АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение усложнённых задач»

Авторская  программа курса  «Решение усложнённых  задач»  рассчитана на 68 часов, предназначена  для работы с учащимися 8-9 классов с целью повышения эффективности обучения их математике, расширение и углубление теоретических знаний по  математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс   основной общей  школы.             Содержание курса формирует нестандартное и логическое мышление.   Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ. Данный курс поможет научить школьника технике работы с тестовыми заданиями.            Программа  курса является источником, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации для формирования математического мышления, логики и изучения смежных дисциплин.       Место данного курса определяется необходимостью подготовки к профессиональной деятельности, учитывает интересы и профессиональные склонности старшеклассников, что позволяет получить более высокий конечный результат.       Методы преподавания определяются целями курса, направленными на формирование математических способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.        В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления  самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МО Апшеронское городское поселение Апшеронского района


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1




АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Решение усложнённых задач»


Составитель: Артюхова Ирина Ивановна










МО Апшеронское городское поселение Апшеронского района


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«РЕШЕНИЕ УСЛОЖНЁННЫХ ЗАДАЧ»



Составитель:Артюхова Ирина Ивановна


Класс 8

Количество часов: всего 34часов

в неделю 1 час

Класс 9

Количество часов: всего 34часов

в неделю 1 час


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Решение усложненных задач» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и разработана на основе учебного пособия «Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы» - Краснодар: Кубанский гос. университет, 2002, автор Е.А. Семенко. Программа рассчитана на два учебных года, 68 часов, предназначена для работы с учащимися 8-9 классов с целью повышения эффективности обучения их математике, расширение и углубление теоретических знаний по математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс общей средней школы. Содержание курса предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость. Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ. Данный курс поможет научить школьника технике работы с тестовыми заданиями и сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ. Элективный курс «Решение усложнённых задач» состоит из следующих тем «Текстовые задачи», «Модуль», «Функции и графики», «Квадратный трехчлен», «Числовые и буквенные выражения», «Уравнения и неравенства», «Параметр», «Элементы статистики и теории вероятностей». Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда. В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов.

Цели и задачи обучения:

Цели:

  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

  • Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач.

  • Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА.

Задачи:


  • Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения

в разделе математики, связи с другими темами.

  • Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,

умение преодолевать трудности при решении более сложных задач

  • Осуществление работы с дополнительной литературой.

  • Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы.

  • Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Тематическое распределение часов

Название разделов

Количество часов


8 класс

9 класс

Текстовые задачи

4

4

Модуль

4

5

Функции и графики

6

6

Квадратный трёхчлен

6


Числа. Числовые и буквенные выражения

7

5

Уравнения и неравенства

7

6

Параметр

4

Элементы статистики и теории вероятностей


4

Итого

34

34



Содержание обучения

8 класс

Раздел

Тема

Текстовые задачи

Проценты. Основные задачи на проценты.

Задачи на части.

Задачи на работу.

Задачи на движение.

Модуль

Модуль: общие сведения.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

Графики функций, содержащих модуль.

Функции и графики

Понятие «Функция».

Способы задания функции.

Свойства функций.

Построение графиков функций.

Чтение свойств функций по графику.

Обратные функции и свойства взаимно обратных функций.

Квадратный трёхчлен

Квадратный трехчлен.

Корни квадратного трёхчлена.

Исследование корней квадратного трехчлена.

Теорема Виета.

Решение неполных квадратных уравнений.

Решение квадратных уравнений.

Числа. Числовые и буквенные выражения

Вычисления.

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения.

Вычисления по формулам.

Многочлены. Формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений.

Разложение многочленов на множители.

Рациональные выражения и их преобразования

Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях .

Уравнения и неравенства

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.

Линейное уравнение.

Решение рациональных уравнений.

Система уравнений. Решение нелинейных систем.

Линейные неравенства с одной переменной.

Системы линейных неравенств с одной переменной.

Системы уравнений и неравенств.

