- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка по математике. 5 класс. Решение практических задач по математике
Методическая разработка по математике. 5 класс. Решение практических задач по математике
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вохмякова Е.И. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Решение практических задач по математике. 5 класс.
Анализ результатов входящей к/р по математике показал, что успеваемость по решению практических задач составляет соответственно 0,31%; 0,31%; 0,063%. Что явилось огромной учебной проблемой.
По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе.
Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач обусловлена еще и тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся.
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений.
Для развития познавательной активности учащихся, для повышения мотивации к данной учебной деятельности, использовалась форма групповой исследовательской работы.
Цель - формирование у обучающихся полного представления о решении текстовых задач.
Задачи:
-
выделить основные виды практических задач.
-
выработать единый алгоритм для решения всех видов задач.
-
применить единый алгоритм ко всем типам задач (разобрать на примерах).
Проанализировав текстовые задачи, мы выделили следующие типы задач:
-
Сложение и вычитание.
-
Все арифметические действия.
-
Деление с остатком.
-
Скорость. Время. Расстояние.
-
Движение навстречу и в противоположных направлениях.
-
Движение вдогонку.
-
Движение по воде.
-
Совместная работа.
-
Задачи, решаемые алгебраическим способом.
-
Нахождение дроби от числа.
-
Нахождение числа по его дроби.
-
Проценты.
-
Геометрические задачи.
-
Комбинаторные задачи.
Мы задумались над тем, а нельзя ли как-то систематизировать предложенный объем текстовых задач и выработать единый алгоритм их решения.
Еще с начальной школы предлагалось решать задачи, видя текст перед собой в виде краткой записи условия. Взяв за основу краткую запись, мы подошли к тому, что удобно делать ее в виде таблицы.
Все типы задач они решаются по одной и той же схеме.
Движение:
V(скорость) * t(время) =S (расстояние)
Работа:
р (производительность) * t (время) =А (работа)
Покупка:
Цена * Количество = Стоимость
То есть действия с выражениями аналогичные.
Таким образом, алгоритм решения задач следующий:
1. Прочитать текст задачи полностью;
2. Определить ее тип, исходя из условия;
3. Составить таблицу (краткое условие);
4. Заполнить таблицу, читая каждое предложение условия задачи;
5. Найти в таблице место вопросу задачи.
6. Составить арифметическое или алгебраическое выражение для решения задачи по таблице.
7. Проанализировать полученный результат.
8. Записать ответ.
Задачи на сложение и вычитание
Задача 1.
В одном мотке 250 м веревки, и это на 39 м больше, чем в другом мотке. Сколько метров веревки в двух мотках?
Длина
1 моток: 250м ?
2 моток: на 39м <, чем
1) 250-39=211(м)-во 2 мотке.
2)250+211=461(м)
Ответ: всего 461 метр верёвки.
Задача 2.
В доме слева 560 квартир, что на 118 квартир больше, чем в доме справа. Сколько квартир в правом доме?
Количество квартир
Дом слева: 560 кв.
Дом справа: на 118кв. <,чем ?
1) 560-118=442(кв.)
Ответ: в доме справа 442 квартиры.
Задача 3.
В первый день с овощной базы вывезли 2340 кг овощей, во второй день столько же, а в третий день - на 178 кг меньше, чем в первый. Сколько овощей вывезли с базы за 3 дня?
Вывезли овощей
1 день: 2340 кг
2 день: : 2340 кг ?
3 день: на 178 кг <, чем
1) 2340-178=2162(кг) вывезли в 3 день.
2)2340*2+2162=6842 (кг)
Ответ: всего с базы вывезли 6842кг овощей.
Задачи на все арифметические действия
Задача 1.
Из двухкилограммового пакета муки для приготовления блинов брали 3 раза по 560 г муки. Сколько муки осталось в пакете?
Взяли муки Остаток
1 раз: 560г ?
2 раз: 560г ?
3 раз: 560г ?
2000 - ( 560 * 3 ) = 320 (г)
Ответ : 320 граммов муки осталось в пакете.
Задача 2.
В пассажирском поезде 14 вагонов, по 58 мест в каждом. Сколько в поезде свободных мест, если в поезде едут 779 пассажиров?
Количество
вагонов
Мест
в вагоне
Пассажиры
в поезде
Свободные места
-
14 * 58 = 812(м) - всего мест в пассажирском поезде.
-
812 - 779 = 33 (м)
Ответ: 33 свободных места в пассажирском поезде.
