Методическая разработка Метод математической индукции

        Методическая разработка  «Метод  математической индукции» составлена для обучающихся 10 класса математического профиля.         Первоочередные цели : познакомить обучающихся с методом математической индукции и научить применять его при решении различных задач.        В методической разработке рассматриваются вопросы элементарной математики: задачи на делимость, доказательство тождеств, доказательство неравенств, предлагаются задачи различной степени сложности, в том числе и задачи, пред...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ лицей «Технико-экономический»











МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ



Автор: Бершак Л.М




















МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка «Метод математической индукции» составлена для обучающихся 10 класса математического профиля.

Первоочередные цели : познакомить обучающихся с методом математической индукции и научить применять его при решении различных задач.

В методической разработке рассматриваются вопросы элементарной математики: задачи на делимость, доказательство тождеств, доказательство неравенств, предлагаются задачи различной степени сложности, в том числе и задачи, предлагаемые на олимпиадах.

Роль индуктивных выводов в экспериментальных науках очень велика. Они дают те положения, из которых потом путем дедукции делаются дальнейшие умозаключения. Название метод математической индукции обманчиво - на самом деле этот метод является дедуктивным и дает строгое доказательство утверждениям, угаданным с помощью индукции. Метод математической индукции содействует выявлению связей между различными разделами математики, помогает развитию математической культуры обучающегося.

СОДЕРЖАНИЕ

Определение метода математической индукции. Полная и неполная индукции. Доказательство неравенств. Доказательство тождеств. Решение задач на делимость. Решение различных задач по теме «Метод математической индукции».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1. М.Л.Галицкий. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. - М.Просвещение.1986.

2. Л.И.Звавич. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы. М.Дрофа.2001.

3. Н.Я.Виленкин. Алгебра и математический анализ. М Просвещение.1995.

4. Ю.В.Михеев. Метод математической индукции. НГУ.1995.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


1. Н.Я.Виленкин. Алгебра и математический анализ. М Просвещение.1995.

2. Ю.В.Михеев. Метод математической индукции. НГУ.1995.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА


Индукция, аксиома, принцип математической индукции, полная индукция, неполная индукция, утверждение, тождество, неравенство, делимость.


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ

«МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ».


Урок № 1.

Определение метода математической индукции.


Метод математической индукции является одним из высокоэффективных методом поиска новых результатов и доказательства истинности выдвинутых предположений. Хотя этот метод в математике и не нов, но интерес к нему не ослабевает. Впервые в четком изложении метод математической индукции был применен в 17 веке выдающимся французским ученым Блезом Паскалем при доказательстве свойств числового треугольника, носящего с того времени его имя. Однако идея математической индукции была известна еще древним грекам. В основе метода математической индукции лежит принцип математической индукции, который принимается как аксиома. Идею математической индукции рассмотрим на примерах.

Пример № 1.

Квадрат делится отрезком на две части, затем одна из полученных частей делится на две части и так далее. Определить, на какое число частей разделится квадрат через п шагов?

Решение.

После первого шага мы, по условию, получим 2 части. На втором шаге мы одну часть оставляем без изменений, а вторую - делим на 2 части и получаем 3 части. На третьем шаге мы 2 части оставляем без изменений, а третью делим на две части и получаем 4 части. На четвертом шаге мы 3 части оставляем без изменений, а последнюю часть делим на две части и получаем 5 частей. На пятом шаге мы получим 6 частей. Напрашивается предложение, что через п шагов мы получим (п+1) часть. Но это предложение нужно доказать. Предположим, что через к шагов квадрат разобьется на (к+1) часть. Тогда на (к+1) шаге мы к частей оставим без изменения, а (к+1) часть делим на две части и получим (к+2)части. Замечаете, что так можно рассуждать как угодно долго, до бесконечности. То есть, наше предположение, что через п шагов квадрат будет разбит на (п+1) часть, становится доказанным.

