Конспект урока по теме: «Геометрические фигуры»

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по математике.


Класс: 5

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 270 с.: ил.

Тема урока: «Геометрические фигуры».

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

I.Образовательно-развивающие цели:

1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Геометрические фигуры»;

1.2.Применение опорных понятий: фигура, угол, треугольник, биссектриса, перпендикуляр;

1.3.Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), сравнивать изучаемые понятия.

1.4. Развитие специальных умений: строить и измерять углы, определять вид угла, строить биссектрису угла, определять вид треугольника, находить периметр и площадь треугольника, проводить перпендикуляры к прямой и серединные перпендикуляры к отрезку.

II.Воспитательная цель: воспитывать у учащихся умение слушать друг друга, уважать мнение других.




Материально-техническое
и дидактическое обеспечение урока:

карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), компьютерная презентация к уроку, индивидуальные доски для рисования, интерактивная доска.














Ход урока:

  1. Организационная часть урока (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня итоговый урок по теме «Геометрические фигуры». (слайд 1)

(Выдает учащимся раздаточный материал, включающий: карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), индивидуальные доски для рисования).

(Учащиеся заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов).



  1. Актуализация знаний (2 мин)

- Как сказал древнегреческий философ Саади: "Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев". И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими "крыльями" будете "взлетать" все выше и выше.

- Сформулируйте свои цели на сегодняшний урок.

(Учащиеся формулируют цели урока: повторить и закрепить знания и умения по теме и т.п).

- заявка на оценку на сегодняшнем уроке следующая:

Заявка на оценку (на доске):

«5» - 31 балл и более

«4» - 22-29 баллов

«3» - 15-21 баллов

  1. Устный счет. (слайд №2) 4 мин

- Выполните устно вычисления, результат запишите в бланк ответов и на доске для рисования. За каждый правильный ответ - 1 балл. (демонстрирует слайд с примерами устного счета, проверяет ответы).

730- 180 + 20 × 5=

37 + 43
: 16
× 14
(Учащиеся выполняют устные вычисления, результат записываю в бланк ответов (Приложение 3) и на доске для рисования, показывают учителю).

660 : 2 - 60 + 40 × 3=



1) 4 × 13 2) 3) 4)
+ 23
: 15

4. Выполнение тестовых заданий (6 мин).

1 этап: работа с тестами (Приложение 1)

(Учащиеся работают с тестовыми заданиями, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ (за каждый правильный ответ - 1 балл)

-Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ - 1 балл)


-Отметьте знаком «√» правильное содержание понятия и знаком «-» - неправильное.

Субтест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ - 1-2 балла)


-Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие



  1. Этап: обсуждение решения в группах (2 мин)

- Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:

1 группа -субтест №1,

2 группа - субтест №2 (1,2 задание),

3 группа - субтест №2 (3,4 задание),

4 группа - субтест №3 (1 задание),

5 группа - субтест №3 (2 задание),

6 группа - субтест №3 (3 задание).

(Учащиеся обсуждают ответы на тестовые задания)


  1. этап: Защита ответов (3 мин)

(Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов (Приложение 3)).

Субтест №1: (Слайд 3)

1) Угол 950- тупой угол;

2) Сторона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является высотой.

3) Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется перпендикуляром.

Субтест №2: (Слайд 4)

  1. Геометрическая фигура - множество точек на поверхности, образующее конечное число линий (√)

  2. Остроугольный треугольник - это треугольник, в котором есть острый угол (-)

  3. Перпендикулярные прямые - это прямые, которые пересекаются (-)

  4. Угол - это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало (√)

Субтест №3: (Слайд 5)

  1. Остроугольные треугольники

  2. Тупые углы

  3. Перпендикулярные прямые


  1. этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения к тесту (3 мин)

- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4) ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).

Учащиеся задают вопросы-понятия и вопросы-суждения, дополняют, возражают:

  1. Как доказать, что угол 950- тупой угол?

  2. Что называется высотой треугольника?

  3. Что понимается под перпендикуляром к прямой?

  4. Что такое геометрическая фигура (угол)?

  5. Как доказать, что треугольник является остроугольным (тупоугольным)?

  6. В каком случае пересекающиеся прямые являются перпендикулярными прямыми?


  1. Физкультминутка (1 мин)

Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".


  1. Решение практических упражнений.

1 этап: решение заданий (10 мин)

- Ответьте на вопрос: как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания (Приложение 2), в таблице найдите буквы, соответствующие полученным ответам, составьте слово. (Слайд 6)

Постройте ∠ ABC=700, проведите его биссектрису и отложите на ней отрезок BD=3,5 см. Из точки D опустите перпендикуляр DM на сторону BC.

Найдите:

  1. Величину углов, на которые биссектриса делит угол ABC; (1 б.)

  2. ∠BDM; (1 б.)

  3. Длину стороны DM; (1 б.)

  4. Длину стороны ВМ; (1 б.)

  5. Периметр треугольника BDM; (1 б.)

  6. Площадь треугольника BDM; (1 б.)



55

12

3

2

8,5

35

А

М

Е

Л

С

Ф



(Учащиеся выполняют практическое задание, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).

2 этап: обсуждение решения в группах (2 мин)

Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:

1 группа -задание №1,

2 группа - задание №2,

3 группа - задание №3,

4 группа - задание №4,

5 группа - задание №5,

6 группа - задание №6

3 этап: защита работ (6 мин)

Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания.

- Сравните свои ответы с ответами на доске (демонстрирует на интерактивной доске с решение задачи (Слайды №7-10).

- Фалес Милетский- древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. (Слайд №11)

  1. этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения к тесту (3 мин)

- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4) ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).

  1. Что называется биссектрисой треугольника (перпендикуляром, периметром треугольника)?

  2. Что понимается под перпендикуляром к прямой?

  3. Как доказать, что ∠BDM=55 0?

  4. Каковы свойства и виды треугольников?

  5. Что понимается под площадью треугольника?


  1. Итоги, выставление оценок, домашнее задание (2 мин)

-Закончить урок мне хочется словами известного российского математика А.И. Мордковича, автора учебника математики, по которому вы занимаетесь: "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели". Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на сегодняшнем уроке. Поднимите руки, кто получил сегодня оценку «5», «4», «3».

Послушайте домашнее задание (слайд 12):

- Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера:

А - Геометрические фигуры

В- Угол

С- Прямоугольный треугольник

Д - Острый угол

Е - ∠ ABC=700

(раздает карточки с домашним заданием учащимся).

- Спасибо за урок! (слайд 13)

Используемая литература:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 270 с.: ил.


© 2010-2022