Доклад: Учёт возрастной педагогической психологии при работе со слабоуспевающими детьми

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заларинская общеобразовательная школа»

Доклад: «Учёт возрастной педагогической психологии при работе со слабо успевающими учащимися»

Учитель: Рудовол Людмила Михайловна



« У ребенка свое особое умение видеть,

думать и чувствовать; нет ни чего глупее,

чем пытаться подменить у них это умение нашим»

Г.Честертон

Для подлинного решения многих вопросов воспитания и обучения учителю необходимо полное знание о ребенке, о законах его умственного развития, формирование его как личности, знание возрастных особенностей его психики.

Учитывая это все крупные педагоги так или иначе занимались изучением психологии детей.

Анализ процесса обучения и воспитания в школе показывает, что существует много проблем, решение которых невозможно без привлечения данных психологии.

Кто из учителей не убеждался: чтобы управлять процессом обучения, мало знать подлежащий усвоению материал, методику организации обучения, надо знать и «объект т.е. ученика, на которого направленно обучение, уметь определить его возможности, его состояние, обучаемость, мотивы, а это все вопросы психологии.»

Много вопросов возникает и при построении программ и при анализе неуспеваемости, организации помощи отстающим учащимся. Сухомлинский говорил: « Нельзя требовать от ребенка невозможного». Любая программа по любому предмету это определенный уровень, круг знаний. И к этому уровню разные дети идут по - разному. Один ребенок уже в первом классе может совершенно самостоятельно прочитать задачу и решить ее, другой же сделает это в конце второго класса, а то и третьего года обучения…

Мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы раскрыть силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде.

Процесс обучения очень сложен. Чтобы получить нужный эффект, необходимо строить особые отношения учитель-ученик. Надо уметь понимать мотивы поведения ребенка, уметь снимать негативное отношение к учебе, к учителям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.

Психология выделяет шесть периодов психологического развития ребенка: младенческий - до года, детство - от года до трёх лет, дошкольный - от трёх до семи, младший школьный - от семи до 11-12 лет, подростковый - от 11-12 до 14-15 лет и ранний юношеский - до 17-18 лет. Каждому возрастному период присущи свои особенности психики, свои виды деятельности, свои потребности, своя особая восприимчивость к различным воздействиям.

Для младенчества самая характерная черта развитие эмоционального общение со взрослыми, и первичное познавание мира.

В раннем детстве развевается предметная деятельность - он постоянно действует предметами, осваивает простейшие навыки самообслуживание, начальные формы общественного поведения.

В дошкольном возрасте решающее значение для психологического развития ребенка приобретает

Ролевая игра. В ней идет ознакомление с такими видами деятельности взрослых, которые в своей сложности ребенку не доступны (игра в школу, в магазин, в больницу и т.д.) Возникает первый жизненный опыт отношений между людьми (сотрудничество, помощь, конфликт.) Игра - средство активного познание мира.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходит серьезные изменения в психологическом обмене ребенка. Учение - новый для него вид деятельности, пользующийся вниманием и уважением со стороны окружающих, приобщающий ребенка к « взрослому миру. «Ребенок занимает новое положение - положение школьника, имеющее общественную значимость и предусматривающее определенный круг прав и обязанностей. Это меняет его жизненную позицию, его отношение к другим людям, к себе; способствует возникновению осознанных мотивов учения. Уже на этом этапе можно формировать желание совершенствоваться приобретая знания, и умение. Однако все эти изменения проходят не автоматически. В огромной мере они зависят от того, как построен сам процесс школьного обучения.

В младших классах некоторые дефекты учебной деятельности не мешают детям хорошо учиться, но переход уже в 5 класс превращает эти дефекты из скрытых в явные. Один из этих дефектов - связан с неправильными способами усвоения ученого материала и как следствия от сюда - увеличение пробелов в знаниях неспособность самостоятельно усваивать новый, постепенно усложняющийся материал.

Почему ребенок плохо учится ?

Будут рассмотрены основные психологические причины школьной неуспеваемости психически здоровых детей. И речь пойдёт о стойкой неуспеваемости, а не о временных трудностях (по болезни, домашние обязательства)

Итак в чем причины, порождающие неуспеваемость учащихся? И надо знать, что обычно в основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и действуют они в комплексе.

На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему и стремление хорошо учиться-определяют положительное отношение к учению. Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слёз переживаются детьми.

Подростки уделяют учебным знаниям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно и успеваемость в средних классах снижается.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам.

Психологические причины неуспеваемости можно объединить в две группы:

1-ая группа: это недостатки познавательной деятельности.

2-ая группа: недостатки мотивационной сферы детей.

Итак, если не сформированы правильные приема учебой деятельности: Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по - настоящему учиться. Учебные деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть - даже такие с точки зрения взрослого человека несложные действия можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Не все они будут правильными и одинаково эффективными. А ребенок, поступивший в школу, конечно - же не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемом, он будет интуитивно находить их сам и не всегда это будут правильные и эффективные навыки и приема. Это справедливо не только по отношению к младшим школьникам, но и к учащимся более старшего возраста, только приемы, которыми они не овладели, будут несколько иными, чем в начальных классах.