Пример № 2.

У бабушки был внучек, который очень любил варенье, и особенно то, что в литровой банке. Но бабушка не разрешала его трогать. И задумал внучек обмануть бабушку. Он решил съедать каждый день по 1/10 л из этой банки и доливать её водой, тщательно перемешав. Через сколько дней бабушка обнаружит обман, если варенье остается прежним на вид при разбавлении его водой на половину?

Решение.

Найдем, сколько чистого варенья останется в банке через п дней. После первого дня в банке останется смесь, состоящая на 9/10 из варенья и на 1/10 из воды. Через два дня из банки исчезнет 1/10 смеси воды и варенья и останется ( в 1л смеси находится 9/10л варенья, в 1/10л смеси находится 9/100лваренья)

9/10 - 9/100=81/100=(9/10)2л варенья. На третий день из банки исчезнет 1/10л смеси, состоящей на 81/100 из варенья и на19/100 из воды. В 1л смеси находится 81/100л варенья, в 1/10л смеси 81/1000л варенья. 81/100 - 81/1000=

=729/1000=(9/10)3л варенья останется через 3 дня, а остальное будет занимать вода. Выявляется закономерность. Через п дней в банке останется (9/10)пл варенья. Но это, опять, только наше предположение.

Пусть к - произвольное натуральное число. Предположим, что через к дней в банке останется (9/10)кл варенья. Посмотрим, что же тогда будет в банке еще через день, то есть, через (к+1) день. Из банки исчезнет 1/10л смеси, состоящей из (9/10)кл варенья и воды. В смеси находится (9/10)кл варенья, в 1/10л смеси (9/10)к+1л варенья. Теперь мы смело можем заявлять, что через п дней в банке останется (9/10)пл варенья. Через 6 дней в банке будет 531444/1000000л варенья, через 7 дней - 4782969/10000000л варенья, то есть меньше половины.

Ответ: через 7 дней бабушка обнаружит обман.

Попытаемся выделить самое основное в решениях рассмотренных задач. Каждую из них мы начинали решать с рассмотрения отдельных или, как говорят, частных случаев. Затем на основе наших наблюдений, мы высказывали некоторое предположение Р(п), зависящее от натурального п.

  1. утверждение проверили, то есть доказали Р(1), Р(2), Р(3);

  2. предположили, что Р(п) справедливо при п=к и вывели, что тогда оно будет справедливо и при следующем п, п=к+1.

А затем рассуждали примерно так: Р(1) верно, Р(2) верно, Р(3) верно, Р(4) верно,…, значит верно Р(п).

Принцип математической индукции.

Утверждение Р(п), зависящее от натурального п, справедливо при всех натуральных п, если

1) доказана справедливость утверждения при п=1;

2) из предположения справедливости утверждения Р(п) при п=к следует

справедливость Р(п) при п=к+1.

В математике принцип математической индукции выбирается, как правило, в качестве одной из аксиом, определяющих натуральный ряд чисел, и, следовательно, принимается без доказательства. Метод доказательства по принципу математической индукции обычно называется методом математической индукции. Заметим, что этот метод широко применяется при доказательстве теорем, тождеств, неравенств при решении задач на делимость и многих других задач.

Урок № 2

Полная и неполная индукция.

В случае, когда математическое утверждение касается конечного числа объектов, его можно доказать, проверяя для каждого объекта, например, утверждение «Каждое двузначное четное число является суммой двух простых чисел». Метод доказательства, при котором мы проверяем утверждение для конечного числа случаев, называется полной математической индукцией. Этот метод применим сравнительно редко, так как утверждения чаще всего рассматриваются на бесконечных множествах. Например, теорема «Любое четное число равно сумме двух простых чисел» до сих пор ни доказана, ни опровергнута. Если бы мы даже проверили эту теорему для первого миллиарда, это бы ни на шаг не приблизило бы нас к её доказательству.