Поезд
14
58
779
?
Задача 3.
Микроволновая печь стоит 2300 рублей. Она дешевле стиральной машины в 4 раза. Сколько стоит стиральная машина?
Стоимость
Микроволновая печь: 2300 руб., < в 4 раза, чем
Стиральная машина: ?
-
2300 * 4 = 9200 ( руб )
Ответ : стиральная машина стоит 9200 рублей .
Задачи на деление с остатком
Задача 1.
Цена поздравительной открытки 37 руб. Какое количество открыток можно купить на 300 руб.?
Цена Стоимость Кол-во товара
Открытки 37 руб. 300 руб. ?
-
300:37= 8 (ост.4) (откр.)
Ответ: 8 открыток можно купить.
Задача 2.
На одного отдыхающего в летнем лагере положено 40г сахара в день. В лагере отдыхают 248 человек. Сколько килограммовых пачек сахара необходимо иметь ежедневно?
Норма Кол-во Кол-во
на человека отдыхающих сахара
Сахар 40г 248чел. ?
-
248*40= 9920 (г)
Ответ: Ежедневно необходимо иметь 10 килограммовых пачек сахара.
Задача 3.
В мешке 45 кг муки, а в один пакет входит 2 кг муки. Какое наименьшее количество пакетов потребуется, чтобы расфасовать всю муку?
Всего муки Муки в пакете Кол-во пакетов
Мука 45 кг 2кг ?
-
45:2=22 (ост. 1)(п)
Ответ: Для расфасовки муки потребуется 23пакета.
Задачи на скорость, время, расстояние
Задача 1.
Теплоход за 6 часов прошёл 210 км, а поезд за 4 часа - 420 км. Во сколько раз скорость поезда больше скорости теплохода?
S, км v=S/ t, км/ч t,ч
теплоход: 210км ? ? vп : vт 6ч
поезд: 420км ? 4ч
-
210:6=35(км/ч)-скорость теплохода.
-
2) 420:4=105(км/ч)-скорость поезда.
-
3)105:35=3(р)
Ответ: В 3 раза скорость поезда больше скорости теплохода.
Задача 2.
Самолёт за 3 часа пролетел 2160 км. Какое расстояние пролетит этот самолет за 7 часов?
самолет S= v* t, км v=S/ t, км/ч t,ч
1 условие: 2160км ?км/ч 3ч
2 условие: ?км ?км/ч 7ч
1)2160:3=720(км/ч) скорость самолета при 1 условии.
2)720*7=5040(км)
Ответ: этот самолет пролетит за 7 часов 5040 км.
Задача 3.
Туристы прошли 16 км со скоростью 4 км\ч и 225 км проехали на автобусе со скоростью 45 км\ч. Сколько времени туристы были в пути?
S, км v, км/ч t= S/ v,ч
Пешком: 16 км 4 км/ч ? ? ч
На автобусе: 225 км 45 км/ч ?
1)16:4=4 (ч) шли туристы пешком.
2)225:45=5(ч) ехали на автобусе.
3) 4+5=9 (ч)
Ответ: 9ч туристы были в пути..
Задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях
Задача 1.
Из двух городов, расстояние между которыми 140 км, одновременно навстречу друг другу выехали 2 велосипедиста. Скорость одного велосипедиста 15 км/ч, другого- 20 км/ч. Через сколько часов велосипедисты встретятся?
«навстречу» S, км v, км\ч t=S/v,ч
1 велосипедист: ? 140 км 15км\ч ? ?ч
2 велосипедист: ? 20 км\ч
1)20+15=35(км/ч.)-скорость сближения.
2)140:35=4(ч.)
Ответ: через 4 часа велосипедисты встретятся.
Задача 2.
Расстояние между городами 660 км. Одновременно навстречу друг другу вышли 2 автобуса и встретились через 6 ч. Определите скорость второго автобуса, если скорость первого - 60 км/ч.
«навстречу» S, км v=S/ t, км\ч t,ч
1 автобус: ? 660 км 60 км\ч 6,ч
2 автобус: ? ? 6,ч
1)660:6=110(км/ч.)-скорость сближения.
2)110-60=50(км/ч.)
Ответ: скорость второго автобуса 50 км/ч.
Задача 3.
От автовокзала одновременно в противоположных направлениях выехали 2 автобуса: один со скоростью 65 км/ч, другой 75 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 3 ч?
