Решение арифметических задач в коррекционной школе VIII вида

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»

Учитель математики Желтовских Любовь Дмитриевна



Решение арифметических задач

в коррекционной школе VIII вида



Арифметические задачи в курсе математики в коррекционной школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей с ОВЗ.

Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей.

При решении задач у детей с ОВЗ развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т.д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Велика роль решения задач в подготовке детей с ОВЗ к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности. Именно упражнения в решении и составлении задач помогают учащимся видеть в окружающей действительности такие факты и закономерности, которые используются в математике.

В арифметических задачах используется числовой материал, отражающий успехи страны в различных отраслях народного хозяйства, культуры, науки и т.д. Это способствует расширению кругозора учащихся, обогащению их новыми знаниями об окружающей действительности.

Умением решать арифметические задачи учащиеся овладевают с большим трудом.

Причины ошибочных решений задач детей с ОВЗ кроются в первую очередь в особенностях мышления этих детей.

Трудности в решении задач у детей с ОВЗ связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче, математических связях и отношений между числовыми данными, а также данными и искомыми.

Всякая текстовая арифметическая задача состоит из условия и вопроса. В условии задачи раскрываются связи между данными числами, между данными и искомыми. Эти связи определяют выбор соответствующих арифметических действий. Вопрос указывает, какое число является искомым.

Процесс мышления при решении задач тесно связан с психологией детей с ОВЗ. Решение задач есть мыслительная деятельность, которая включает в себя несколько этапов:

  1. Чтение и понимание текста, содержащего условие и вопрос задачи.

  2. Анализ условия и вопроса задачи; установление связи между ними; вычисление основных данных, которые являются наиболее существенными в задаче, переосмысливание условия в соответствии с вопросом.

  3. Поиски и выбор способов решения.

  4. Запись решения и выполнение счетных операций.

  5. Формирование ответа задачи.

В норме при сохранном интеллекте ученик неоднократно может возвращаться к предыдущим этапам. Дети с ОВЗ никогда не возвращается к предыдущему этапу, а переходит всегда к следующему, даже испытывая затруднения на предыдущем.

Анализ арифметических задач включает в себя следующие этапы:

  1. Усвоение содержания условия:

- Сообщение содержания задачи; словарная работа над терминами задачи, над текстом; объяснение событий, связь с жизнью.

- Чтение задачи: читает учитель или сильный ученик, чтобы дети поняли содержание (с 1 по 5 классы читает учитель). С 6 по 9 классы до первого чтения вслух предложить учащимся прочитать задачу про себя.

В какой бы форме не давали задачу, числовые данные должны быть перед глазами. Стремится к тому, чтобы ученики осознали смысл каждого данного.

  1. Повторение условия.

Существует несколько способов повторения:

- Повторное чтение задачи учеником (начинается со 2 класса). Иногда целесообразно повторное чтение провести учителю.

- Пересказ задачи. (добиваться пересказа полностью своими словами, отражая в общем виде отношения между величинами).

- Повторение условия задачи путем ответа на вопросы учителя.

  1. Формы записи условия:

а). Полная запись (используется тогда, когда надо работать над условием задачи; числа и зависимости выделять цветными мелками).

б). Краткая запись.

в). Схематическая запись.

г). Иллюстративная запись.

д). Таблицы.

е). Чертежи.

  1. Разбор задачи.

Разбор задачи проводится в вопросно-ответной форме. Используется 2 метода:

  1. Синтетический метод.

  2. Аналитический метод.

Для детей с ОВЗ предпочтительнее - аналитический метод.

  1. Формы записи решения задачи:

а). Решение с вопросом.

Форма записи наиболее распространенная в коррекционной школе. Вопросы начинают записывать со 2 класса.

б). Решение с планом.

Существует 2 разновидности:

  1. Сначала записываются вопросы (их разбирают вместе с учителем), а затем решение. В тетради оформляется следующим образом:

Задача №…

Вопросы.

  1. Сколько …?

  2. Сколько …? и т.д.

Решение.

1)…. 2)…. и т.д.

Ответ:



  1. План записывается в утвердительной форме, а не вопросами. В тетради оформляется следующим образом:

План.

  1. Узнать, сколько … .

  2. Узнать, сколько … . и т.д.

Решение.

  1. … и т.д.

Ответ: …

в). Решение с пояснением.

г). Краткая форма записи решения (без пояснений).

Постоянно такой формой записи пользоваться нельзя, т.к. это скажется на усвоении материала.

  1. Проверка решения задачи.

Обязательное требование в коррекционной школе.

- Что узнавали 1 действием?

- Как записали?

- Что получилось? И т.д.

  1. Работа над решенной задачей.

Этот этап не является обязательным. Его учитель проводит по своему усмотрению. Желательно проводить после решения трудной задачи или после решения нового вида задач. После решения еще раз выделить условие, вопрос, решение, ответ.

  1. Составление новой задачи.

Постановка другого вопроса по данному условию.

  1. Заключение. Итог.

Обязательный этап. Цель его: учить учащихся контролировать себя. Итог: - Решили ли мы задачу?

- Докажите.

Литература.

  1. Перова М.Н. Методика преподавания математике в коррекционной школе: учебник для вузов. - М.:ВЛАДОС, 2001.-408с.



© 2010-2022