В естественных науках применяют неполную индукцию, проверяя эксперимент несколько раз, переносят результат на все случаи.

Пример № 3.

Угадаем с помощью неполной индукции формулу для суммы кубов натуральных чисел.

Решение.

13=1; 13+23=(1+2)2; 13+23+33=(1+2+3)2; 13+23+33+43=(1+2+3+4)2;

13+23+33+43+53=(1+2+3+4+5)2; …; 13+23+…+n3=(1+2+…+n)2.

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

Пусть верно для п=к. Методическая разработка Метод математической индукции

Докажем, что верно для п=к+1.

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Вывод: формула для суммы кубов натуральных чисел верна для любого натурального п.

Пример № 4.

Рассмотрите равенства и догадайтесь, к какому общему закону подводят эти примеры.

Решение.

1=0+1

2+3+4=1+8

5+6+7+8+9=8+27

10+11+12+13+14+15+16=27+64

17+18+19+20+21+22+23+24+25=64+125

……………………………………………………………..

Методическая разработка Метод математической индукции


Пример № 5.

Запишите в виде суммы следующие выражения:

1) Методическая разработка Метод математической индукции 2) Методическая разработка Метод математической индукции 3)Методическая разработка Метод математической индукции; 4) Методическая разработка Метод математической индукции.

Методическая разработка Метод математической индукциигреческая буква «сигма».

Пример № 6.

Запишите следующие суммы с помощью знака Методическая разработка Метод математической индукции:

1)Методическая разработка Метод математической индукции

2) Методическая разработка Метод математической индукции

Пример № 7.

Запишите следующие выражения в виде произведений:

1) Методическая разработка Метод математической индукции

2) Методическая разработка Метод математической индукции

3) Методическая разработка Метод математической индукции 4) Методическая разработка Метод математической индукции

Пример № 8.

Запишите следующие произведения с помощью знака Методическая разработка Метод математической индукции

( прописная греческая буква «пи» )

1) Методическая разработка Метод математической индукции 2) Методическая разработка Метод математической индукции

Пример № 9.

Вычисляя значение многочлена Методическая разработка Метод математической индукцииf(n)=n2+n+11, при п=1,2,3,4.5,6,7 можно сделать предположение, что при любом натуральном п число f(n) простое.

Верно ли это предположение?

Решение.

Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции; Методическая разработка Метод математической индукции

Если каждое слагаемое суммы делится на число, то сумма делится на это число, Методическая разработка Метод математической индукциине является простым числом при любом натуральном п.

Разбор конечного числа случаев играет важную роль в математике: не давая доказательства того или иного утверждения, он помогает угадать правильную формулировку этого утверждения, если она ещё неизвестна. Именно так член Петербургской академии наук Гольдбах пришел к гипотезе, что любое натуральное число, начиная с двух, является суммой не более чем трёх простых чисел.

Урок № 3.

Доказательство тождеств методом математической индукции.

Метод математической индукции позволяет доказывать различные тождества.

Пример № 10. Докажем, что для всех п выполняется тождество

Методическая разработка Метод математической индукции

Решение.

Положим Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции

Нам надо доказать, что Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции

Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции Тогда из истинности тождества

Методическая разработка Метод математической индукцииследует истинность тождества Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

По принципу математической индукции доказана истинность тождества при всех п.

Пример № 11.

Докажем тождество Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

  1. пусть п=1. Методическая разработка Метод математической индукции

  2. пусть п=к. Методическая разработка Метод математической индукции

  3. пусть п=к+1. Методическая разработка Метод математической индукции. Разделим

почленно получившиеся равенства.

Методическая разработка Метод математической индукции; Методическая разработка Метод математической индукции. Значит, данное тождество истинно для всех п.

Урок № 4.

Доказательство тождеств методом математической индукции.