К числу наиболее распространенных направленных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие как, заучивание без предварительной логической обработки материала выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки самоконтроля. Пр (списывание буквы по предыдущей, а не по образцу)

Если специально не обратить влияние на неправильные навыки и приема учебной работы, они могут закрепиться в учебе. Поэтому контроль со стороны учителя за способами учебной работы школьника необходим и обнаружить ошибки и промах ученика можно наблюдая или в беседе с учеником или с родителями. И затем постепенно вырабатывать правильные приемы. (Пример: работа над теоремой, заучивание стихотворение, работа над задачей и т.д.)

Теперь рассмотрим неуспевающих другого типа, характеризующихся недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причины неуспеваемостью является более скрытой и менее очевидной, заключается она в мыслительных приёмах способах работы, а также особенностях памяти и внимания.

Каждому учителю очевидно, что не всех учащихся можно обучить одинаково легко. Одни ученики продвигаются успешнее другие с большим трудом, даже при всём желании. В этой связи говорят обычно о разных способностях учащихся. В психологии же есть специальное понятие как «обучаемость» т.е. как восприимчивость к обучению и она зависит от интеллектуальных особенностей человека. Среди слагаемых обучаемости отмечается обобщенность мыслительной деятельности экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов.

Отличительные особенности мыслительной деятельности является причинами неуспеваемости определённой части учащихся.

И неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводит с отказу от активной мыслительной деятельности «Уч-ся начинают использовать «обходные пути». Например: механическое заучивание без его понимания. Дети воспроизводят текст почти дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Или выполнение задания нового, тем же способом что выполнялось решение без специального обдумывания. И такие учащиеся, с недостатком мыслительной деятельности, чаще всего в ответах пользуются подсказкой, стараются списать и т.д.

Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность, как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Как помочь не умеющему самостоятельно мыслить?

Здесь необходима коррекционная работа по предмету. У каждого предметника она своя. Это и набор карточек с постоянно усложняющимися заданиями, и работа над понятиями, выделение существенных признаков, учить умению обобщать, учить самоконтролю, давать чаще задания, которые, как бы провоцируют наиболее распространенные ошибки.

Главное пытаться добиться полного понимания учащимися объясняемого материала и безошибочного выполнения задания.

Рассмотрим еще один фактор, который может вызвать неуспеваемость: Это природные особенности ребенка. Неправильное использование учащимся своих устойчивых индивидуально психологических особенностей психологических свойствах нервной системы, которые считаются практически неизменными, стабильными характеристиками человека. С ними нельзя не считаться и не учитывать их в педагогическом процессе.

Среди основных свойств нервной системы выделяются силы и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение особенности человека.

Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Ну и противоположный полюс силы - слабость нервной системы. Человек слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Другой свойство нервной системы подвижность определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов - возбуждения и торможения есть леди с подвижной нервной системой, а есть с инертной. Человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов.

Так вот по некоторым психологическим исследованиям, слабые и инертные школьники хуже учатся, они чаще относятся к категории неуспевающих, слабоуспевающих, но нельзя сказать, что они обречены на неуспеваемость, здесь большую роль играет насколько сформировались индивидуальные приёмы и способы действий в учебном процессе. Кроме того, немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя.

Имея в виду вышесказанное выделим те виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:





  1. Длительное напряжение работает (как домашнее так и на уроке) слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленные усваивает материал.

  2. Ответственное требующая эмоционального, нервно - психического напряжения самостоятельная контрольная, экзаменационная работа, в особенности если на неё отводится ограниченное время.

  3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.

  4. В условиях неожиданных вопросов учится, кстати для них больше приемлемы письменные работы.

  5. Работа после неудачного ответа, услышанного отрицательно.

  6. Работа с переключением с одного вида работы на другой.

  7. Работы в шумной неспокойной обстановке.

  8. Работы после резкого замечания, или ссоры с товарищем.

  9. Работы под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога.

А теперь ситуации, в которых особые затруднения испытывает инертные дети:

  1. Когда учитель предлагает классу задание разнообразные по содержанию и способу решения.

  2. Подача материала в высоком темпе и не ясно последовательность вопросов к классу.

  3. Когда время работы ограниченно и невыполнении в срок грозит отрицательной оценкой.

  4. Когда требуется частое отвлечения на реплики товарищей, учителя и т.д.

  5. Когда требуется быстрое переключение с одного вида работы на другой.

  6. Когда оценивание продуктивности усвоение материала идёт на первых парах его заучивания.

  7. Выполнения задания на сообразительность в высоком темпе.

Как может заметить построение учебной деятельности более благоприятно для динамических особенностей сильных и подвижных учащихся и гораздо реже такие, которые благоприятны для слабых и инертных поэтому они чаще в роле неуспевающих.

Как помочь слабым и инертным?

Это прежде всего индивидуальный подход, т.е. ориентировка учителя на индивидуально-психологические особенности ученика. Индивидуализация проявляется в выборе и применении отдельных предметов и методов обучения, при дозировке и выборе домашнего задания. Сочетание фронтальной работы с отдельными учащимися, учитывая степень их подготовленности и индивидуально-типологические особенности и некоторые черты личности.

