- Преподавателю
- Математика
- Доклад Система работы с одаренными детьми по математике в малокомплектной сельской школе
Доклад Система работы с одаренными детьми по математике в малокомплектной сельской школе
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Симонова Л.П. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Л.П. Симонова
МКОУ «Орто-Нахаринская средняя общеобразовательная школа»
МО «Ленский район»
Система работы с одаренными детьми по математике в малокомплектной сельской школе.
В 2011 году Орто-Нахаринской школе исполнилось 100 лет. Не каждая школа может гордиться такой продолжительной историей. Со дня своего учреждения школа ведет дело обучения и воспитания подрастающего поколения. Вот уже пятое поколение орто-нахаринцев обучается в школе. На протяжении ста лет школа развивалась, накапливая опыт, совершенствуя педагогический процесс. внедряя новые образовательные технологии.
У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Как правило. у одаренных детей проявляются:1) высокая продуктивность мышления ; 2) легкость ассоциирования; 3) способность к прогнозированию; 4) высокая концентрация внимания. Каждый учитель , используя дифференцированный подход, работает над развитием этих качеств.
В нашей малокомплектной школе учителя работают по данному вопросу и, на мой взгляд, весьма плодотворно. Мы, учителя математики. считаем, что понятие « одаренный ребенок» обязывает каждого педагога работать более творчески, более плодотворно, искать активные формы обучения. МО учителей
естественно-математического цикла вот уже в течение ряда лет успешно работает над этой проблемой. Мы организовываем систему работы с одаренными детьми таким образом, чтобы были задействованы и сами дети, и учителя, и родители детей. Попытаемся проанализировать каждый отдельный пункт, составляющий план системы работы с одаренными детьми. В содержание системы работы входят актуальность, цели и задачи, формы работы по реализации данной системы работы, влияние и роль системы работы в выборе будущей профессии, оценивание результатов работы и заключение.
1. Актуальность
Развитие образовательной системы - одно из приоритетных направлений политики нашего государства. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном пространстве. Одним из направлений Программы развития школы является система работы по поиску и поддержке талантливого ребенка.
2. Цели и задачи
Цель: разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых школьников.
Задачи:
• создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых и талантливых детей;
• включение проблемы работы с одарёнными и талантливыми детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы;
• создание благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых и способных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время;
• стимулирование творческой деятельности одарённых и талантливых детей.
-
Формы работы по реализации целей и задач
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:
3.1. Проведение предметных недель
Школьные предметные недели - это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы, представляющей собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, кругозора и творческих способностей обучающихся.Школьные предметные недели проводятся ежегодно учителями с целью повышения профессиональной компетентности, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся. Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения интереса учащихся к изучению предмета, либо цикла предметов.
В нашей школе мы ежегодно проводим предметные недели по всем предметам. При этом главными действующими лицами, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения являются дети. Атмосфера праздника, творчества, окружающая всех участников различных мероприятий, способствует повышению мотивации, обогащает новыми мыслями, чувствами, переживаниями, что благоприятно сказывается на результативности образовательного процесса. В рамках недели проводятся внутришкольные олимпиады, заочные математические викторины, конкурсы лучших исследований учащихся в области математики, и как итог недели, проводится интеллектуальный вечер .Вечера у нас проводятся разного вида и разной формы, но самое главное- очень интересные и содержательные. Так, в разные годы проводились и математические и физико-математические вечера: «Математический танграм», «Математический ералаш», «Поле математических чудес», «Фима-ассорти», «Гордиев узел»,»Турнир Архимеда» и т.д.
32. Участие в районных, республиканских и Всероссийских конкурсах и олимпиадах
Наши учащиеся из года в год принимают участие в самых разнообразных и очень интересных всероссийских дистанционных мероприятиях для школьников, которые предоставляют им уникальную возможность проявить себя в самых различных областях знаний, умений и навыков. Принимая участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах, они получают шанс заявить о себе, как о талантливой, образованной и всесторонне развитой личности. Задача таких мероприятий - пробудить интерес к предмету, к познанию.