Пример № 12. Докажем тождество Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

  1. п=1. Методическая разработка Метод математической индукции

  2. п=к. Методическая разработка Метод математической индукции, допустим, что равенство выполняется.

  3. п=к+1. Методическая разработка Метод математической индукции

Применяя принцип математической индукции, доказали, что равенство верно при всех п.

Пример № 13. Докажем тождество Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

  1. п=1; Методическая разработка Метод математической индукции п=2; Методическая разработка Метод математической индукции;

  2. п=к; Методическая разработка Метод математической индукции - это равенство выполняется при любом натуральном к;

  3. докажем, что равенство выполняется при п=к+1.

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииПрименяя принцип математической индукции, доказали, что утверждение верно при любом натуральном п.

Пример № 14. Докажем тождество Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

  1. п=1; Методическая разработка Метод математической индукции;

  2. п=к; предположим, что верно равенство Методическая разработка Метод математической индукции

  3. п=к+1; докажем, что верно равенство Методическая разработка Метод математической индукции.

Методическая разработка Метод математической индукции

Пример № 15. Докажем тождество Методическая разработка Метод математической индукции

1) п=1; Методическая разработка Метод математической индукции

2) для п=к выполняется равенство Методическая разработка Метод математической индукции

3) докажем, что равенство выполняется для п=к+1:

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Вывод: тождество справедливо для любого натурального п.

Пример № 16. Докажем тождество

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

Если п=1, то Методическая разработка Метод математической индукции

Пусть тождество выполняется при п=к.

Методическая разработка Метод математической индукции

Докажем, что тождество выполняется при п=к+1.

Методическая разработка Метод математической индукции


Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Тогда тождество справедливо для любого натурального п.

Урок № 5.

Доказательство тождеств методом математической индукции.

Пример № 17. Докажем тождество

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

Если п=2, то получаем верное равенство: Методическая разработка Метод математической индукции

Пусть равенство верно при п=к: Методическая разработка Метод математической индукции

Докажем справедливость утверждения при п=к+1.

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииСогласно принципу математической индукции, тождество доказано.

Пример № 18. Докажем тождество Методическая разработка Метод математической индукциипри п≥2.

При п=2 это тождество перепишется в очень простом виде Методическая разработка Метод математической индукции

и, очевидно, верно.

Пусть при п=к действительно

Методическая разработка Метод математической индукции.

Докажем справедливость утверждения при п=к+1, то есть выполняется равенство: Методическая разработка Метод математической индукции.

Методическая разработка Метод математической индукции

Итак, мы доказали, что тождество верно при любом натуральном п≥2.

Пример № 19. Докажем тождество Методическая разработка Метод математической индукции

При п=1 получим верное равенство: Методическая разработка Метод математической индукции

Предположим, что при п=к получаем также верное равенство:

Методическая разработка Метод математической индукции

Докажем, что наблюдается справедливость равенства при п=к+1:

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Тогда тождество справедливо при любом натуральном п.

Урок № 6.

Решение задач на делимость.


Пример № 20. Доказать методом математической индукции, что

Методическая разработка Метод математической индукцииделится на 6 без остатка.

Доказательство.

При п=1 наблюдается деление на 6 без остатка, Методическая разработка Метод математической индукции.

Пусть при п=к выражение Методическая разработка Метод математической индукции кратно 6.

Докажем, что при п=к+1 выражение Методическая разработка Метод математической индукции кратно 6.

Методическая разработка Метод математической индукции. Каждое слагаемое кратно 6, следовательно сумма кратна 6.

Пример № 21. Доказать делимость выражения Методическая разработка Метод математической индукции на 5 без остатка.

Доказательство.

При п=1 выражение делится без остатка Методическая разработка Метод математической индукции.

Пусть при п=к выражение Методическая разработка Метод математической индукции также делится на 5 без остатка.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 5.

Пример № 22. Доказать делимость выражения Методическая разработка Метод математической индукции на 16.

Доказательство.

