Урок по математике «Комбинаторика. Сочетания»

Конспект урока по теме «Сочетания» .Автор преподаватель  математики Тумкина Ю.Е.Занятие расчитано на 90 минут ,предназаначено для групп первого курса СПО.Проводится после узучения тем «Перестановки» и « Размещения». В занятии используются элементы исследования :обучающимся предлагается решить задачу,пользуясь известными для них формулами способами, а затем с помощью перебора убедиться в ошибочности своего решения. Таким образом ввести новый вид комбинаций. Затем вместе с преподавателем разбирают...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Сочетания

Цели урока

  • Образовательная цель: дать специальное название одному из видов комбинаций - Сочетания, рассмотреть формулу для вычисления числа сочетаний, закрепить понятия факториала, числа перестановок, числа размещений.

  • Развивающая цель: способствовать формированию логического мышления учащихся при решении задач и развитию монологической речи обучающихся с использованием новых терминов.

  • Воспитательная цель: приучать школьников к доброжелательному общению в паре.

Оборудование: учебник (1), дидактические материалы (2), Рисунок 1, Рисунок 2. Продолжительность занятия: 2 академических часа

План занятия:

  1. Организационный момент

  2. Повторение

  3. Новый материал

  4. Решение задач на нахождение числа сочетаний

  5. Проверочная работа по теме «сочетания»

Методическая разработка

  1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Постановка целей урока.

  1. Повторение

Вычислить устно: 2! 3! 4! 5! 6!

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

На предыдущих занятиях мы рассмотрели такие комбинации как: Перестановки-комбинации в которых n элементов расположены в определенном порядке(попросить сформулировать определение)

Н-р, сколькими способами можно расставить на книжной полке собрание сочинений Диккенса, включающее 30 томов?

Каждый такой способ- это перестановка из 30 элементов

Размещения- комбинации в которых k из n элементов расположены в определенном порядке(попросить сформулировать определение)

Н-р, на книжную полку влезает только восемь любых томов из 30-томного собрания Диккенса. Сколькими способами можно заполнить томами такую полку?

Каждый такой способ- это размещения из 30 элементов по 8.

  1. Новый материал

Теперь рассмотрим такую задачу:

Из класса, в котором учится 25 человек, нужно выбрать троих для участия в школьной олимпиаде. Сколькими способами это можно сделать?

Решение: первого можно выбрать 25 способами, второго- 24 способами, 3-го 23 способами. Получаем , что всего по правилу умножения Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания». (Возможно воспользоваться формулой размещений 3 элементов из 25). Но это еще не ответ! Дело в том, что при таком подсчете мы считали каждый искомый вариант по несколько раз: скажем, вариант, в котором на олимпиаду отправляются Иванов, Петров, Сидоров встречался в виде комбинаций:

  • Иванов-Петров-Сидоров

  • Иванов-Сидоров-Петров

  • Петров-Иванов-Сидоров

  • Петров-Сидоров- Иванов

  • Сидоров- Иванов-Петров

  • Сидоров-Петров-Иванов

Т.е. в виде шести различных комбинаций (перестановок). Легко понять, что любой другой такой вариант считался тоже шесть раз (именно столько перестановок можно составить из 3 выбранных учеников). Чтобы получить правильный ответ, воспользуемся правилом деления: разделим найденное количество вариантов на 6:

13800:6=2300- столько способов выбрать трех учеников из 25.

В этом примере мы столкнулись еще с одним важнейшим типом комбинаций, часто используемых в комбинаторике- сочетаниями.

Итак, сочетанием из n элементов по k, называется комбинация , в которой из этих n элементов выбраны любые k без учета их порядка в комбинации. Таким образом, для сочетания имеет значение только состав выбранных элементов, а не их порядок.

Запишем формулу для числа сочетаний

При подсчете размещений к элементов из n , мы получали число способов с учетом порядка элементов. Каждое сочетание учитывалось при этом столько раз, сколько существует способов упорядочить k предметов, т.е. k!

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Найденное число сочетаний имеет специальное обозначение Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания», формула запишется так Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

  1. Решение задач на нахождение числа сочетаний



  1. Сколькими способами можно выбрать дежурных из класса, в котором 25 учеников? Как называется такая комбинация в комбинаторике?

  2. В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?



  1. Сколькими способами в карточке лотереи «Спортлото» можно зачеркнуть 5 номеров из 36? Как называется такая комбинация в комбинаторике?

  2. Замок на подъезде имеет десять кнопок и открывается одновременным нажатием на определенные три кнопки. За сколько минут (в худшем случае) можно открыть такой замок, если перебирать все возможные комбинации со скоростью 1 комбинация в секунду?

  3. Из колоды, в которой 36 карт, выбирают по 6 карт. Сколько существует способов это сделать?

А теперь рассмотрим такую задачу:

Из колоды, в которой 36 карт, выбирают по 6 карт. Сколько способов сделать это так, чтобы среди них оказалось 2 туза?

Для получения любой интересующей нас комбинации нужно сначала выбрать 2 туза из 4, после чего выбрать любые 4 карты ( не тузы) из 32

Первое действие Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Второе действие Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

По правилу умножения общее число способов будет: Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

  1. Группу из 20 туристов нужно распределить по трем маршрутам так, чтобы по первому маршруту шли 8 человек, по второму-7, по третьему-5. Сколькими способами это можно сделать?

  2. В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории требуется выделить четырех мальчиков и трех девочек. Сколькими способами это можно сделать?

  3. В школьной столовой на обед приготовили в качестве вторых блюд мясо, котлеты и рыбу. На сладкое - мороженое, фрукты и пирог. Можно выбрать одно второе блюдо и одно блюдо на десерт. Сколько существует различных вариантов обеда?

  4. Сколькими способами можно расположить в один ряд 3 белых и 4 черных шара?

Чтобы было понятно о каких комбинациях идет речь, выпишем несколько из них.

БББЧЧЧЧ, ББЧБЧЧЧ,ББЧЧБЧЧ,..

Нужно сказать, что полученные комбинации не совпадают ни с одним из рассмотренных ранее типов (перестановка, размещение, сочетание), но наших знаний вполне достаточно, чтобы их найти. Каждая комбинация состоит из 7 букв и однозначно определяется выбором 3 мест, на которых будут буквы Б.

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Задачу можно решать и по-другому, выбирая 4 места из 7

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Обнаруживается свойство сочетаний

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Перестановки

Размещения

Сочетания

n элементов

n клеток

n элементов

k клеток

n элементов

k клеток

Порядок имеет значение

Порядок имеет значение

Порядок не имеет значения

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Урок по математике «Комбинаторика.Сочетания»

Итак, подведем итоги: Простейшие комбинации

V. Проверочная работа по теме «сочетания»

Самостоятельная работа

Уровень А

  1. Сколькими способами можно составить дозор из трех солдат и одного офицера, если всего 25 солдат и 4 офицера?

  2. Патруль надо составить из одного офицера и двух солдат. Каким количеством способов это можно сделать, если есть выбор из 10 офицеров и 100 солдат.?

Уровень В

  • На одной из скрещивающихся прямых отмечено 5 точек, на другой-6. Сколько тетраэдров можно построить с вершинами в этих точках?

Уровень С

  • Из группы в 20 человек надо выбрать две команды по четыре человека. Каким количеством способов это можно сделать?



© 2010-2022