- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике «Комбинаторика. Сочетания»
Урок по математике «Комбинаторика. Сочетания»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тумкина Ю.Е. |
Дата | 02.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема Сочетания
Цели урока
-
Образовательная цель: дать специальное название одному из видов комбинаций - Сочетания, рассмотреть формулу для вычисления числа сочетаний, закрепить понятия факториала, числа перестановок, числа размещений.
-
Развивающая цель: способствовать формированию логического мышления учащихся при решении задач и развитию монологической речи обучающихся с использованием новых терминов.
-
Воспитательная цель: приучать школьников к доброжелательному общению в паре.
Оборудование: учебник (1), дидактические материалы (2), Рисунок 1, Рисунок 2. Продолжительность занятия: 2 академических часа
План занятия:
-
Организационный момент
-
Повторение
-
Новый материал
-
Решение задач на нахождение числа сочетаний
-
Проверочная работа по теме «сочетания»
Методическая разработка
-
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Постановка целей урока.
-
Повторение
Вычислить устно: 2! 3! 4! 5! 6!
На предыдущих занятиях мы рассмотрели такие комбинации как: Перестановки-комбинации в которых n элементов расположены в определенном порядке(попросить сформулировать определение)
Н-р, сколькими способами можно расставить на книжной полке собрание сочинений Диккенса, включающее 30 томов?
Каждый такой способ- это перестановка из 30 элементов
Размещения- комбинации в которых k из n элементов расположены в определенном порядке(попросить сформулировать определение)
Н-р, на книжную полку влезает только восемь любых томов из 30-томного собрания Диккенса. Сколькими способами можно заполнить томами такую полку?
Каждый такой способ- это размещения из 30 элементов по 8.
-
Новый материал
Теперь рассмотрим такую задачу:
Из класса, в котором учится 25 человек, нужно выбрать троих для участия в школьной олимпиаде. Сколькими способами это можно сделать?
Решение: первого можно выбрать 25 способами, второго- 24 способами, 3-го 23 способами. Получаем , что всего по правилу умножения . (Возможно воспользоваться формулой размещений 3 элементов из 25). Но это еще не ответ! Дело в том, что при таком подсчете мы считали каждый искомый вариант по несколько раз: скажем, вариант, в котором на олимпиаду отправляются Иванов, Петров, Сидоров встречался в виде комбинаций:
-
Иванов-Петров-Сидоров
-
Иванов-Сидоров-Петров
-
Петров-Иванов-Сидоров
-
Петров-Сидоров- Иванов
-
Сидоров- Иванов-Петров
-
Сидоров-Петров-Иванов
Т.е. в виде шести различных комбинаций (перестановок). Легко понять, что любой другой такой вариант считался тоже шесть раз (именно столько перестановок можно составить из 3 выбранных учеников). Чтобы получить правильный ответ, воспользуемся правилом деления: разделим найденное количество вариантов на 6:
13800:6=2300- столько способов выбрать трех учеников из 25.
В этом примере мы столкнулись еще с одним важнейшим типом комбинаций, часто используемых в комбинаторике- сочетаниями.
Итак, сочетанием из n элементов по k, называется комбинация , в которой из этих n элементов выбраны любые k без учета их порядка в комбинации. Таким образом, для сочетания имеет значение только состав выбранных элементов, а не их порядок.
Запишем формулу для числа сочетаний
При подсчете размещений к элементов из n , мы получали число способов с учетом порядка элементов. Каждое сочетание учитывалось при этом столько раз, сколько существует способов упорядочить k предметов, т.е. k!
Найденное число сочетаний имеет специальное обозначение , формула запишется так
-
Решение задач на нахождение числа сочетаний
-
Сколькими способами можно выбрать дежурных из класса, в котором 25 учеников? Как называется такая комбинация в комбинаторике?
-
В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?
-
Сколькими способами в карточке лотереи «Спортлото» можно зачеркнуть 5 номеров из 36? Как называется такая комбинация в комбинаторике?
-
Замок на подъезде имеет десять кнопок и открывается одновременным нажатием на определенные три кнопки. За сколько минут (в худшем случае) можно открыть такой замок, если перебирать все возможные комбинации со скоростью 1 комбинация в секунду?
-
Из колоды, в которой 36 карт, выбирают по 6 карт. Сколько существует способов это сделать?
А теперь рассмотрим такую задачу:
Из колоды, в которой 36 карт, выбирают по 6 карт. Сколько способов сделать это так, чтобы среди них оказалось 2 туза?
Для получения любой интересующей нас комбинации нужно сначала выбрать 2 туза из 4, после чего выбрать любые 4 карты ( не тузы) из 32
Первое действие
Второе действие
По правилу умножения общее число способов будет:
-
Группу из 20 туристов нужно распределить по трем маршрутам так, чтобы по первому маршруту шли 8 человек, по второму-7, по третьему-5. Сколькими способами это можно сделать?
-
В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории требуется выделить четырех мальчиков и трех девочек. Сколькими способами это можно сделать?
-
В школьной столовой на обед приготовили в качестве вторых блюд мясо, котлеты и рыбу. На сладкое - мороженое, фрукты и пирог. Можно выбрать одно второе блюдо и одно блюдо на десерт. Сколько существует различных вариантов обеда?
-
Сколькими способами можно расположить в один ряд 3 белых и 4 черных шара?
Чтобы было понятно о каких комбинациях идет речь, выпишем несколько из них.
БББЧЧЧЧ, ББЧБЧЧЧ,ББЧЧБЧЧ,..
Нужно сказать, что полученные комбинации не совпадают ни с одним из рассмотренных ранее типов (перестановка, размещение, сочетание), но наших знаний вполне достаточно, чтобы их найти. Каждая комбинация состоит из 7 букв и однозначно определяется выбором 3 мест, на которых будут буквы Б.
Задачу можно решать и по-другому, выбирая 4 места из 7
Обнаруживается свойство сочетаний
Перестановки
Размещения
Сочетания
n элементов
n клеток
n элементов
k клеток
n элементов
k клеток
Порядок имеет значение
Порядок имеет значение
Порядок не имеет значения
Итак, подведем итоги: Простейшие комбинации
V. Проверочная работа по теме «сочетания»
Самостоятельная работа
Уровень А
-
Сколькими способами можно составить дозор из трех солдат и одного офицера, если всего 25 солдат и 4 офицера?
-
Патруль надо составить из одного офицера и двух солдат. Каким количеством способов это можно сделать, если есть выбор из 10 офицеров и 100 солдат.?
Уровень В
-
На одной из скрещивающихся прямых отмечено 5 точек, на другой-6. Сколько тетраэдров можно построить с вершинами в этих точках?
Уровень С
-
Из группы в 20 человек надо выбрать две команды по четыре человека. Каким количеством способов это можно сделать?