Программа внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация внеурочной деятельности по математике в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС»


Автор: Михайлова Александра Васильевна

Учитель математики МАОУ «СОШ №3» г. Нурлат Республики Татарстан



Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочной деятельности, которая учитывает возрастные особенности учащихся, принадлежит также значительная роль в формировании универсальных учебных действий в основной школе. При этом формирование универсальных учебных действий обеспечивается в процессе всех видов и направлений внеурочной деятельности: игровой, познавательной, досугово-развлекательной, трудовой, производственной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой деятельности, художественного и социального творчества, проблемно-ценностного общения. Вместе с тем каждый из видов внеурочной деятельности, хранящий в себе некоторый социокультурный опыт, предоставляет различные возможности для формирования учебных действий.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное направление

  • Духовно-нравственное направление

  • Общеинтеллектуальное направление

  • Общекультурное направление

  • Социальное направление

Предлагаемые формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

В методической литературе выделяют три вида внеурочной работы по математике:

  • внеклассная работа;

  • внешкольная работа;

  • заочная работа.

Учебный план школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в программе российского образования.

В рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности учителями математики обычно организуются математические кружки, тематика занятий которых позволяет, в первую очередь, решать задачи формирования познавательных УУД.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении.

Настоящая программа составлена на основе учебного пособия Е.Л. Мардахаева «Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год.

Цели курса:

  • обучение деятельности - умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи:

  • создать условия для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • сформировать у подростков навыки применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширить представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развить математическую культуру школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;

  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, способов взаимодействия;

  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

2) в метапредметном направлении:

  • умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Возраст обучающихся: данная программа рассчитана на детей в возрасте 11-12 лет (5-6 классы).

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год (34 часа, из расчета 1 час в неделю).

Формы и режим занятий

  1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или учащегося (5-10 мин);

  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме (7-10 мин);

  • Разбор решения задач (5-7 мин);

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений (10-12 мин);

  • Ответы на вопросы учащихся (2-3 мин);

  • Домашнее задание (3 мин).

  1. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Математическая карусель.

  • Математический бой, хоккей, футбол.

  • Математические турниры, эстафеты.

  • Математические викторины.

  • Устные или письменные олимпиады.

  1. Защита проектов;

  2. Коллективный выпуск математической газеты;

  3. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок;

  4. Решение задач на разные темы;

  5. Разбор задач, заданных домой;

  6. Изготовление моделей для уроков математики;

  7. Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил;

  8. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой;

  9. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.


Диагностика

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.

  • Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) - это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.

Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.

  1. Познавательная активность

Критерии: Низкий уровень - к выполнению ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы;

Средний уровень - ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей;

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.

Действия:
Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.

Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.

Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться.

  1. Сформированность самостоятельности

Критерии:
Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.

Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.

Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания.

  1. Коммуникативные умения

Критерии:
Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.

Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу.

Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.

Действия:
Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.

При среднем уровне необходимы поощрения и поддержки.

Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.

  • Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) - это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Методы проведения итоговой диагностики:

- творческие задания;

- проектные работы;

- олимпиада;

- выставка работ.

Для наблюдения за индивидуальным развитием ребенка рекомендуется на каждого учащегося завести карточку индивидуального развития, в которой каждое качество будет оцениваться по соответствующим критериям.


Карточка индивидуального развития ребенка

Фамилия, имя__________________________________

Возраст_______________________________________

Название детского объединения___________________

Педагог_______________________________________

Дата начала наблюдения_________________________




Качества

Оценка качеств (в баллах) по времени

Исходное состояние

Через полгода

Через год

Мотивация к занятиям

Познавательная нацеленность

Творческая активность

Коммуникативные умения

Коммуникабельность

Достижения



Критерии оценки развития ребенка

«2»

«3»

«4»

«5»

Мотивация к занятиям

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно.

Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности.

Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью.

Познавательная активность

Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания.

Увлекается специальной литературой по направлению детского объединения. Есть интерес к выполнению сложных заданий.

Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий.

Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью.

Творческая активность

Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Коммуникативные умения

Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.

Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников.

Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.

Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента.

Коммуникабельность

Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках.

Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах.

Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты.

Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку.

Достижения

Пассивное участие в делах кружка.

Активное участие в делах кружка.

Значительные результаты

Значительные результаты на уровне города, округа, области.



Содержание программы

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1

Числа и вычисления
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Необычное об обычных натуральных числах. Числовые ребусы. Магические квадраты.

8

2

Геометрические фигуры
Треугольник. Четырехугольники. Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Пространственные фигуры.

5

3

Ребусы. Кроссворды
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

5

4

Логические задачи
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач.

8

5

Решение задач
Решение сюжетных задач. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.

Решение задач методом «с конца». Задачи на движение. Комбинаторные задачи: правила произведения и суммы; перестановки, размещения, сочетания.

8








Учебно-тематическое планирование

Содержание занятий

Дата проведения

I Числа и вычисления.

1.

Греческая и римская нумерация.


2.

Индийская и арабская система исчисления.


3.

Древнерусская система исчисления.


4.

Необычное об обычных натуральных числах.


5.

Необычное об обычных натуральных числах.


6.

Знакомство с числовыми ребусами.


7.

Решение и составление числовых ребусов.


8.

Магические квадраты.


II Геометрические фигуры.

9.

Треугольник, задачи с треугольниками.


10.

Четырехугольники. Геометрические головоломки.


11.

Куб и прямоугольный параллелепипед. Изготовление каркасов


12.

Куб и прямоугольный параллелепипед. Развертки


13.

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.


III Ребусы. Кроссворды.

14.

Знакомство с принципами их составления.


15.

Решение и составление ребусов.


16.

Знакомство с кроссвордами.


17.

Составление и решение кроссвордов.


18.

Защита проектов по составлению ребусов и кроссвордов.


IV Логические задачи.

19.

Знакомство с числовыми мозаиками.


20.

Составление и решение числовых мозаик.


21.

Решение и составление задач со спичками.


22.

Головоломки со спичками.


23.

Знакомство с принципом Дирихле.


24.

Решение задач на принцип Дирихле.


25.

Элементы теории графов.


26.

Применение графов к решению логических задач.


V Решение задач.

27.

Решение сюжетных задач.


28.

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.


29.

Задачи на движение.


30.

Задачи на движение по реке.


31.

Решение задач методом «с конца»


32.

Комбинаторные задачи: правила произведения и суммы


33.

Комбинаторные задачи: перестановки, размещения, сочетания


34.

Защита проектов


Литература учителя, используемая при написании программы:

  • Занятия математического кружка. 5 класс : учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учеждений / Е.Л. Мардахаева. - М.: Мнемозина, 2012

  • Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8 классы. - М.: ВАКО, 2014 - (Мастерская учителя математики)

  • Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы / И.И. Баврин - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013

  • Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка

  • в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г

  • Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.

  • Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.

  • Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: учебное пособие для учащихся 5-6 классов. - М.: МИРОС, 1995


Литература для учащихся:

  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.- М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы, 1979

  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002

  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В. Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004

  • Задачи на разрезанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002

  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М. - М.:Просвещение,1989

  • 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике / Э.Н. Балаян. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 364, [1] с.: ил. - (Библиотека Учителя)



© 2010-2022