При п=1 Методическая разработка Метод математической индукции кратно 16.

Пусть при п=к Методическая разработка Метод математической индукции кратно 16.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции

Все слагаемые делятся на 16: первое - очевидно, второе по предположению, а в третьем - в скобках стоит четное число.

Пример № 23. Доказать делимость Методическая разработка Метод математической индукции на 676.

Доказательство.

Предварительно докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на Методическая разработка Метод математической индукции.

При п=0 Методическая разработка Метод математической индукции.

Пусть при п=к Методическая разработка Метод математической индукции делится на 26.

Тогда при п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 26.

Теперь проведем доказательство утверждения, сформулированного в условии задачи.

При п=1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 676.

При п=к верно, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 262.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции.

Оба слагаемых делятся на 676; первое - потому, что мы доказали делимость на 26 выражения, стоящего в скобках, а второе делится по предположению индукции.

Урок № 7.

Решение задач на делимость.

Пример № 24.

Доказать, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 5 без остатка.

Доказательство.

При п=1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 5.

При п=к Методическая разработка Метод математической индукции делится на 5 без остатка.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции каждое слагаемое делится на 5 без остатка.

Пример № 25.

Доказать, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 6 без остатка.

Доказательство.

При п=1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 6 без остатка.

Пусть при п=к Методическая разработка Метод математической индукции делится на 6 без остатка.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 6 без остатка, так как каждое слагаемое делится на 6 без остатка: первое слагаемое - по предположению индукции, второе - очевидно, третье - потому, что Методическая разработка Метод математической индукции четное число.

Пример № 26.

Доказать, что Методическая разработка Метод математической индукции при делении на 9 дает остаток 1.

Доказательство.

Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 9.

При п=1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 9. Пусть при п=к Методическая разработка Метод математической индукции делится на 9.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 9.

Пример № 27.

Доказать, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 15 без остатка.

Доказательство.

При п=1 Методическая разработка Метод математической индукции делится на 15.

Пусть при п=к Методическая разработка Метод математической индукции делится на 15 без остатка.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции

Первое слагаемое кратно 15 по предположению индукции, второе слагаемое кратно 15 - очевидно, третье слагаемое кратно 15, так как Методическая разработка Метод математической индукции кратно 5 ( доказано в примере № 21), четвертое и пятое слагаемые также кратны 5, что очевидно, тогда сумма кратна 15.

Урок № 8-9.

Доказательство неравенств методом математической индукции

Пример № 28. Доказать, что справедливо неравенство Методическая разработка Метод математической индукции.

При п=1 имеем Методическая разработка Метод математической индукции- верно.

Пусть при п=к Методическая разработка Метод математической индукции - верное неравенство.

При п=к+1

Методическая разработка Метод математической индукции

Тогда неравенство справедливо для любого натурального п.

Пример № 29. Доказать, что справедливо неравенство Методическая разработка Метод математической индукциипри любом п.

При п=1 получим верное неравенство 4 >1.

Пусть при п=к справедливо неравенство Методическая разработка Метод математической индукции.

Докажем, что при п=к+1 справедливо неравенство Методическая разработка Метод математической индукции

Для любого натурального к наблюдается неравенство Методическая разработка Метод математической индукции.

Если Методическая разработка Метод математической индукции при Методическая разработка Метод математической индукции то Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Пример № 30. Доказать справедливость неравенства

Методическая разработка Метод математической индукции при любом натуральном п и любом Методическая разработка Метод математической индукции

Пусть п=1 Методическая разработка Метод математической индукции, верно.

Предположим, что неравенство выполняется при п=к: Методическая разработка Метод математической индукции.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции

Пример № 31. Доказать справедливость неравенства

Методическая разработка Метод математической индукции при любом натуральном п.