«в противоположных» S= v* t, км v, км\ч t,ч
1 автобус: ? ?км 65км\ч 3ч
2 автобус: ? 75 км\ч 3ч
1) 65+75=140(км/ч.)-скорость сближения.
2)140*3=420(км.)
Ответ:420 км будет между автобусами через 3 часа.
Задачи на движение вдогонку
Задача 1.
От одной автобусной станции одновременно в одном направлении отъехали 2 автобуса. Скорость одного-60 км/ч, а другого - 67 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 5 ч?
«вдогонку» v t S=v*t
1 автобус 60 км/ч 5ч ?
2 автобус 67 км/ч 5ч ?
-
60*5= 300 (км) проехал 1 автобус за 5ч
-
67*5= 335 (км) проехал 2 автобус за 5ч
-
335-300= 35 (км)
Расстояние между автобусами через 5 ч будет 35 км.
Задача 2.
Со станции вышел товарный поезд со скоростью 45 км/ч. Спустя 4 ч в том же направлении вышел пассажирский поезд со скоростью 75 км/ч. Через сколько часов после своего отправления пассажирский поезд нагонит товарный?
«вдогонку» v t S=v*t
товарный 45 км/ч ? >на 4ч Sт = Sп
пассажирский 75 км/ч ? Sп = Sт
Пусть х(ч) - время дв. пассажирского поезда, тогда время товарного (х+4)ч.
75*х=45*(х+4)
75х=45х+180
75х-45х=180
30х=180
Х=180:30
Х=6 (ч)
Ответ: через 6ч пассажирский поезд нагонит товарный.
Задача 3.
Из гаража с разницей в 1ч выехали в одном направлении 2 автомобиля. Скорость первого -75 км/ч, второго -90 км/ч. Какое расстояние будет между автомобилями через 2ч после того, как они поравняются?
«вдогонку» v t1 S=v*t1
1 авто 75 км/ч ? >на 1ч S1= S2
2 авто 90 км/ч ? S2= S1
«вдогонку» v t2 S=v*t2
1 авто 75 км/ч 2ч S1= S2
2 авто 90 км/ч 2ч S2= S1
S=S2 -S1 ?
-
75*2= 150 (км)проедет 1 авто за 2 ч
-
90*2= 180 (км) проедет 2 авто за 2 ч
-
180-150 =30 (км)
Ответ: через 2ч расстояние между авто будет 30 км.
Задачи на движение по воде
Задача 1.
Двигаясь по течению реки, катер за 3 ч прошел 57 км. Какова собственная скорость катера, если скорость течения реки 2 км/ч?
«по» vкат = vобщ- vтеч vтеч vобщ =S:t
Катер по воде ? 2км/ч 57км 3ч
1)57:3=19(км/ч)-скорость катера по течению реки
2/19-2=17км/ч
Ответ: собственная скорость катера. 17км/ч.
Задача 2.
Теплоход за 3 ч прошел вверх по реке 69 км. Собственная скорость теплохода 24.5 км/ч. Какова скорость течения реки?
«против» vтепл vтеч= vобщ- vтепл vобщ =S:t
Теплоход 24,5км/ч ? 69км 3ч
1)69:3 = 23 (км/ч) скорость теплохода по воде
2)24,5-23 = 1,5 (км/ч)
Ответ: скорость течения реки -1,5 км/ч.
Задача 3.
Скорость катера по течению реки 36,5 км/ч. Скорость течения реки 2,5 км/ч. Какое расстояние пройдет катер против течения реки за 4ч?
vтепл= vобщ- vтеч vтеч vобщ
Катер по течению ? 2,5км/ч 36,5км/ч
vтепл vтеч vобщ= vтепл- vтеч
Катер
против течения ? 2,5км/ч ?
S= vобщ* t
? ? 4ч
1)36,5-2,5=34 (км/ч) собственная скорость катера
2)34-2,5=31,5 (км/ч) скорость катера против течения
3)31,5*4=126 (км)
Ответ: 126 км прошел катер против течения за 4ч.
Задачи на совместную работу
Задача 1.
Первая бригада может отремонтировать 1500 м дороги за 75 дней, а вторая - за 100 дней. За какое время бригады, работая совместно, отремонтируют 1750 м дороги?
Производительность t,дн A=п*t
1 бригада: ?м/дн 75 1500м
2 бригада ?м/дн 100 1500м
Совместно: ? м/дн ?дн 1750м
1)1500:75=20(м)-в день отремонтирует 1 бригада.
