Мастер-класс Современный урок в контексте ФГОС

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Шабанова Р.Г., заместитель директора по НМР

МБОУ гимназии № 103.


(Слайд 1) «Современный урок математики. Изменения деятельности педагога, работающего по ФГОС. Составление технологической карты урока».

(Слайд 2)

«Урок - это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».


В.А. Сухомлинский

Урок живет и побеждает и в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Сегодня в основе урока лежит системно-деятельностный подход.

Перед начальным и основным образованием ставятся новые цели. Широко известна аксиома: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся, сегодня всё более востребованными.

Определения современного урока.

1. Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

(Слайд 3)

2. Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (М.Н.Скаткин).

(Слайд 4)

3. Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса (И.П. Подласый).

(Слайд 5)

4.Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения (Российская педагогическая энциклопедия).

(Слайд 6)

Современный урок по ФГОС - это

  • профессиональная и методическая подготовка учителя;

  • целеполагание и мотивация учения;

  • системно-деятельностный подход;

  • современные средства обучения;

  • выбор оптимальных средств обучения;

  • создание условий для саморазвития;

  • анализ каждого учебного занятия.

Какие требования к современному уроку предъявляются

в условиях введения ФГОС?

(Слайд 7)

• Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• Учитель должен планировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулировать тему, цель, задачи урока.
• Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

(Слайд 8)
• Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
• Вывод делают сами учащиеся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
• Времясбережение и здоровьесбережение.
• В центре внимания урока - дети.

(Слайд 9)
• Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
• Умение учителя демонстрировать свое методическое искусство.
• Урок должен быть добрым.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий,

  • инициирует действия учащихся,

  • консультирует и корректирует их действия,

  • находит способы включения в работу каждого ученика,

  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания.

Функция ученика - активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Главная задача (задача современного учителя) на уроке - формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

  • сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

  • сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Сегодня в школе большее распространение получает «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Структура современного урока

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

(Слайд 10)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

(Слайд 11)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Первичное закрепление с комментированием.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Рассмотрим каждый из этапов урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). Здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

(Слайд12)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

1-2 минуты

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

  • самопроверка домашнего задания по образцу.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

(Слайд13)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

4-5 минут

Возникновение проблемной ситуации.


  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют в речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

(Слайд14)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 минут

Методы постановки учебной задачи:

  • создание проблемной ситуации, побуждающей к диалогу,

  • диалог, подводящий к формулировке темы.


  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

(Слайд15)

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

3-4 минуты

Способы: диалог, групповая или парная работа.

Методы:

  • побуждающий к гипотезам диалог,

  • подводящий к открытию знания диалог,

  • подводящий без проблемы диалог.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

(Слайд16)

Цель: проверка правильности проекта.

5-6 минут

Способы: фронтальная работа.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на применение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

(Слайд17)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут

Способы:

  • фронтальная работа,

  • работа в парах.

Средства:

  • комментирование,

  • обозначение знаковыми символами,

  • выполнение заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

(Слайд18)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий), которая

выполняется письменно.

Методы: самоконтроль, самооценка.

8. Включение знаний в систему и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

(Слайд19)

Цель: коррекция отработки способа.

7-8 минут

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

(Слайд20)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и оценка деятельности всего класса.

2-3 минуты

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что нужно сделать ещё?

  • Где можно применить новые знания?

  • Что на уроке у вас хорошо получалось?

  • Над чем ещё надо поработать?

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

Учитель, проектируя занятие, составляет технологическую карту или конструктор урока. Традиционный конспект - это содержание урока по вертикали, а технологическая карта - по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструктор урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.

Используемая литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.

  2. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

  3. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

  4. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
    5. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

6.Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

7.Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
8.Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
9.Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / 10.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
12.Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова
// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

13.Чиранова О.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.

14.Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.

15.Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения?

Интернет ресурсы.

school.edu.ru/default.asp российский общеобразовательный портал

litru.ru/?stp=book_name&letter=204 поиск книги электронная библиотека

festival.1september.ru/ Фестиваль «1 сентября»

etudes.ru На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.

pedsovet.su/load/34-1-0-607

allmath.ru/metodics.htm методические материалы по математике

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОРов

uroki.net/docmat.htm Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия

uztest.ru/abstracts/?idabstract=116000 Тесты ЕГЭ

mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm открытая математика

openclass.ru/collection Открытый класс математики (разработки уроков

10


© 2010-2022