭ должен быть выполнен не только правильно в, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо помогать учащимся правильно ориентироваться во времени, выполнять задание за указанное время. С этой целью провожу небольшие проверочные работы, требующие выполнения всех промежуточных действий «в уме» и фиксирования только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой работе, слабые учащиеся могут записывать решение полностью.На выполнение работы отводится 5-10 минут в зависимости от сложности изучаемого материала и степени подготовленности учащихся. Если проводить эту работу систематически, то ребята постепенно к ней привыкают и не задают вопросов организационного плана, в том числе и по выставлению оценки. Проверка правильности выполнения заданий может проводиться с помощью презентаций, а также правильные ответы могут записываться за «крылом» доски или зачитываться.

Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл.

7. Мониторинг качества обученности.

Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности, который должен быть системным и комплексным. Мониторинг уровня обученности позволяет выявить индивидуальную траекторию обученности каждого ученика и класса в целом.Для каждого учащегося в 10 и 11 классах ведутся диагностические карты, в которые вносятся результаты как краевых диагностических работ, так и тренировочных тестов. После проверки КДР выписать все допущенные каждым учащимся ошибки, зафиксировать их на листе учета и контроля знаний. У меня имеется методическая копилка тренировочных тестов, это и тематические и тесты, выстроенные по содержательным линиям курса, и просто КИМ разных лет. Эта копилка постоянно обновляется и пополняется.Ярким показателем итогов моей работы послужат результаты сдачи ЕГЭ моими учащимися

Учебный год

Средний балл по городу

Средний балл

по краю

Средний балл

по школе

2010-2011

47,2

45,9

47,7

2013-2014

44,3

47,3

47,8

Слагаемые моего успеха: дифференцированный подход к обучению плюс индивидуальный подход, а также использование на уроках новых технологий.

© 2010-2022