Итого

34 часа

9 класс

Раздел

Тема

Текстовые задачи

Задачи на «концентрацию».

Задачи на «сплавы и смеси».

Задачи геометрического содержания.

Решение разных задач.

Модуль

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

Решение линейных неравенств, содержащих модуль.

Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.

Решение квадратных неравенств, содержащих модуль.

Графическое решение уравнений и неравенств с модулем.

Функции и графики

Функции y =kx ,y =k/x их свойства и графики; гипербола.

Линейная функция, ее свойства и график, геометрический смысл коэффициентов.

Построение графика функции y=ax+b/cx+d с помощью введения новой системы координат.

Квадратичная функция, ее свойства и график; парабола, ось симметрии параболы, вершина параболы.

Графики функций: y = x3 , y = √x.

Построение графиков функций и исследование влияние модуля на изменение графика функций.

Числа. Числовые и буквенные выражения

Задачи, связанные с позиционной записью числа.

Разложение на множители. Основная теорема арифметики.

Деление с остатком

Признаки делимости.

Алгоритм Евклида.

Уравнения и неравенства

Квадратные уравнения повышенного уровня.

Дробно-рациональные уравнения повышенного уровня.

Степенные уравнения повышенного уровня.

Квадратные неравенства повышенного уровня.

Дробно-рациональные неравенства повышенного уровня.

Системы уравнений и неравенств повышенного уровня.

Параметр

Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами.

Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение).

Линейные неравенства с параметром.

Элементы статистики и теории вероятностей

Статистические характеристики.

Сбор и группировка статистических данных

Элементы комбинаторики

Задачи на вычисление вероятностей.

Итого

34 часа


Требования к подготовке учащихся


В ходе изучения курса учащиеся

должны знать:

  • способы и приёмы решения нестандартных задач;

должны уметь:

  • использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач;

  • решать задачи на сплавы, смеси, растворы;

  • решать задачи на «движение»;

  • решать задачи геометрического содержания;

  • преобразовывать выражения, содержащие модуль;

  • строить графики элементарных функций, содержащих модуль;

  • уметь решать уравнения и неравенства повышенного уровня;

  • уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

  • решать типовые задачи с параметром;

  • переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

  • приводить примеры использования функций в физике и экономике.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.Учебное пособие «Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы» - Краснодар: Кубанский гос. университет, 2002, автор Е.А.Семенко.

2.Сборник тестовых заданий по алгебре для подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме, под редакцией Е.А.Семенко, Краснодар 2006

3.Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами «Просвещение-Юг», Краснодар 2010

4.Васильева И.В. Теория чисел в школьном курсе математики 7-11 класс Учебно-методическое пособие, Краснодар 2011

5.Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы ("Математика в школе" № 4, 2001г.)

6.Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.

7.Качашева Н.А. О решении задач на проценты ("Математика в школе" № 4, 1991 г. с.39)

8.Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

9.Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.

10.Егерман Е. Задачи с модулями ("Математика в школе" № 3, 2004г.)








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного материала

РЕШЕНИЕ УСЛОЖНЁННЫХ ЗАДАЧ

8 класс (1 час в неделю, 34 часа)



Тема

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

Прим.

Факт.

I.

Текстовые задачи

4



1.

Проценты. Основные задачи на проценты.

1

сентябрь


2.

Задачи на части.

1

сентябрь


3.

Задачи на работу.

1

сентябрь


4.

Задачи на движение.

1

сентябрь


II.

Модуль

4



5.

Модуль: общие сведения.

1

октябрь


6.

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

октябрь


7.

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

1

октябрь


8.

Графики функций, содержащих модуль.

1

октябрь


III.

Функции графики.

6



9.

Понятие «Функция».

1

ноябрь


10.

Способы задания функции.

1

ноябрь


11.

Свойства функций.

1

ноябрь


12.

Построение графиков функций.

1

декабрь


13.

Чтение свойств функций по графику.

1

декабрь


14.

Обратные функции и свойства взаимно обратных функций.

