Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пискарева Т. Г.

(МАОУ гимназия № 35 г. Екатеринбург)




Пробуждение и развитие

устойчивого интереса учащихся к математике.


Успешность изучения школьного курса математики в значительной мере зависит от того, какими средствами и методами ведётся обучение. Опыт показывает, что идеи, заложенные в действующих учебниках, не усваиваются учащимися с должной глубиной, если само, обучение математики не строится на основе возбуждения познавательной активности школьников, а ведётся по старинке: пусть даже при весьма активной деятельности учителя, но пассивной деятельности учащихся.

Одним из важнейших средств интенсификации обучение математики является, эффективная организация и управление поисковой деятельностью школьников в процессе решения различных математических задач и упражнений.

Важно то, что при решении задач в процессе обучения математике, возможно, самым естественным образом формировать у школьников творческую активность наряду с реализацией одной из основных целей обучения математике - формированием той системы математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой и отражена в учебниках математики.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового, работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретённых знаний.

Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако если всё делается профессионально и честно, то рано или поздно, ученик себя проявит. Математика наука «замечательная». В ней нужно замечать, для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников строить определения и их отрицания, показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять и научиться применять, и тогда всё запомнится само собой.

Положительную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности школьников играют лабораторные роботы. В процессе их выполнения учащихся, работа с наглядными пособиями, инструментами графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формируют новые математические определения.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решать новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у ни теоретические знания. При планирование лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично - поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Например, в книгах по истории математике при доказательстве теоремы Пифагора используется треугольник с квадратами, построенными на его сторонах (рис. а)

Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

На основе этого рисунка и благодаря приёму «обращения» возникает идея, а если «обратить» этот процесс - даны квадраты, составить из них прямоугольный треугольник? На основе этой идеи сразу или через некоторое время может возникнуть следующее задание. Ученику выдают три квадрата, вырезанные из пластика (рис. б). Нужно показать, не пользуясь инструментами, что площадь большего квадрата равна сумме площадей двух других.

Таким образом, практические и лабораторные работы в курсе математики являются той деятельностью, в которой у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике.

Огромное значение для развития устойчивого интереса учащихся к математике играют дидактические игры. Их можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения. Выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание игры и учения во многом от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Для проведения устной работы или теоретической разминки, уроки можно начать с викторины, которая рассчитана обычно на время в пределах 7-8 мин, в зависимости от целей и возможностей урока. Викторина состоит из трёх групп вопросов, соответствующих трём уровням знаний учащихся. «Стоимость» правильного ответа на эти вопросы также разная: за правильный ответ на вопрос первого уровня сложности присуждается 1 балл. Второго уровня - 2 балла, третьего - 3-5 баллов, в зависимости от сложности вопроса или задачи и оригинальности и красоты решения.

Ещё одна форма творческой деятельность учащихся на уроке математики - это сочинение математических сказок. Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостность сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями.

Часто математику считают сухой и скучной наукой. Так думают те, кто не пошёл дальше страниц школьного учебника. Интерес к решению задач может появиться только тогда, когда уже есть некоторые успехи, когда ребёнок не испытывает трудностей с основными законами математики и освоил школьную программу. Но очень часто школьники перегружены большим количеством вычислительных упражнений, ориентированных на выработку технических навыков, и испытывают «голод» по интересным нестандартным задачам. Это приводит к тому, что даже те дети, которые на уроках всегда получают хорошие оценки, на олимпиадах и на вступительных экзаменах в серьёзные высшие учебные заведения не могут не только правильно решить, но и понять условие задачи. Поэтому целесообразно проводить с учениками внеклассную работу в форме кружков.

Надеемся, наш опыт работы поможет учителям математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на своём уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Ведь творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познания.

Список литературы

  1. Зильбельберг, Н.И. Приобщение к математическому творчеству

/ Н.И. Зильбельберг, - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988.

  1. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя/ В.Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 1990.

  2. Поисковые задачи по математике (4-5 классы): Пособие для учителей /А.Я. Крысин, В.Н. Руденко, В.И. Садкова и др. - М.: Прсвещение,1979.

  3. Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя/, М.Ю. Шуба. - М.: Просвещение, 1995.


© 2010-2022