2)1500:100=15(м)-в день отремонтирует 2 бригада.
3)20+15=35(м)-за день отремонтируют обе бригады.
4)1750:35=50(дн)
Ответ:за 50 дней, работая совместно, 1 и 2 бригада отремонтируют 1750м дороги.
Задача 2.
Мастер может изготовить 540 деталей за 9 дней, а его ученик - за 18 дней. За сколько дней мастер и ученик изготовят это количество деталей, если будут работать вместе?
Производительность t,дн A=п*t
Мастер: ?дет/дн 9 540 дет.
Ученик: ?дет/дн 18 540 дет.
Совместно: ? дет/дн ?дн 540 дет.
1)540:9=60(дет)-в день изготавливает мастер
2)540:18=30(дет)-в день изготавливает ученик
3)30+60=90(дет)-в день изготавливают вместе
4)540:90=6(дн)
Ответ :за 6 дней изготовят 540 деталей мастер и ученик , если будут работать вместе.
Задача 3.
Один наборщик может набрать на компьютере 120 страниц текста за 15 ч, а другой - 120 страниц за 10 ч. За какое время наборщики смогут, работая одновременно, набрать этот текст?
Производительность t,ч A=п*t
1 наборщик: ?стр/ч 15 120 стр.
2 наборщик: ?стр/ч 10 120 стр.
Совместно: ?стр/ч ?ч 120 стр.
1)120:15=8(стр)-в день набирает 1 наборщик
2)120:10=12(стр)-в день набирает 2 наборщик
3)12+8=20(стр)-в день 1 и 2 наборщики вместе
4)120:20=6(ч)
Ответ :за 6 часов оба наборщика смогут, работая одновременно, набрать этот текст.
Задачи, решаемые алгебраическим способом
Задача 1.
После того как из бидона отлили 8л молока, в нем осталось на 24л больше, чем отлили. Сколько л молока было в бидоне первоначально?
Было хл
Отлили 8л
Осталось на 24л >, чем (8+24)л
Х-8=8+24
Х-8=32
Х=32+8
Х=40(л)
Ответ: первоначально в бидоне было 40л молока.
Задача 2.
Первое слагаемое на 47 больше второго слагаемого, а второе слагаемое на 16 меньше третьего слагаемого. Сумма трех слагаемых равна 315. Найдите каждое слагаемое.
Первое слагаемо на 47 >, чем (х+47)
Второе слагаемое х 315
Третье слагаемое на 16 >, чем (х+16)
(х+47)+х+(х+16)=315
3х+ 63=315
3х=315-63
3х=252
х=252:3
х=84 - второе слагаемое
1)84+47=131 -первое слагаемое
2)84+16=100 - третье слагаемое
Ответ: 1 слагаемое - 131; 2 слагаемое - 84; 3 слагаемое - 100.
Задача 3.
Саша задумал число, уменьшил его на 48 и в результате получил число, равное сумме наибольшего двузначного и наибольшего однозначного чисел. Какое число задумал Саша?
Задуманное число х
Уменьшили на 48
Результат (99+9)
(х-48)= 99+9
х - 48= 108
х=108+48
х=156
Ответ: задуманное число - 156.
Задачи на нахождение дроби от числа
Задача 1.
В пачке 10 коробок спичек. Достаточно ли пачки на 3 недели, если в неделю тратить по 2 коробки?
Число Доля от числа
Неделя 2 коробки
3 недели ? от 10 коробок
1)10*1:2=5(кор) выделили на 3 недели
2)2*3=6(кор) потребуется на 3 недели спичек
Ответ: пачки спичек не хватит на 3 недели.
Задача 2.
Рост журавля 114 см, страус в 2 раза выше, а рост аиста составляет роста страуса. Определите рост аиста.
Рост (Число) Доля Дробь от числа=
Число*Долю
Журавль 114см 1 114см
Страус в 2 раза >, чем 2 ?
Аист ? ?
1)114*2=228 (см) рост страуса
2)228*1:3= 76 (см)
Ответ: рост аиста 76 см.
Задача 3.
В корзине лежат 72 яблока. Из них зеленые, желтые, а остальные - красные. Сколько красных яблок в корзине?
Число Доля Доля от числа
Зеленые ? ?
Желтые ? 72 ябл. ?
Красные ?
1)72*1:4= 18(ябл) зеленых яблок
2)72*2:3=48 (ябл) желтых яблок
3)72-18-48=6 (ябл)
Ответ: в корзине 6 красных яблок.
