- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике Случайные величины и их представление с помощью таблиц распределения
Урок по математике Случайные величины и их представление с помощью таблиц распределения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидельник А.И. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическое руководство к уроку математики на 1 курсе "Случайные величины и их представление с помощью таблиц распределения"
Тема урока: "Случайные величины и их представление с помощью таблиц распределения"
Тип урока: комбинированный урок .
Вид урока: урок-практикум.
Метод обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, тестовый, самообучения.
Урок направлен на реализацию требований стандарта и концепции личностно-ориентированного обучения, на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться. Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе познавательной деятельности, организованной преподавателем, обучающиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для обучающегося, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Цель урока:
обучающая: сформировать умение представлять данные с помощью таблиц распределения и полигона частот;
развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями; формирование навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия; развивать память, внимание;
воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к дисциплине «математика», к окружающему миру, самостоятельности при решении проблем; критичности, умения объективно оценивать свои возможности.
Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
-
частнопредметных:
- усвоить понятия случайной величины, частоты и относительной частоты, полигона частот
-
общепредметных:
- уметь обрабатывать результаты измерений, представлять результаты с помощью таблиц, обнаруживать зависимости между данными величинами и их частотами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- уметь применять теоретические знания по математике на практике при решении задач;
2. Метапредметных:
-
в познавательной деятельности
- умение различать факт, мнение, доказательство;
- исследовать несложную практическую ситуацию.
-
в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;
-
в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Личностных:
1) стимулировать способность иметь собственные мнения.
2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания техникума;
3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.
4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Материально-техническое оснащение урока:
-
Презентация MS Power Point «Случайные величины и их представление с помощью таблиц распределения»;
-
Интерактивная доска, компьютер, проектор;
-
Программа для построения графиков Graph
План урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний
1) Этап проверка знаний по теме: «События. Статистическая вероятность события»
-
Этап постановки целей и задач урока
-
Формирование новых понятий и способов деятельности
-
Классификация величин. Случайные величины
-
Элементы статистической обработки результатов наблюдений: историческая справка
-
Таблицы распределения данных по частотам и относительным частотам
-
Полигон частот
-
Формирование навыков умственного труда
-
Этап первичной проверки понимания изученного
-
Этап закрепления нового материала
-
Итог урока
-
Рефлексия
-
Заключительный этап
-
Домашнее задание
Ход урока
Этап урока
Конспект урока
I. Организационный этап
I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).
Преподаватель: «Здравствуйте. Присаживайтесь».
Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке математики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Договорились?
Обучающиеся: Да!
Преподаватель: «А теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы начинаем изучать элементы математической статистики. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Л.Н. Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"».
II. Актуализация опорных знаний
Преподаватель: «На прошлом уроке вы закончили изучать раздел математики «Элементы теории вероятностей». Вы помните, что теория вероятностей занимается исследованием закономерностей в массовых явлениях и событиях. Что же называется событием или явлением?».
Обучающиеся: «Все, что происходит или не происходит в реальной действительности, называют явлениями или событиями».
Преподаватель: «Верно! Какие события называют случайными?»
Обучающиеся: «Событие называют случайным по отношению к некоторому испытания, если в ходе этого испытания оно может произойти или не произойти»
Преподаватель: «Правильно. Теперь вспомните определение относительной частоты события»
Обучающиеся: «Относительной частотой события в данной серии испытаний называют отношение числа испытаний, в которых это событие произошло, к числу всех проведенных испытаний»
Преподаватель: «Верно. Теперь предлагаю вам соотнести понятие и обозначение»
К доске вызывается один из обучающихся. Его задача соотнести понятие и обозначение, и проверить свой результат.
Преподаватель: «Повторив нужные нам понятия и определения, можно перейти к изучению новой темы, ввести понятие случайной величины, научиться представлять данные с помощью таблиц распределения и полигона частот»
III. Формирование новых понятий и способов деятельности
Преподаватель: «Понятие величины в математике рассматривается как основное и точного определения этому понятию нет. Однако величины можно разделить на несколько основных видов. Рассмотрим одну из таких классификаций»
Преподаватель: «Одним из видов переменных величин является случайная величина»
Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать определение случайной величины.
Преподаватель: «Случайная величина - это такая величина, которая в ходе наблюдения или испытания может принимать различные значения (значение величины зависит от случая). Теперь давайте обратимся к истории математики и узнаем когда появились и для чего использовались случайные величины»
Один из обучающихся получил опережающее задание - подготовить историческую справку по данной теме.
Обучающийся: «Одним из источников теории вероятностей является статистическая обработка результатов наблюдений. В различных странах в разные эпохи предпринимались попытки переписи населения, регистрировались рождения и смерти людей. Примером серьезной математической обработки такого рода данных могут служить опубликованные в начале 17 века в Англии таблицы продолжительности жизни, основанные на анализе 57 годовых отчетов о смертности в Лондоне. Например, в этих публикациях была представлена следующая таблица»
III. Формирование новых понятий и способов деятельности
Обучающийся: «Из такого рода анализа делались выводы о средней продолжительности жизни, о различиях между группами населения и т.п. Английские таблицы вызывали большой интерес в научном мире. Так, например, знаменитый голландский математик Гюйгенс в письме своему брату писал, что на основании этих таблиц он подсчитал, что проживет до 55 лет, а его брат до 56,5 лет»
Преподаватель: «Спасибо за исторический экскурс. Теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока «Представление случайных величин с помощью таблиц и полгона частот». Рассмотрим следующую задачу»
III. Формирование новых понятий и способов деятельности
Преподаватель на примере задачи показывает обучающимся, как строятся таблицы распределения случайных величин по частотам и относительным частотам.
Преподаватель: «Представив данные задачи с помощью таблиц распределения по частотам и относительным частотам, построим полигон частот, используя для этого программу для построения графиков Graph»
Преподаватель демонстрирует обучающимся навыки и приемы построения графиков с помощью программы Graph
III. Формирование новых понятий и способов деятельности
III. Формирование новых понятий и способов деятельности
Преподаватель: «Решим еще одну задачу и построим полигон частот»
К доске вызывается один из обучающихся.
IV. Формирование навыков умственного труда
IV. Формирование навыков умственного труда
Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно решить и ответить на поставленный вопрос задачи.
Преподаватель: «Выполните самопроверку по данным на слайде»
После самостоятельного решения - обучающиеся сверяют данные и ответы с решением преподавателя.
Преподаватель: «Для закрепления материала предлагаю вам соотнести таблицу распределения и соответствующий ей полигон частот»
V. Итог урока
Преподаватель: «Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока».
-
Что нового вы сегодня узнали, что поняли?
-
Что научились делать?
-
Оцените собственные достижения.
Преподаватель: Сегодня на уроке вы получили жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а статистические явления станут для вас более понятными и привлекательными.
Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!
Домашнее задание. (интерактивная доска)
-
Доклад по теме «Дискретные и непрерывные случайные величины»