Применяемая мною педагогическая технология

Перед учителем стоит трудная задача – поддержать интерес к учебе, не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Желание учиться не пропадает только при условии, что ученик добивается успехов в учёбе.           В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитатель...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая технология: УКРУПНЕНИЕ дидактической единицы.


Перед учителем стоит трудная задача - поддержать интерес к учебе,

не дать ребёнку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Желание учиться не пропадает только при условии, что ученик добивается успехов в учёбе.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной модели: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Происходящие изменения в системе образования все в большей степени ориентируют современную школу на развитие личности каждого ученика с учетом индивидуальных способностей, собственных мотивов и ценностных установок. Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения. В моей практике решением этого вопроса является внедрение в процесс обучения физики и математики технологии укрупнения дидактической единицы П.М. Эрдниева. (Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР). Что такое УДЕ? Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) как новый термин для сложившейся группы понятий современной педагогики впервые назван в публикации в 1968 г. (Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. - 1968. - № 10). Содержательное определение УДЕ как научного понятия в настоящее время обрело следующую трактовку: «Укрупнение дидактических единиц - это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащихся, благодаря активизации у них подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов целостного представления знаний».

В научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества». Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала, согласно которому, рассматривая взаимосвязи и взаимопереходы, следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц этого содержания. При этом укрупненная единица определяется не объемом выдаваемой информации, а именно, наличием связей - взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно обратных, аналогичных, деформированных, трансформированных и т.д. задач. Весь теоретический материал делится на логически завершенные единицы и изучается не по отдельным параграфам, а целиком: сначала - понятие, затем закономерности между ними и их практическое применение. При этом основной материал повторяется на каждом уроке, что способствует его лучшему запоминанию. В конце каждого блока проводится обобщающий урок. Основная цель таких уроков - это установление связей между отдельными понятиями, явлениями, законами, теориями. Причем обобщение фундаментальных знаний можно осуществлять на разных уровнях, разными способами. Здесь очень эффективными бывают опорные конспекты. Вся учебная деятельность делится на уровни: Первый уровень учебной деятельности - общекультурный - ученик понимает основные положения курса, умеет объяснить явления, закон, может применить знания по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня. Второй уровень - прикладной - учащийся выполняет задания в измененной ситуации, демонстрирует понимание взаимосвязей, понятийного аппарата темы, курса не выходя за его рамки. Третий уровень - творческий - учащийся способен решать проблемы, выходящие за рамки курса.

В своей работе стараюсь опираться на следующие дидактические принципы:

- принцип доступности в обучении;

- принцип учета психологических особенностей учащихся;

- принцип системности.

Для получения результата деятельности строго следую принципу: научить учащихся этапам работы, которые помогут систематизировать полученные знания, надолго запомнить и правильно применять их, для чего

создаю мотивационную основу у учащихся для формирования умения, т.е. такую ситуацию, когда он сам захочет, осознано овладеть теми или иными знаниями, акцентирую внимание на способах самостоятельной организации учебной деятельности.

Активизирует познавательную деятельность создание нестандартных ситуаций на уроке. Чаще всего это уроки обобщающего повторения в виде различных форм игр. На уроке стараюсь быть рядом с учащимися, искать такие приемы и способы преподавания, чтобы перевести их из организуемой в самоорганизующую личность, для того чтобы педагогическое воздействие способствовало его саморазвитию.

Анализируя свою работу по системе УДЕ, прихожу к выводу:

расход учебного времени сокращается за счет одновременного изучения взаимосвязанных вопросов программы; значительно увеличивается, объем усваиваемого материла; активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются память, внимание, мышление, воображение. Знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей…

Метод обратных задач профессор Эрдниев считает основным нервом своей технологии. Без обратной задачи, уверен он, обучение несовершенно и рождает хаос представлений. Изучать не все понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом. Дидактической единицей может быть совокупность вопросов или групп задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал четыре основных способа укрупнения дидактических единиц: совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы; метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов; решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные; усиление удельного веса творческих заданий.

Философия УДЕ - достижение целостности знаний как главного условия саморазвития интеллекта учащихся.

Методология УДЕ - это создание информационно совершенной во времени новой последовательности разделов и тем программы.

Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна создавать сегодня.

Литература: Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. - 1968. - № 10

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.:

Народное образование, 2006.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:

Народное образование, 1998.

webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-19472

imc-new.com/index.php/teaching-potential/teaching-technologies/treko.ru/show_dict_1114

© 2010-2022