Урок –игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений»

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила учитель математики Цыцылина А.А. МБОУ СОШ№12 г-к Анапа

Урок -игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений»


Подготовила учитель математики Цыцылина Антонина Александровна МБОУ СОШ№12 г-к Анапа

Урок -игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений», это обобщающий урок перед контрольной работой.

Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.

Задачи:

Учебная: формировать умения решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при комментировании решений; развивать умения: анализировать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в группах.

Материалы и оборудование: интерактивная панель, карточки, магниты.

Форма: урок- игра. Участники: учащиеся 5»В» класса.

Литеретура: 1.М.А.Попов Дидактические материалы по математике. 5 класс - М.:Издательство «Экзамен», 2014

2.А.П.Ершова, В.В.Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по математике 5 класс - М.:Издательство «Илекса»,2014

3.Учебник математики 5 класс, автор Виленкин Н.Я. и др.

4.шаблон презентации pedsovet.su/load/320


Технологическая карта урока математики в 5 классе.

Урок -игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений»

Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу, подготовка к уроку необходимых принадлежностей.

Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: построение и решение математических моделей текстовых задач, решаемых с помощью уравнения в теме «Упрощение выражений».

- Разбивает ребят на группы(по рядам).

- Проверяет домашнее задание. (Найти в учебнике и прочитать сведения о К. Гауссе, А.Н. Колмогорове, П.Л. Чебышеве. )

- 1 ряд готовит сообщение о А.Н. Колмогорове, 2 ряд о К. Гауссе, 3ряд о П.Л. Чебышеве.

-У нас есть ученики которые подготовили мини презентации, давайте посмотрим.

- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Участвуют в проверке домашнего задания, три ученика подготовили мини презентацию.


- показывают и комментируют свои презентации

-об упрощении выражений, решении задач с помощью уравнений

Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные ууд: управление поведением партнера - контроль, оценка действий партнера.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Актуализировать знания о понятии деления, приёмах устных вычислений при умножении и делении двузначных чисел, упрощении выражений; повторить компоненты уравнений.

-Давайте посчитаем устно: 12*2, 8*5,24:6, 81:3, 7*7, 13*5, 48:2, 48:3, 45:5, 9*11.

-А теперь упростим выражения:

а + а; 2с+5с -3с; 7х-3х+2; 2у-у+4у; а-2.

-Повторим компоненты уравнения.

- неизвестное слагаемое

-неизвестный множитель

- неизвестное уменьшаемое

-неизвестный делитель

-неизвестное делимое

-неизвестное вычитаемое

- Отвечают с места

- Отвечают.

Комментируют.

- По очереди отвечают на вопросы.



Регулятивные ууд:
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.

- контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений ;

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

- Как вы думаете, а почему я вас вначале урока разделила на группы?

- Правильно мы сегодня проведем урок-игру.

- Как можно сформулировать тему урока?

- А почему именно в теме «Упрощение выражений» мы рассматриваем данный вопрос?


- А какие цели мы должны перед собой поставить?

- Делают предположения.

- Отвечают на вопрос.(Мы будем сегодня решать уравнения и задачи)

-Потому что мы будем говорить о задачах, которые решаются с помощью уравнения.

- Решать уравнения, которые нужно сначала упростить.

- Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.

Коммуникативные ууд:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание.

4. Игра

1 тур

Конкурс капитанов

Цель этапа: тренировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно; уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.

- Ребята каждому из вас выдается листочек с уравнением, кто первый решит- тот будет капитаном, каждое верное решение принесет команде 1 балл. (на каждом ряду уравнения одинаковые). Ответы записывайте в общий бланк-ответов, первый решивший обводит свой ответ в кружок. На решение дается 2 минуты. Затем вы сдаете общий бланк.

- Теперь проверим ваши решения.

-Комментирует какая команда решила правильно больше уравнений и сколько баллов получила.


-Слушают. Уточняют пока учитель раздает листочки( листочки лучше подписать заранее по способностям ученика)

- Решают. Затем сдают работы.

- Смотрят ответы на интерактивной доске.

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

- построение логической цепи рассуждений. Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

2тур

Решение задач




- На экране 3 задачи, чья команда первая справится получает 15 баллов, следующая 10 баллов, и последняя- 5баллов.(дополнительно еще на каждый стол выдаются тексты задач)

-На задание дается 15 минут.

- Проверим ваши решения.

-А теперь давайте немного отдохнем. Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

- Самостоятельно решают.

-Проверяют ответы на интерактивной доске.

-Комментируют

-Выполняют то о чем говорит учитель.

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

- построение логической цепи рассуждений. Познавательные

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:

-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

-выбор оснований и критериев для сравнения

Регулятивные ууд:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3тур

Составь задачу.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

-Переходим к следующему туру.

- На доске вы видите уравнение

m + 5m = 90

-Придумайте задачу к этому уравнению и решите ее.

- Придумывают задачу, решают уравнение. Командир записывает решение на доске

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель

Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные ууд:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- управление поведением партнера - контроль, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4 тур

Составь уравнение

- Следующее задание.

- Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи.

-Задача на доске.

Мотоциклист движется навстречу автомобилю. Сейчас между ними 90 км. Они встретятся через час. Найдите скорость автомобиля, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.

-Уравнения запишите в бланк ответов.

Каждое верное уравнение 1 балл.

Время 3 минуты.

-Составляют уравнения.

Сдают решения.

Проверяют решения на доске.(решение записывает капитан команды справившейся первой)

Общеучебные универсальные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;

Универсальные логические действия:

- построение логической цепи рассуждений. Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Универсальные логические ууд:

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

8. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили?

- Как вы думаете кто сегодня за урок получит оценки 5 и 4?

-Д.з. (подготовить карточку с заданием аналогичным тому, которое решалось в классе)

-Отвечают на вопросы -Вспоминают и проговаривают вслух.

-Себя оценивает.

-Записывают домашнее задание.

Познавательные ууд:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные ууд:

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные ууд:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что вам понравился урок прикрепите на доску голубой магнит.

Если вы считаете, что не все вам понравилось - то желтый.

Если вы считаете, что урок был не интересным - красный.

Рефлексия.

Познавательные: рефлексия.

Приложение 1.

Карточка №1

15с - 7с = 56


Карточка №6

(68 - m) + 16 = 24

Карточка №2

4х + х - 4х = 44


Карточка №7

6n + 47 = 119

Карточка №3

5t - 2t + 7t =20


Карточка №8

6703- z = 303

Карточка №4

85 : x = 17


Карточка №9

(y+ 263) - 97 = 538

Карточка №5

28 * y = 448


Карточка №10

75 : (69 - 4z) =15

Бланк ответов

Бланк ответов

№1

№1

№2

№2

№3

№3

№4

№4

№5

№5

№6

№6

№7

№7

№8

№8

№9

№9

№10

№10



Приложение2.

Задачи 2 тура.

  1. В цирке 50 дрессированных животных. Обезьян на 9 больше, чем собак, а тигров на 2 больше, чем обезьян. Сколько обезьян, собак , тигров в цирке?

  2. Из задуманного числа вычли 12, к полученной разности прибавили 37 и получили число на 23 больше, чем 15. Найдите задуманное число.

  3. В смеси цукатов содержится 3 част авокадо, 4 части киви, 7 частей бананов и 2 части ананасов. Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви, на 177 г.?

№п/п

Ответы

1

2

3



Приложение3.

Таблица ответов 4 тура



№п/п

Уравнение



















© 2010-2022