Задачи на нахождение числа по его дроби
Задача 1.
Сколько книг в книжном шкафу, если 19 книг - это всего количества?
Часть числа Доля Число
Книги 19 ?
-
19:1*11= 209 (кн.)
Ответ: 209 книг в книжном шкафу.
Задача 2.
В корзине лежали яблоки: 36 желтых, остальные зеленые. На блюдо выложили 12 яблок, что составило всех яблок. Сколько зеленых яблок было в корзине?
Яблоки Часть числа Доля Число
Желтые 36
Зеленые ?
Ж + З 12 ?
-
12:1*8 = 96 (ябл.) было всего яблок в корзине
-
96-36= 60 (ябл.)
Ответ: в корзине было 60 зеленых яблок.
Задача 3.
Известно, что всех квартир дома - двухкомнатные, а остальные 160 квартир - однокомнатные. Сколько двухкомнатных в доме?
Квартиры Часть числа Доля Число
-
комн. 160
-
комн. ?
-
- = доля однокомнатных квартир в доме
-
:8*15 = 300 (кв.) всего квартир в доме
-
−160 = 140 (кв.)
Ответ: в доме 140 двухкомнатных квартир.
Задачи на проценты
Задача 1.
В книге 600 страниц. Мальчик прочитал 23% книги. Сколько страниц прочитал мальчик?
Количество страниц
100 % 600 стр.
23% х стр.
1)600 : 100 = 6 (стр.) - 1% книги
2)6 * 23 = 138 (стр.) - прочитал мальчик
Ответ: 138 страниц прочитал мальчик.
Задача 2.
Мальчик прочитал 138 страниц - это 23% всей книги. Сколько страниц в книге?
Количество страниц
138 стр. 23 %
Х стр. 100 %
1) 138 : 23 = 6 (стр.) - 1% книги.
2) 6 * 100 = 600 (стр.) - в книге.
Ответ: 600 страниц в книге.
Задача 3.
В книге 600 страниц. Мальчик прочитал 138 страниц. Сколько процентов всей книги он прочитал?
Количество страниц
600 стр. 100 %
138 стр. х %
1) 600 : 100 = 6 (стр.) - 1% книги
2) 138 : 6 = 23 (%)
Ответ: 23% книги прочитал мальчик.
Геометрические задачи
Задача 1.
В квартире 7 дверей. Ширина каждой двери 1 м, высота- 2 м. сколько потребуется белил, чтобы покрасить двери с двух сторон, если на 1 м2 поверхности требуется 110 г белил? Ответ дайте в килограммах и граммах.
Двери а=1м в=2м S1-? n=7
S1= а*в S= S1 *n
Белила Норма на 1м2 Расход
110г ?
1)S1 =1*2 = 2 (м2) площадь одной двери
2)S = 2*7 = 14 (м2) площадь 7 дверей
3)110*14 = 1540 (г)
Ответ: потребуется 1кг 540г белил.
Задача 2.
Площадь прямоугольника 192 см2 , длина одной из сторон - 16 см. Найдите периметр прямоугольника.
Прямоугольник S=192 см2, а=16 см, в=? Р=?
S= а*в ; Р= 2* (а+в)
1)в= 192:16 = 12 (см) другая сторона
2) Р= 2* (16+12) = 56 (см)
Ответ: периметр равен 56 см.
Задача 3.
Ребро куба 7 см. Найдите объем куба, площадь боковой поверхности.
Куб а=7 см.
V=a3 -? Sбок =6* а2-?
-
V=7*7*7= 343 (см3 ) объем куба
-
Sбок =6*7*7= 294 (см2) площадь боковой поверхности куба.
Ответ: V=343 см3 , Sбок = 294 см2 .
Комбинаторные задачи
Задача 1.
Сколько различных нечётных трёхзначных чисел можно составить с числами 4 8 6 и 3, но чтобы числа в записи числа не повторялись.
4
6 8
3 3
6
4 8
3 3
8
4 6
3 3
2*3=6
Ответ: можно составить 6 различных трехзначных чисел.
Задача 2.
Сколько различных четных четырехзначных чисел с неповторяющимися цифрами можно записать, используя цифры 1. 2, 3, 5?
1
3 5
5 3
2 2
3
1 5
5 1
2 2
5
1 3
3 1
2 2
2*3=6
Ответ: можно составить 6 четных четырехзначных чисел.