- Преподавателю
- Математика
- АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение усложнённых задач»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по курсу «Решение усложнённых задач»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артюхова И.И. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МО Апшеронское городское поселение Апшеронского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Решение усложнённых задач»
Составитель: Артюхова Ирина Ивановна
МО Апшеронское городское поселение Апшеронского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ УСЛОЖНЁННЫХ ЗАДАЧ»
Составитель:Артюхова Ирина Ивановна
Класс 8
Количество часов: всего 34часов
в неделю 1 час
Класс 9
Количество часов: всего 34часов
в неделю 1 час
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Решение усложненных задач» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и разработана на основе учебного пособия «Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы» - Краснодар: Кубанский гос. университет, 2002, автор Е.А. Семенко. Программа рассчитана на два учебных года, 68 часов, предназначена для работы с учащимися 8-9 классов с целью повышения эффективности обучения их математике, расширение и углубление теоретических знаний по математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс общей средней школы. Содержание курса предполагает научить учащихся подбирать наиболее разумный ответ или тренироваться в его угадывании, формирует нестандартное мышление и математическую зоркость. Актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ. Данный курс поможет научить школьника технике работы с тестовыми заданиями и сдаче ГИА, а в дальнейшем ЕГЭ. Элективный курс «Решение усложнённых задач» состоит из следующих тем «Текстовые задачи», «Модуль», «Функции и графики», «Квадратный трехчлен», «Числовые и буквенные выражения», «Уравнения и неравенства», «Параметр», «Элементы статистики и теории вероятностей». Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда. В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов.
Цели и задачи обучения:
Цели:
-
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
-
Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач.
-
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ГИА.
Задачи:
-
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения
в разделе математики, связи с другими темами.
-
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,
умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
-
Осуществление работы с дополнительной литературой.
-
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы.
-
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Тематическое распределение часов
Название разделов
Количество часов
8 класс
9 класс
Текстовые задачи
4
4
Модуль
4
5
Функции и графики
6
6
Квадратный трёхчлен
6
Числа. Числовые и буквенные выражения
7
5
Уравнения и неравенства
7
6
Параметр
4
Элементы статистики и теории вероятностей
4
Итого
34
34
Содержание обучения
8 класс
Раздел
Тема
Текстовые задачи
Проценты. Основные задачи на проценты.
Задачи на части.
Задачи на работу.
Задачи на движение.
Модуль
Модуль: общие сведения.
Преобразование выражений, содержащих модуль.
Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
Графики функций, содержащих модуль.
Функции и графики
Понятие «Функция».
Способы задания функции.
Свойства функций.
Построение графиков функций.
Чтение свойств функций по графику.
Обратные функции и свойства взаимно обратных функций.
Квадратный трёхчлен
Квадратный трехчлен.
Корни квадратного трёхчлена.
Исследование корней квадратного трехчлена.
Теорема Виета.
Решение неполных квадратных уравнений.
Решение квадратных уравнений.
Числа. Числовые и буквенные выражения
Вычисления.
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения.
Вычисления по формулам.
Многочлены. Формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений.
Разложение многочленов на множители.
Рациональные выражения и их преобразования
Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях .
Уравнения и неравенства
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.
Линейное уравнение.
Решение рациональных уравнений.
Система уравнений. Решение нелинейных систем.
Линейные неравенства с одной переменной.
Системы линейных неравенств с одной переменной.
Системы уравнений и неравенств.
Итого
34 часа
9 класс
Раздел
Тема
Текстовые задачи
Задачи на «концентрацию».
Задачи на «сплавы и смеси».
Задачи геометрического содержания.
Решение разных задач.
Модуль
Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
Решение линейных неравенств, содержащих модуль.
Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.
Решение квадратных неравенств, содержащих модуль.
Графическое решение уравнений и неравенств с модулем.
Функции и графики
Функции y =kx ,y =k/x их свойства и графики; гипербола.
Линейная функция, ее свойства и график, геометрический смысл коэффициентов.
Построение графика функции y=ax+b/cx+d с помощью введения новой системы координат.
Квадратичная функция, ее свойства и график; парабола, ось симметрии параболы, вершина параболы.
Графики функций: y = x3 , y = √x.
Построение графиков функций и исследование влияние модуля на изменение графика функций.
Числа. Числовые и буквенные выражения
Задачи, связанные с позиционной записью числа.
Разложение на множители. Основная теорема арифметики.
Деление с остатком
Признаки делимости.
Алгоритм Евклида.
Уравнения и неравенства
Квадратные уравнения повышенного уровня.
Дробно-рациональные уравнения повышенного уровня.
Степенные уравнения повышенного уровня.
Квадратные неравенства повышенного уровня.
Дробно-рациональные неравенства повышенного уровня.
Системы уравнений и неравенств повышенного уровня.
Параметр
Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами.
Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.
Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение).
Линейные неравенства с параметром.
Элементы статистики и теории вероятностей
Статистические характеристики.
Сбор и группировка статистических данных
Элементы комбинаторики
Задачи на вычисление вероятностей.
Итого
34 часа
Требования к подготовке учащихся
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
-
способы и приёмы решения нестандартных задач;
должны уметь:
-
использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач;
-
решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
-
решать задачи на «движение»;
-
решать задачи геометрического содержания;
-
преобразовывать выражения, содержащие модуль;
-
строить графики элементарных функций, содержащих модуль;
-
уметь решать уравнения и неравенства повышенного уровня;
-
уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
-
решать типовые задачи с параметром;
-
переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
-
приводить примеры использования функций в физике и экономике.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.Учебное пособие «Обобщающее повторение в курсе алгебры основной школы» - Краснодар: Кубанский гос. университет, 2002, автор Е.А.Семенко.