Проявить, раскрыть свои творческие способности помогают олимпиады. Принимая участие в олимпиадах, наши ученики не только получают удовольствие от обучения, но и радуют нас оригинальными ответами на уроках. Дистанционные олимпиады незаменимы в каждой школе , так как дают ученикам уникальную возможность проверить себя в выбранном профиле, создать личное портфолио, необходимое при поступлении в вуз. Участие во Всероссийских олимпиадах повышает авторитет школы. Кроме того, обучающиеся приняли участие в конкурсах, которые проводили республиканская физико-математическая школа «Дьоgур», Всероссийская заочная физико- математическая школа «Авангард», Всероссийская математическая олимпиада «Летописец», Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Прояви инициативу».1 школьный этап Национальной олимпиады «Знанием победишь» ГБОУ «Физико-математический форум «Ленский край» Министерства образования РС (Якутия) и т.д. Задания для участников по возрастным категориям рассчитаны на развитие логичности и нестандартности мышления, сообразительности, поисковой активности и любознательности. Все задания условно разделены на три раздела: логика и нестандартная математика, смекалка и внимание, эрудиция.
3.4. Региональная научно-практическая конференция
Каждый год в школе проходит ученическая научно-практическая конференция. В её работе принимают участие обучающиеся всех ступеней: от начальных классов до выпускников школы.
Цели конференции:
-
Формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.
-
Смотр достижений учащихся, апробация результатов научно-практической деятельности.
-
Ознакомление учащихся с современными научными достижениями.
-
Пропаганда творческой научно-исследовательской работы учащихся и ее широкое распространение
Участие учеников в конференции - шаг к самостоятельной жизни, поиск своего места в обществе, активное включение в процесс самообразования и повышения уровня знаний. Школьная конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся, основы которой закладываются уже в начальной школе. Дети учатся наблюдать и экспериментировать, проходят весь путь исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Ученики начальной школы получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией, поскольку на конференции присутствуют родители. Развитие исследовательских навыков имеет свое логическое продолжение в основной школе. В течение учебного года с учащимися ведутся занятия под руководством библиотекаря, психолога и заместителя директора по научно-экспериментальной работе.
Библиотекарь учит ребят работать с научной литературой, делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Учитель-руководитель ведет познавательно-коммуникативную работу, развивает речевые способности. В его обязанности также входит диагностическая работа: например, проведение тестов, определяющих склонности к различным видам деятельности, выяснение доминирующих интересов в той или иной области знаний, а также уровня самооценки и мотивации. Заместитель директора знакомит школьников с научной организацией труда, логикой учебного исследования, с основами проектировочной деятельности.
.Проведение научно-практической конференции помогает выявить одаренных детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, сформирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в ее востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника
В 2013-ом учебном году состоялась региональная научно-практическая конференция учащихся Ленского района «Шаг в будущее», в которой приняли участие педагоги и обучающиеся и нашей Орто-Нахаринской школы, где наши учащиеся Никонов Сергей и Корнилова Наталья заняли почетные 3 места по математике. Приобщая детей к исследовательской деятельности, нацеливаемся не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
4. Заключение: Практика показывает, что по окончании школы, ребята, занимающиеся исследовательской работой, не сомневаются в выборе профессии. Они выбирают предметы для сдачи ЕГЭ именно те, по которым вели исследовательскую работу в старших классах, успешно сдают экзамен и продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях. Отрадно то, что наши выпускники каждый год 100% поступают в ВУЗ-ы и ССУЗ-ы, из них 80% выбирают только технические и математические специальности.
И в заключение, еще раз вспомним о своих воспитанниках, о том, какими глазами они смотрят в будущее, о том, с какой надеждой они смотрят на нас, и о той главной роли, которую мы - учителя должны сыграть в формировании личности ученика.
Главное, дайте понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант. Цените в своих детях такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. И тогда в вашем ребенке раскроются все таланты, которые со временем принесут свои плоды.
Литература
1.Никонова В.В., Пахомова И.Г. Через судьбы, года и века. Якутск, 2011г.
2.Шамова Т.И. «Исследовательский подход в управлении школой», Москва, 1992 г.
3.Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал researcher.ru/servermap.html
4.Материалы курсов при АКИПКРО «Новые технологии обучения»
5.Управление качеством образования. /Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000