1

декабрь


IV.

Квадратный трехчлен

6



15.

Квадратный трехчлен.

1

декабрь


16 .

Корни квадратного трёхчлена.

1

январь


17.

Исследование корней квадратного трехчлена.

1



18.

Теорема Виета.

1

январь


19.

Решение неполных квадратных уравнений.

1

февраль


20.

Решение квадратных уравнений.

1

февраль


V.

Числа. Числовые и буквенные выражения

7

февраль


21.

Вычисления.

1

февраль


22.

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения.

1

март


23.

Вычисления по формулам.

1

март


24.

Многочлены. Формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений.

1

март


25.

Разложение многочленов на множители.

1

март


26.

Рациональные выражения и их преобразования

1

апрель


27.

Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях .

1

апрель


VI.

Уравнения и неравенства.

7



28.

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.

1

апрель


29.

Линейное уравнение.

1

апрель


30.

Решение рациональных уравнений.

1

май


31.

Система уравнений. Решение нелинейных систем.

1

май


32.

Линейные неравенства с одной переменной.

1

май


33.

Системы линейных неравенств с одной переменной.

1

май


34.

Системы уравнений и неравенств.

1

май



















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

учебного материала

РЕШЕНИЕ УСЛОЖНЁННЫХ ЗАДАЧ

9 класс (1 час в неделю, 34 часа)

Тема

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

Прим.

Факт.

I.

Текстовые задачи

4



1.

Задачи на «концентрацию».

1

сентябрь


2.

Задачи на «сплавы и смеси».

1

сентябрь


3.

Задачи геометрического содержания.

1

сентябрь


4.

Решение разных задач.

1

сентябрь


II.

Модуль

5



5.

Решение линейных уравнений, содержащих модуль.

1

октябрь


6.

Решение линейных неравенств, содержащих модуль.

1

октябрь


7.

Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.

1

октябрь


8.

Решение квадратных неравенств, содержащих модуль.

1

октябрь


9.

Графическое решение уравнений и неравенств с модулем.


ноябрь


III.

Функции графики.

6


10.

Функции y =kx ,y =k/x их свойства и графики; гипербола.

1

ноябрь


11.

Линейная функция, ее свойства и график, геометрический смысл коэффициентов.

1

ноябрь


12.

Построение графика функции y=ax+b/cx+d с помощью введения новой системы координат.

1

декабрь


13.

Квадратичная функция, ее свойства и график; парабола, ось симметрии параболы, вершина параболы.

1

декабрь


14.

Графики функций: y = x3 , y = √x.

1

декабрь


15.

Построение графиков функций и исследование влияние модуля на изменение графика функций.

1

декабрь


IV.

Числа. Числовые и буквенные выражения

5


16.

Задачи, связанные с позиционной записью числа.

1

январь


17.

Разложение на множители. Основная теорема арифметики.

1

январь


18.

Деление с остатком

1

февраль


19.

Признаки делимости

1

февраль


20.

Алгоритм Евклида

1

февраль


V.

Уравнения и неравенства.

6


21.

Квадратные уравнения повышенного уровня.

1

февраль


22.

Дробно-рациональные уравнения повышенного уровня.

1

март


23.

Степенные уравнения повышенного уровня.

1

март


24.

Квадратные неравенства повышенного уровня.

1

март


25.

Дробно-рациональные неравенства повышенного уровня.

1

март


26.

Системы уравнений и неравенств повышенного уровня.

1

апрель


VI.

Параметр

4


27.

Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами.

1

апрель


28.

Что значит - исследовать уравнение, содержащее параметры.

1



29.

Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия.

1

апрель


30.

Линейные неравенства с параметром.

1

май


VII.

Элементы статистики и теории вероятностей

4


31.

Статистические характеристики.

1

май


32.

Сбор и группировка статистических данных

1

май


33.

Элементы комбинаторики

1

май


34.

Задачи на вычисление вероятностей.

1

май


















© 2010-2022