2.Сборник тестовых заданий по алгебре для подготовки к государственной (итоговой) аттестации в новой форме, под редакцией Е.А.Семенко, Краснодар 2006
3.Сукманюк В.Н. Решение задач с параметрами «Просвещение-Юг», Краснодар 2010
4.Васильева И.В. Теория чисел в школьном курсе математики 7-11 класс Учебно-методическое пособие, Краснодар 2011
5.Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы ("Математика в школе" № 4, 2001г.)
6.Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.
7.Качашева Н.А. О решении задач на проценты ("Математика в школе" № 4, 1991 г. с.39)
8.Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
9.Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
10.Егерман Е. Задачи с модулями ("Математика в школе" № 3, 2004г.)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала
РЕШЕНИЕ УСЛОЖНЁННЫХ ЗАДАЧ
8 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Оборудование
Прим.
Факт.
I.
Текстовые задачи
4
1.
Проценты. Основные задачи на проценты.
1
сентябрь
2.
Задачи на части.
1
сентябрь
3.
Задачи на работу.
1
сентябрь
4.
Задачи на движение.
1
сентябрь
II.
Модуль
4
5.
Модуль: общие сведения.
1
октябрь
6.
Преобразование выражений, содержащих модуль.
1
октябрь
7.
Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
1
октябрь
8.
Графики функций, содержащих модуль.
1
октябрь
III.
Функции графики.
6
9.
Понятие «Функция».
1
ноябрь
10.
Способы задания функции.
1
ноябрь
11.
Свойства функций.
1
ноябрь
12.
Построение графиков функций.
1
декабрь
13.
Чтение свойств функций по графику.
1
декабрь
14.
Обратные функции и свойства взаимно обратных функций.
1
декабрь
IV.
Квадратный трехчлен
6
15.
Квадратный трехчлен.
1
декабрь
16 .
Корни квадратного трёхчлена.
1
январь
17.
Исследование корней квадратного трехчлена.
1
18.
Теорема Виета.
1
январь
19.
Решение неполных квадратных уравнений.
1
февраль
20.
Решение квадратных уравнений.
1
февраль
V.
Числа. Числовые и буквенные выражения
7
февраль
21.
Вычисления.
1
февраль
22.
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения.
1
март
23.
Вычисления по формулам.
1
март
24.
Многочлены. Формулы сокращенного умножения, преобразование целых выражений.
1
март
25.
Разложение многочленов на множители.
1
март
26.
Рациональные выражения и их преобразования
1
апрель
27.
Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях .
1
апрель
VI.
Уравнения и неравенства.
7
28.
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.
1
апрель
29.
Линейное уравнение.
1
апрель
30.
Решение рациональных уравнений.
1
май
31.
Система уравнений. Решение нелинейных систем.
1
май
32.
Линейные неравенства с одной переменной.
1
май
33.
Системы линейных неравенств с одной переменной.
1
май
34.
Системы уравнений и неравенств.
1
май
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала
РЕШЕНИЕ УСЛОЖНЁННЫХ ЗАДАЧ
9 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Оборудование
Прим.
Факт.
I.
Текстовые задачи
4
1.
Задачи на «концентрацию».
1
сентябрь
2.
Задачи на «сплавы и смеси».
1
сентябрь
3.
Задачи геометрического содержания.
1
сентябрь
4.
Решение разных задач.
1
сентябрь
II.
Модуль
5
5.
Решение линейных уравнений, содержащих модуль.
1
октябрь
6.
Решение линейных неравенств, содержащих модуль.
1
октябрь
7.
Решение квадратных уравнений, содержащих модуль.
1
октябрь
8.
Решение квадратных неравенств, содержащих модуль.
1
октябрь
9.
Графическое решение уравнений и неравенств с модулем.
ноябрь
III.
Функции графики.
6
10.
Функции y =kx ,y =k/x их свойства и графики; гипербола.
1
ноябрь
11.
Линейная функция, ее свойства и график, геометрический смысл коэффициентов.
1
ноябрь
12.
Построение графика функции y=ax+b/cx+d с помощью введения новой системы координат.
1
декабрь
13.
Квадратичная функция, ее свойства и график; парабола, ось симметрии параболы, вершина параболы.
1
декабрь
14.
Графики функций: y = x3 , y = √x.
1
декабрь
15.
Построение графиков функций и исследование влияние модуля на изменение графика функций.
1
декабрь
IV.
Числа. Числовые и буквенные выражения
5
16.
Задачи, связанные с позиционной записью числа.
1
январь
17.
Разложение на множители. Основная теорема арифметики.
1
январь
18.
Деление с остатком
1
февраль
19.
Признаки делимости
1
февраль
20.
Алгоритм Евклида
1
февраль
V.
Уравнения и неравенства.
6
21.
Квадратные уравнения повышенного уровня.
1
февраль
22.
Дробно-рациональные уравнения повышенного уровня.
1
март
23.
Степенные уравнения повышенного уровня.
1
март
24.
Квадратные неравенства повышенного уровня.
1
март
25.
Дробно-рациональные неравенства повышенного уровня.
1
март
26.
Системы уравнений и неравенств повышенного уровня.
1
апрель
VI.
Параметр
4
27.
Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами.
1
апрель
28.
Что значит - исследовать уравнение, содержащее параметры.
1
29.
Линейные уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия.
1
апрель
30.
Линейные неравенства с параметром.
1
май
VII.
Элементы статистики и теории вероятностей
4
31.
Статистические характеристики.
1
май
32.
Сбор и группировка статистических данных
1
май
33.
Элементы комбинаторики
1
май
34.
Задачи на вычисление вероятностей.
1
май