Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл

Урок разработан для 10 класса. Тема урока «Тригонометрические уравнения». Данный урок является последним в разделе «Тригонометрические уравнения» -это урок обобщения и систематизации знаний. Урок состоит из 7 этапов. І этап – оргмомент, длительность 2 минуты. Сообщение темы и цели урока, подготовить учащихся к восприятию материала. ІІ этап -  повторение теоретического материала, длительность 5 минут. Цель этапа - повторить понятие арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса (знать определения и уметь записывать математически) Учитель на данном этапе контролирует правильность ответов учащихся. Форма организации деятельности учащихся – коллективная. ІІІ этап – отработка теоретического материала, длительность 5 минут. Работали  устно с раздаточным материалом. Цель этапа –умение  применять понятие арксинуса, арккосинуса, арктангенса для решения задач. Учитель на данном этапе координирует рассуждения и ответы учащихся. Форма организации деятельности учеников- коллективная. ІV этап – Решение простейших тригонометрических уравнений, длительность этапа-5 минут. Цель этапа- вспомнить общие формулы для решения тригонометрических уравнений, а так же частные случаи, уметь применять их при решении. Учитель на данном этапе координирует и контролирует решения учащихся. Форма организации деятельности учеников- коллективная. V этап – основные методы решения тригонометрических уравнений, длительность этапа-10 минут. Цель этапа – повторить метод введения новой переменной и метод разложения на множители, применить их к решению уравнений. VІ этап – однородные  тригонометрические уравнения, длительность этапа-10 минут. Цель этапа – повторить алгоритм решения данных уравнений и применить его к решению уравнений. VІІ этап –подведение итогов, длительность 3 минуты. Цели, которые  я поставила полностью  выполнены. Я считаю, что урок был эффективным, работой учащихся  довольна, они были очень активными, я получила удовольствие от работы с этим классом.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тригонометрические уравнения

(Открытый урок, 10а класс)

Учитель математики- Кошкина Т.И.

Цели урока:

-обучающая: подготовить учащихся к контрольной работе по теме: «Тригонометрические уравнения»;

-развивающая: формировать умения четко и ясно излагать свои мысли , способствовать формированию умений применять полученные знания, развивать математическую речь;

-воспитательная: воспитывать познавательный интерес, любознательность, активность, аккуратность при выполнении заданий.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Ход урока:

1 Организационный момент:

Приветствие, объявление темы и целей урока.

2 Повторение теоретического материала:

Изучив эту тему вы узнали новые математические термины -арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс.

Дать определение арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса.

На доске появляются записи:

Если │а│ ≤ 1, то аrcsin a= t Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клаrctg a= t Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл

Если │а│ ≤ 1, то аrccos a= t Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клаrcctg a= t Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл

Далее повторить, что то аrcsin(- a)= - аrcsin a , аrccos(- a)= Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл-аrccos a,

аrctg (-a)= -аrctg a, аrcсtg (-a)=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл- аrcсtg a.

3. Отработка теоретического материала:

Вычислить устно: 1) аrccos Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл; 6) аrcctg Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл;

2) аrccos0; 7) аrccos(tgТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл);

3) аrcsin1; 8) аrcsinТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + аrcsin(-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл);

4) аrcctg (-1); 9)tg(arcsin(-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл));

5)sin(arcsinТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл); 10) аrccosТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + аrccos(-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл).

Какие уравнения называются тригонометрическими?

Какие уравнения относятся к простейшим тригонометрическим?

Вспоминаем формулы для решения простейших тригонометрических уравнений в общем виде:

cosx=a, x=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клаrccosa +2Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn, │а│ ≤ 1

sinx=a, x=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клаrcsina +Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn, │а│ ≤ 1

tgx=a, x=arctga + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn,

ctgx=a, x=arcctga + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn.

Записать частные случаи для решения уравнений:

sinx=0, х=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn; sinx=1, х=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + 2 Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn; sinx=-1, х=-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + 2 Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn.

сosx=0, х= Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn; cosx=1, х= 2 Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn; cosx=-1, х=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + 2 Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn.

  1. Решение простейших тригонометрических уравнений:

1) cos(х+Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл) =-1

Что можно сказать про это уравнение?

(это частный случай)

  1. tg(-3х) =-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл

На что впервую очередь можно обратиь вниманте в этом уравнении?

( tg(-3х)=- tg3х)

  1. 2 cos(Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл-х)=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл

А здесь какая особенность уравнения?

(cos(Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл-х)=-sin х)

  1. Найдите корни уравнения на заданном промежутке:

3ctgx- Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл=0, xТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл[-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл;Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл].

Решив уравнение получим: х=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл+ Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn , х= Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл единственный корень, который принадлежит этому промежутку.

5. Основные методы решения тригонометрических уравнений:

1) 2cos ²x - 3 cosх + 1=0

Какой метод нужно применить для решения этого уравнения?

(Метод введения новой переменной: cosх=t)

Получим уравнение: 2t² - 3t +1=0

Решив это уравнение и вернувшись к замене, получим совокупность двух уравнений cosх=1; cosх=Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл.

Ответ: 2Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn; Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл+ 2Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn, nТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл.

  1. cosх + 3 cosх sinx=0.

Какой метод нужно применить для решения этого уравнения?

(Метод разложения на множители)

cosх(1+3 sinx=0)=0,

cosх = 0 или 1+3 sinx=0.

Ответ: Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + 2 Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn; Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клarcsinТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn, nТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл.

3) 2cos ²x + 5 sinx - 4=0.

Решение. Заменим cos ²x=(1- sin²x).

Получим уравнение 2sin²x -5 sinx + 2=0.

Применим метод введения новой переменной sinx = t .

Получим уравнение: 2t² - 5t +2=0

Решив это уравнение и вернувшись к замене, получим совокупность двух

уравнений sinx =Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл; sinx=2; (это уравнение корней не имеет).

Ответ: Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn, nТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл.

  1. Однородные тригонометрические уравнения:

На столе у детей раздаточный материал с алгоритмом решения однородных тригонометрических уравнений.

1) Решить уравнение Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клsin4x + cos4х =0 и выделить те корни, которые принадлежат интервалу (-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл; 4Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл).

Это однородное уравнение первой степени, разделив обе части уравнения почленно на cos4х, получим

tgх=-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл; х=-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn.

Осталось из найденной серии решений выбрать те корни, которые принадлежат интервалу. Можно осуществить перебор по параметру n, а я вам покажу еще один прием.

-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл <х < 4Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл, -Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл <-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клn < 4Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл, -1 <-Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + n < 4, - Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл< n < 4Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл,

Значит n=0,1,2,3,4.

Подставить в решение уравнения найденные n, тем самым найдем нужные корни.

Ответ: -Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл; Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл;Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл;Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл;Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл;

2) sin²(2Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл-3x) + 5sin(Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл-3х) cos3х + 4 sin²(Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл-3х)=0.

Учитывая формулы приведения, получим

sin²3x + 5sin3х cos3х + 4 sin²3х=0.

Это однородное уравнение второй степени, решаем по алгоритму

Ответ: -Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл + Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл, -Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10клаrctg4 +Тригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл, nТригонометрические уравнения открытый урок _алгебра_10кл.

7. Подведение итогов урока.

Выставление отметок. Домашней работы нет, т.к на втором уроке будет контрольная работа.

© 2010-2022