Рабочая тетрадь № 2 по курсу Математика с элементами экономики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая тетрадь № 2 по курсу Математика с элементами экономикиРабочая тетрадь № 2 по курсу Математика с элементами экономики

Колосова Е.Е.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №2


ПО КУРСУ МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОНОМИКИ.




(Для учащихся 10 - 12 классов общеобразовательных (коррекционных) школ VIII вида. Выполнена как приложение к методическому пособию «Математика с элементами экономики»).



Предлагаемая вашему вниманию Рабочая тетрадь входит в комплект к методическому пособию по курсу «Математика с элементами экономики» для учащихся 10-12 классов (I-III курсов) общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида.

В содержание Рабочей тетради входят определения экономических понятий, задачи экономического содержания, вопросы для размышления, различные упражнения, кроссворды, имеющие практическую направленность и большое коррекционное значение.

Рабочая тетрадь может быть использована в учебном процессе, как при проведении уроков, так и во внеурочное время.





















Цивилизация

Цивилизация - это уровень развития человеческого общества, который характеризуется высокой упорядоченностью организации его жизни, а также развитием науки, искусства и сопровождается созданием государства


  1. Задача.

Семья мечтает купить компьютер стоимостью 24000 руб. и каждый месяц откладывает по 1200 руб.

Через какое время семья сможет приобрести компьютер?

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:______________________________________________________________

  1. Задача.

Семья, состоящая из трёх человек (папа, мама, ребёнок школьного возраста) решила посетить музей. Примерная стоимость взрослого билета составляет 70 руб., а детского в половину меньше. Какую сумму надо выделить из семейного бюджета на посещение музея?

Решение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ: ______________________________________________________________


  1. Задача.

Оплата за пользование телефоном, по безлимитному тарифу в месяц, составляет 380 руб. Какую сумму надо заплатить за квартал? Полгода? Год?

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Устройство хозяйственной жизни


Уровень жизни - степень материального благополучия человека, определяемая объемом благ всех типов, которые он может приобрести на свои заработки или получить иным образом.

1. Заполните таблицу: «Семейный бюджет».

Доходы

Расходы





2. Кто какой доход приносит в семью? Соедини стрелками.

Дедушка •

Бабушка •

• Зарплата

Папа •

• Пенсия

Мама •

• Пособие на маленького ребенка

Маленькая сестра •

• Стипендия

Ты - ученик •

Старший брат (студент)•

3. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Папа работает сторожем и получает зарплату 20000 руб. Мама работает поваром и получает 15000 руб. Бабушке платят пенсию 2400 руб. Старший сын учится в финансовой академии и получает стипендию 800 руб. А на младшего сына выплачивают пособие в размере 75 руб.

В среднем за месяц семья расходует: на продукты питания - 20000 руб., на обновки членам семьи в месяц 3000 руб., на транспорт - 1700 руб., на лекарства для бабушки - 450 руб., на учебники - 600 руб., на игрушки для малыша - 1000 руб., оплата за проживание- 6500 руб.

а) Каков месячный доход этой семьи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Подсчитай расход семьи за месяц.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Подумай, может ли семья купить пальто для мамы ко дню рождения, если его цена 8000 руб.?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Могут ли дети помочь своей семье сделать необходимую покупку? Чем они могут помочь?

д) А какой вклад вносите вы в умножение богатства семьи?

4. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  1. Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу.

  2. Денежное обеспечение, получаемое человеком от государства по старости, при потере трудоспособности.

  3. Разница между доходом и расходом семьи.

  4. Сумма денег, получаемая всеми членами семьи.

По вертикали:

  1. Сумма денег, которую тратит семья.

  2. Денежная помощь, оказываемая семье государством.

  3. Денежное пособие, выдаваемое студентам.

  4. Металлические или бумажные знаки, используемые при купле-продаже.























7.







1.


5.























2.









8.










3.











6.












4.










































































5. Задача.

Чему в среднем равен доход на одного члена семьи, если отец зарабатывает 16000 руб., зарплата матери на 1500 руб. меньше, сын получает 7800 руб. в месяц, а на дочери, которая учится в школе положено пособие в размере 75 руб.?

Решение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________

Оплата труда.


Премия - это денежное вознаграждение или материальное поощрение, дополнительное вознаграждение сверх заработной платы.

1.Определи какой вид оплаты труда у твоих родственников.

Родственники

Профессия

Форма оплаты



Налоги - это обязательные платежи, которые поступают в доход государства, а затем расходуются на цели, достижение которых, по мнению правительства, пойдёт на благо людям.

2. Для чего придумали налоги? Правильный ответ ты получишь, расположив в левой рамке слова в порядке возрастания нечётных чисел, а в правой рамке - в порядке возрастания чётных чисел.

