- Преподавателю
- Математика
- Модель новой системы оценки планируемых результатов по реализации требований ФГОС
Модель новой системы оценки планируемых результатов по реализации требований ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лобышева И.С. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Модель новой системы оценки планируемых результатов по реализации требований ФГОС
Обозначенные стандартом требования к новой системе оценивания достижения планируемых результатов в практике работы многих учителей начальных классов работают недостаточно продуктивно. Это связано с увеличением объема методических нововведений и рекомендаций и неумением встроить новые подходы в сформировавшуюся с годами практику оценивания. Как помочь учителю обеспечить оптимальную систему формирования новых подходов с учетом требований ФГОС и личностно-ориентированным подходом к оценке качества знаний? Предложим модель новой системы оценки качества образовательных достижений: от стандартных требований за курс начальной школы к этапу выделения и достижения интегрированных образовательных результатов за учебный год, на основе которых формируется пакет локальных показателей, фиксируемых в накопительной инструментальной базе (рис. 1).
Внутренняя оценка результатов освоения общеобразовательных программ требует подготовительной работы по двум направлениям: организация процесса оценивания и разработки средств фиксации образовательных результатов. Процесс оценивания содержит процедуры (наблюдения, анкетирование, контроль) и инструментарий, включающий контрольно-оценочные средства, практические и творческие работы, портфолио. Технология оценки ориентирована на два направления: оценка учителя и самооценка ученика. Для эффективной работы учителя по оценке планируемых результатов необходим комплекс специальных мониторинговых средств, включающий таблицы фиксации результатов по годам обучения, индивидуальные листы оценки и самооценки достижения образовательных результатов, диагностические карты фиксации предметных и метапредметных результатов. Систематическое заполнение мониторинговых таблиц позволяет отслеживать динамику формирования планируемых результатов, выявлять проблемные места, планировать корректирующие действия.
Уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования определяется через систему критериальных признаков качества усвоения образовательного материала с использованием наблюдения, анкетирования, тестирования.
Основные подходы к организации системы оценки достижения планируемых результатов:
-
комплексность оценки в режиме индивидуальной накопительной системы;
-
критериальность оценивания (основными критериями оценивания выступают при этом планируемые результаты) и уровневый характер оценивания;
-
системность и технологичность процедур стартового, промежуточного и итогового оценивания с использованием стандартизованных и нестандартизованных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само - и взаимоценивание);
Модель системы оценки планируемых результатов
Внутренняя оценка результатов освоения общеобразовательных программ НОО
(система организации мониторинга качества образования, объект и содержание оценки)
Процесс оценивания
Процедуры
Инструментарий
Таблицы фиксации предметных результатов по четвертям
Карты самооценки уровня достижения планируемого результата по ФГОС НОО
Средства мониторинга
Индивидуальный лист оценки достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по итогам уч. года
Таблицы фиксации образовательного результата по годам обучения
Внутренняя оценка результатов освоения общеобразовательных программ НОО
(система организации мониторинга качества образования, объект и содержание оценки)
Процесс оценивания
Процедуры
Инструментарий
Наблюдения
Анкетирование
Практические и творческие работы
КОИ для контрольных срезов
Процесс оценивания
Процедуры
Инструментарий
Наблюдения
Анкетирование
Портфолио
Самооценка ученика
Оценка
учителя
Технология оценки
Использование результатов оценки: заполнение мониторинговых таблиц, изучение динамики результатов
Формирующий, текущий и итоговый контроль
Практические и творческие работы
КОИ
Процесс оценивания
Процедуры
Инструментарий
Наблюдения
Анкетирование
Практические и творческие работы
Анкетирование
Наблюдения
КОИ для контрольных срезов
Формирующий, текущий и итоговый контроль
Рис. 1. Модель системы оценки планируемых результатов
-
использование измерительного инструментария, позволяющего соотносить полученный результат действия и намеченную цель в условиях непрерывного мониторинга образования для всех его участников, «встроенного» как в индивидуальную систему отслеживания результатов (карты оценки достижения), так и в обобщенные рефлексивные таблицы за весь период обучения;
-
фиксация динамики достижения планируемого результата на основе сравнения стартовых, промежуточных и итоговых замеров образовательных достижений обучающегося по годам обучения;
-
связь всех мониторинговых таблиц по достижению планируемых результатов.
Новая система оценки позволяет фиксировать:
-
цели оценочной деятельности (ориентировать школьников на достижение планируемого результата; обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о качестве достижения результата и принятия педагогических мер для коррекции индивидуальных образовательных проблем обучающихся);
-
критерии оценки результатов, инструментарий процедур и формы представления результатов (сведение всех данных спектра диагностик в простые таблицы образовательных результатов);
-
условия и границы использования системы оценки (переход к самооценке достижения образовательных результатов обучающимися при выборочном контроле учителя);
-
направленность на повышение успешности и мотивации школьников;
-
многомерность оценки результатов в условиях сравнения итогов старта и выхода на определенном временном отрезке обучения;
-
компьютеризация процесса фиксации результатов, переход на технологичность оценочных процедур.
Инструментарий для контрольно-оценочных процедур: контрольно-измерительный материал, карты для фиксации саомооценочных действий школьников и оценки учителя, листы наблюдений в процессе проектных и внеурочных видов детской деятельности, обобщенные мониторинговые таблицы класса, карты фиксации индивидуальных образовательных результатов по итогам четверти, года; портфолио ученика, комплексные итоговые контрольные работы.