Умение найти индивидуальный подход иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учителей. Наверное не раз пришлось наблюдать или даже испытывать на себе, как много значит конкретный учитель, как резко могут измениться у некоторых учащихся успехи в учебе и отношение к какому- либо предмету с приходом нового учителя.

И тут дело не только в его профессиональных знаниях или доброжелательном отношении к ученикам; существенно каковы индивидуально-типологические особенности учителя и на сколько учитываются они им самим, а также особенности учащихся в процессе обучения. К самым тяжелым последствиям приводит стремление учителя ориентироваться только на себя, на свои индивидуальные черты и не принимать во внимание индивидуальность ученика. Иногда на уроках можно наблюдать такую картину. Учитель ведёт урок в быстром темпе. Следует вопрос за вопросом, отвечать требуется немедленно, времени на обдумывание нет. Учитель, чтобы не терять ни секунды даже не дает ученику встать, а побуждает отвечать сидя. Если кто-то замешкался отвечает сам или вызывает другого. « Быстро, скорее»,-подгоняет он ученика. Дети одновременно слушают отвечают на вопросы, объяснение нового включено в опрос. Ищут главы в учебнике, обращаются к глобусу. В таких условиях продуктивно работает меньше половины класса. И в самом тяжелом положении находятся слабые и инертные ученики. Так учитель в силу своих личных особенностей еще более затрудняет учебную деятельность этих школьников.

Какие же приемы могут облегчить их учебную деятельность:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него дать достаточное время на обдумывание и подготовку.

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной а в письменной форме

  3. Большой материал разбивать на маленькие информационные куски.

4) Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, следует отложить опрос на следующий урок, дав ему возможность подготовится дома.

5) Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать у такого ученика уверенность в своих силах, знающих, в возможностях учиться.

6) Следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним.

7) Не требовать немедленного включения в работу, их активность возрастает постепенно.

8) не следует опрос для инертных детей проводить в начале урока (они с трудом отвлекаются от дел, которыми были заняты на перемене).

Есть ли плюс у детей со слабой нервной системой, где бы у них были преимущества?

Прежде всего монотонность. Например, если требуется решить много задач одного типа, или выполнить несколько сходных упражнений по русскому языку. Слабые учащиеся легче действуют по шаблону, по схеме.

Слабые учащиеся любят работать обстоятельно, шаг за шагом, не перескакивая, не забегая вперед, а выполняют в строгой последовательности.

Слабые учащиеся любят планировать предстоящую деятельность. Поэтому они успешнее там, где требуются предварительная подготовка.

За счет тщательной подготовительной работы склонны самостоятельно проникать в более глубокие связи, они глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал.

Слабые склоны к систематизации знаний, что так же обеспечивает им большую глубину.

Слабые склонны к тщательному контролю и проверки результатов, и если им такая возможность предоставляется, то они допускают меньше ошибок, чем сильные.

Коррекционная работа с неуспевающим учащимся должна включать в себя и такую задачу как помощь им в адекватной оценке своих индивидуальных особенностей их преимуществ и недостатков. Зная свои возможности, некоторые учащиеся могут самостоятельно отыскать для себя рациональные приёмы и оптимальные условия учебной работы, что благотворно отразится на их успеваемости

Полезно фиксировать, отличать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые казалось бы незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого тренируя волю ребенка, нужно заставлять доводить начатое дело до конца (например: дорешать трудную задачу сразу, не откладывая на потом при первых же ошибках).

Особое внимание обратите на форму порицаний и поощрений отстающего ученика. Порицаие ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Порицание должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.

Психологи рекомендуют позиции в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика ( я не ожидал, меня очень удивило и т. д.).

Немаловажен тон. Раздражения и злость в голосе вызывают только негативную реакцию. Нужно говорить с ним спокойно, доброжелательно, заинтересованно.

Следует обратить внимание на моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой, как её подробное обоснование, по которым идет оценивание, с тем чтобы они были понятны самим учащимся.

Необходимо так же формировать устойчивый мотив достижении успеха, чтобы решать позицию неуспевающего, повысить самооценку и психологическую устойчивость неуспеваемость. Для этого давать такие задачи которые будут посильны, выполнимы, чтобы создать условия для переживания школьников успеха и связанных с ним положительных эмоций.

Итак постепенно воспитывая у неуспевающего школьника уверенность в себе, в своих возможностях и изменяя тем самым его отношение к своей неуспеваемости, формирую познавательные интересы можно переломить ситуацию неуспеха. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

У детей младшего школьного возраста надо развивать познавать процессы восприятие, наблюдение, развитие внимание произвольного и непроизвольного, развития памяти причём где - то предлагается буквальная запоминание материала, а где - то - лишь пересказ своими словами. Продуктивность зависит от овладения соответствующими приёмами и способами запоминания и воспроизведения. Первоначально дети применяют самые простые приемы так многократное повторение материала. И лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приём произвольного за понимание. Большинство же нуждаются в специальном и длительном обучении этому в школе и дома.

Так же формируются приемы осмысленного запоминания. В этом случае происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти.

© 2010-2022