Рычаг - 4, жизни - 40, процессов - 26, хозяйственной - 32, источник - 5, средств - 7, в государственную - 15, поступающих - 13, экономических - 24, регулирования - 10, казну - 21, основной - 1.

НАЛОГИ






3.Задача.

Юноше за месяц работы начислили 4780 руб., в аванс он получил 40% от этой суммы. Сколько денег он получит в зарплату?

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________

Подоходный налог может взиматься с различных видов дохода - с заработной платы, с гонораров лиц свободных профессий - по законодательно установленной налоговой ставке. В нашей стране подоходный налог обычно сразу же вычитается из зарплаты бухгалтерией по месту работы гражданина - то есть на руки выдают уже сумму за вычетом налогов. Подоходный налог является примером прямых налогов.

4.Задача.

Оклад рабочего составляет 19800 руб. Ежеквартально ему выплачивают премию в размере 50% от оклада и вычитают подоходный налог в размере 13% от всей суммы. Чему будет равен доход рабочего в месяц выплаты? Среднегодовой доход?

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, взимаемые путём установления надбавки к цене или тарифу - к ним относится налог на добавленную стоимость.

5.Задача.

Оплата за денежный перевод в сумме от 5000 руб. до 20000 руб. составляет 217 руб. и 2% (НДС) от пересылаемой суммы. Какую сумму придётся заплатить за перевод 7000 руб.? 16850 руб.? 20000 руб.?

Решение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________

6. Стоимость плаща 7300 руб. без налога на добавочную стоимость (НДС). Этот налог равен 15% от стоимости плаща. Какова реальная цена плаща?

Решение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________

7. 5000 рублей составляют 1/3 зарплаты рабочего, 1/5 зарплаты мастера, 10% зарплаты директора завода. Сколько рублей составляют зарплаты рабочего, мастера и директора завода?

Условие.

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________

Собственность

Собственность - это всё то, что по праву, по закону принадлежит определённым лицам, чем они могут владеть, распоряжаться, пользоваться. Собственность может быть частной и общественной.

Частная собственность делится на:

- индивидуальную, когда что-либо принадлежит отдельным людям. Например, если магазином владеет один человек;

- семейную - приватизированная квартира, в которой каждому из взрослых и детей принадлежит определённая доля.

- коллективную - этот вид собственности чаще всего встречается в розничной торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве и принадлежит группе людей, которые приобрели или создали её, сложив собственные сбережения;

- акционерную - она создаётся путём сложения средств огромного числа владельцев сбережений. Итогом становятся предприятия и организации, находящиеся в совместной собственности всех, кто вложил в это дело деньги.

Общественная собственность делится на:

- муниципальную - это всё то, чем совместно владеют жители определённого населённого пункта (школы, поликлиники, больницы, библиотеки, городские парки …);

- государственную это то, что нужно для организации жизни всех граждан страны.

1. Термину слева подбери его значение справа и соедини их стрелками.

Личная собственность *

* это собственность, при которой собственником является группа людей.

Государственная собственность *

* это то, что принадлежит всем членам семьи вместе.

Общественная собственность *

* это собственность, которая принадлежит государству, то есть всему народу страны.

Семейная собственность*

* это то, что принадлежит одному человеку, предназначается для удовлетворения личных потребностей.

2. Приведите примеры каждого вида собственности.

Личная собственность_____________________________________________

________________________________________________________________

Государственная собственность ____________________________________

________________________________________________________________

Общественная собственность _______________________________________

________________________________________________________________

Семейная собственность ___________________________________________

________________________________________________________________

3. Заполни таблицу. К какой форме собственности могут относиться перечисленные в таблице объекты? Отметь нужную форму значком « + »


п/п

Наименование объекта

Частная

Государственная

Общественная

1.

Железные дороги

2.

Земля

3.

Гостиница

4.

Полезные ископаемые

5.

Ювелирные изделия

6.

Одежда

7.

Автомобиль

8.

Музей

9.

Школа

10.

Квартира


4.Составьте список предметов, которые являются вашей частной собственностью:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ответьте на вопрос, почему взрослые имеют в частной собственности больше предметов, чем дети.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Торговля


Торговля - это обмен товарами на основе взаимной выгоды продавца и покупателя.

Цена - это количество денег, которое можно выручить при продаже или которое нужно заплатить при покупке товара.


  1. Что из перечисленного влияет на цену товара, а что не влияет? Распредели слова на две группы.

Сырьё, сезон, качество, реклама, погода, таможенные пошлины, цвет одежды покупателя, настроение, курс доллара, место, где произведён товар, возраст покупателя, здоровье Президента.

