Эффективные методы и приемы преподавани математики в условиях реализации ФГОС нового поколения

Раздел Математика
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективные методы и приемы Преподавания математики в условиях реализации ФГОС нового поколения


Москвитина Лариса Васильевна, учитель математики и информатики

ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж»

Россия, г. Ангарск, Иркутская область, e-maill: school10_LVM@mail.ru


«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить»

Дистерверг

Темой моей работы: Эффективные методы и приёмы формирования регулятивных действий у учащихся УКП на уроках математики в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Актуальность данной темы определяют современные требования.

Работодатель заинтересован в работнике, который умеет:

  • самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы;

  • самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить и видеть возникающие в реальном мире трудности,

  • самостоятельно искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;

  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня и т.д.

При этом при преподавании математики в особых условиях (учебно-консультационных пунктах) вскрыто противоречие. С одной стороны Федерального компонента государственного стандарта общего образования предусматривает изучения математики 4 часа в неделю, а у нас по вечерне-сменной форме обучения 3часа и 1 час консультаций, а при заочно-очной форме обучения по 2часа и 0,5 часа консультаций в неделю. При этом, положительная итоговая оценка знаний экзаменационной работы возможно только если обучающийся продемонстрирует знания и умения, отрабатываемые на среднем и углубленном уровнях.

Проблеме методике преподавания математики в средней школе Розов Николай Христович, член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, посвятил ряд публикаций. Где считает, что в основе обучения должны лежать игровая и проектная деятельность, а также внедрение информационно-компьютерных технологий.

С другой стороны отмечал Зеньковский Василий Васильевич "…современная школа грешит вообще односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то искусственно развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и даже подавляя проявления ее. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных "парадоксов" современной школы: сосредоточивая все свои силы на развитии ума, она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум и не развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное развитие".

В ходе уроков выявлен очень низкий процент самостоятельных форм деятельности учащихся (приведен в гистограмме):

Исходя из выше изложенного поставлена цель: Разработать и апробировать эффективные методы и приёмы формирования регулятивных действий у учащихся УКП на уроках математики в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Изучить особенности формирования регулятивных действий у обучающихся.

  2. Определить критерии и уровни оценивания регулятивных действий у учащихся.

  3. Разработать обучающий комплекс по математике, формирующий регулятивные действия у учащихся УКП в рамках индивидуального образовательного маршрута.

  4. Апробировать и оценить эффективность разработанного комплекса, способствующие формированию регулятивных действий у учащихся УКП в рамках индивидуального образовательного маршрута.

На 1этапе при анализе литературы были сделаны выводы:

  • Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать знания (Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов);

  • Активизация - это мобилизация учителем сил учеников на достижение целей обучения и воспитания (Т.Н. Шамова);

  • Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин).

Для реализации были выбраны следующие педагогические технологии:

  • модульная технология;

  • метод проектов;

  • ИК технология.

На 2 этапе в соответствии с позицией О.С.Гребенюк и Т.Б.Гребенюк по характеру учебной самостоятельной деятельности обучающихся выделили четыре уровня регулятивной деятельности у учащихся. В соответствии с каждым уровнем организовываются четыре группы: «Риск», «Поиск», «Баланс» и «Успех», в которых самостоятельная регулятивная деятельность организовывается в соответствии с их способностью организации учебной деятельности.

В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа учебной работы. Каждый этап связан с предыдущим и с последующим, и должен обеспечивать переход обучающегося с одного уровня самостоятельной деятельности на следующий.

В основе критериев для деления на группы самостоятельной деятельности обучающихся является основная функция учебно-познавательной деятельности и представляется не в получении обучающимися каких-то материальных или иных результатов, а непосредственно в изменении самих обучающихся, в овладении ими общими способами действий. В качестве таких выступают:

  • субъектностивная самостоятельность в осуществлении учебно-познавательной деятельности;

  • логическая самостоятельность при решении учебно-познавательных задач;

  • широта самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Деление на уроке обучающихся должно происходить в соответствии самооценки обучающихся. Задача учителя на этом этапе помочь обучающимся разделиться на группы (по возможности в ходе обучения перейти из одной группы в другую) в соответствии со способностями и навыками работы.

На 3этапе: разработаны:

  1. рабочие программа с учетом требования ФГОС;

  2. КТП учебных занятий по форме самообразования в сочетании с очной формой обучения;

  3. маршрутные карты урока.

В ходе реализации 4-ой задача был апробирован разработанный комплекс. В результате изменились показатели регулятивной действии у учащихся:


В среднем показатели регулятивных действии у обучающихся вырос на 19 %, что дает право сделать следующие выводы:

  1. Суть самостоятельной деятельности по формированию регулятивных действии определена верно.

  2. Критерии и показатели формированию регулятивных действии определены правильно.

  3. Разработанный методический комплекс способствует формированию регулятивных действии у учащихся УКП на уроках математики.

© 2010-2022