Влияет на цену

Не влияет на цену




2. Вставь пропущенные буквы и вы прочтёте экономические термины:

Ц…..НА; СТО…..М…..СТЬ; Т…..РГОВЛЯ,

П…..ТР…..Б…..ТЕЛЬ

3.«Дорого или дёшево»? Соедини линиями выражения с подходящими к ним по смыслу словами.

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

ДОРОГО Задаром ДЁШЕВО

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

Влетит в копеечку

Оптовая торговля - это когда торговцы покупают товары у изготовителей большими партиями с целью последующей перепродажи

Розничная торговля представляет собой куплю-продажу товаров поштучно или мелкими партиями.

4. Задача.

Мешок сахарного песка весом 50кг на рынке стоит 800 руб., а1кг сахарного песка в магазине стоит 22 руб. Где дешевле сахарный песок и на сколько?

Решение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:_______________________________________________________________

5. Определи, в каком случае речь идёт о торговле оптом, а в каком - о торговле в розницу:

  1. мальчик купил в киоске порцию мороженого;

  2. магазин приобрёл на фабрике 50 штук детских сапожек для продажи.

6. Продолжи пары слов:

дорого - дёшево;

доход -

прибыль -

продавец -

опт -

7. Как ты думаешь, в чём состоит опасность расходования денег «на авось»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Задача.

На рынке розничная цена конфет за 1кг 40 рублей, а оптовая на 15% ниже. Сколько мы сэкономим денег при покупке 5кг конфет?

Условие.

Розничная цена -

Оптовая цена -

Сколько мы сэкономим денег при покупке 5кг конфет?

Решение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:

Запомни! Когда вещь производится не для того, чтобы её есть, носить или как-то ещё использовать для удовлетворения своих потребностей, а для того, чтобы её продать, она становится товаром. Товар - это продукт, труда созданный для купли-продажи.


  1. Знаешь ли ты цены? Заполни таблицу.

Товар

Предполагаемая цена

Истинная цена







Уточни в магазине истинные цены, допиши дома.

10. Объясни суть следующих пословиц:

а) Товар не хвалить - с плеча не свалить.

б) Хороший товар сам себя хвалит.

в) И дорого продают, да проживаются, и дешево продают, да наживаются.

г) Дорожиться - товар залежится.

Права потребителей. Защита прав потребителей

Основные права потребителей установлены Законом РФ «О защите прав потребителей»:

1. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) (ст.7).

2. Право потребителей на информацию (ст.8-10).

3. Право потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг) (ст.4).

4. Право потребителя на уценку, замену, возврат товара ненадлежащего качества (ст.18).

Организации по защите прав потребителей:

1. Государственный антимонопольный комитет России;

2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба;

3. Комитет по защите прав потребителей;

4. Общественные организации по защите прав потребителей.

1.Прочитайте и ответьте на вопросы.

Мама купила ребёнку колготки. Померив их дома, поняла, что они малы. В тот же день она решила обменять товар. Но, несмотря на то, что женщина предъявила кассовый чек, в обмене ей отказали.

Кто прав в этой ситуации? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Гарантийный срок, на приобретённые в магазине часы - 12 месяцев со дня продажи. Часы приобретены 2 июня 2006 года. Сломались они 27 мая 2007года. Имеет ли право потребитель обменять часы или отремонтировать их по гарантии (бесплатно)? Обоснуй своё мнение.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы


  1. Е.Е. Колосова Приемы и методы формирования экономических понятий на уроках математики во вспомогательной школе. - ж. Дефектология, № 4, 2000 г.

  2. Е.Е. Колосова Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 кл. (I-III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - ж. Коррекционная педагогика, 3(15), 2006 г.

  3. И.В. Липсиц Удивительные приключения в стране Экономика: для детей мл. и средн. возраста. - М., Фирма «Нивекс», Триада, 1992 г.

  4. Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц Основы экономики: Учебное пособие к курсу «Введение в обществознание для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений». - М., Просвещение, 1994 г.

  5. О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова, Л.В. Кнышева Экономика детям, большим и маленьким 1, 2, 3 и 4 выпуск. - М., Просвещение, 1994 г.

  6. Б.А.Райзберг Экономика для детей: Учебное пособие в играх, задачах и примерах: Часть1. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999 г.

  7. И.А. Сасова, М.М. Фирсова Экономика для младших школьников 3 класса. - М., Изд-во Вита-Пресс, 2002 г.

  8. И.А. Сасова, М.М. Фирсова Экономика - тетрадь творческих заданий 2 кл. - М., Вита-Пресс, 2004 г.

  9. И.А. Сасова, М.М. Фирсова Экономика - тетрадь творческих заданий 4 кл.. - М., Вита-Пресс, 2003 г.

  10. Т.Н. Стариченко Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 г.

  11. Т.Н. Стариченко Экономический практикум в специальном (коррек-ционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. - Изд-во НЦ ЭНАС, 2004 г.


© 2010-2022