Докажем сначала, что при любом натуральном т справедливо неравенство

Методическая разработка Метод математической индукцииУмножим обе части неравенства на Методическая разработка Метод математической индукции. Получим равносильное неравенство Методическая разработка Метод математической индукции или Методическая разработка Метод математической индукции; Методическая разработка Метод математической индукции; Методическая разработка Метод математической индукции - это неравенство выполняется при любом натуральном т.

При п=1 исходное неравенство верно Методическая разработка Метод математической индукции ; Методическая разработка Метод математической индукции; Методическая разработка Метод математической индукции.

Пусть неравенство выполняется при п=к: Методическая разработка Метод математической индукции.

При п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции

Урок № 10.

Решение задач по теме

Метод математической индукции.

Пример № 32. Доказать неравенство Бернулли.

Если Методическая разработка Метод математической индукции, то для всех натуральных значений п выполняется неравенство

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

При п=1 доказываемое неравенство принимает вид Методическая разработка Метод математической индукции и, очевидно, справедливо. Предположим, что оно верно при п=к, то есть что Методическая разработка Метод математической индукции.

Так как по условию Методическая разработка Метод математической индукции, то Методическая разработка Метод математической индукции, и потому неравенство не изменит смысла при умножении обеих его частей на Методическая разработка Метод математической индукции:

Методическая разработка Метод математической индукции. Так как Методическая разработка Метод математической индукции, то получаем, что

Методическая разработка Метод математической индукции.

Итак, неравенство верно при п=1, а из его истинности при п=к следует, что оно истинно и при п=к+1. Значит, в силу математической индукции оно имеет место для всех натуральных п.

Например, Методическая разработка Метод математической индукции

Пример № 33. Найти все натуральные значения п, для которых справедливо неравенство Методическая разработка Метод математической индукции

Решение.

При п=1 неравенство справедливо. При п=2 неравенство также справедливо.

При п=3 неравенство уже не выполняется. Лишь при п=6 неравенство выполняется, так что за базис индукции можно взять п=6.

Предположим, что неравенство справедливо для некоторого натурального к:

Методическая разработка Метод математической индукцииРассмотрим неравенство Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции

Последнее неравенство выполняется, если Методическая разработка Метод математической индукции

При к=6 неравенство справедливо. Пусть имеет место неравенство при к=т

Методическая разработка Метод математической индукцииДокажем справедливость неравенства Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукциипри любом натуральном т, так как дискриминант квадратного трехчлена отрицательный.

Таким образом, неравенство Методическая разработка Метод математической индукции справедливо при п=1, п=2, п≥6, где п - натуральное число.

Пример № 34. Доказать неравенство для натуральных п≥10: Методическая разработка Метод математической индукции.

Доказательство.

При п=10 неравенство справедливо. Пусть неравенство справедливо при п=к: Методическая разработка Метод математической индукции Докажем справедливость неравенства Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

При доказательстве учитывалось то, что п≥10.

Урок № 11.

Решение задач по теме

Метод математической индукции


Пример №35.

Докажите методом математической индукции, что

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

Обозначим данное утверждение через Р(п), где п - натуральное число. Убедимся, что Р(1) справедливо: Методическая разработка Метод математической индукции

Предположим, что утверждение Р(к): Методическая разработка Метод математической индукции - справедливо. Убедимся в справедливости утверждения Р(к+1).

Методическая разработка Метод математической индукции

По принципу математической индукции утверждение справедливо для любого натурального п.

Пример № 36.

Докажите, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 81 при натуральных п.

Доказательство.

Если п=1, то Методическая разработка Метод математической индукции - кратно 81. Если п=2, то Методическая разработка Метод математической индукции - кратно 81. Пусть Методическая разработка Метод математической индукции кратно 81. Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции кратно 81.

Методическая разработка Метод математической индукции- кратно 81, так как каждое слагаемое кратно 81.

Тогда по принципу математической индукции неравенство делится на 81 при любом натуральном значении п.

Пример № 37.

Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

Если п=1, Методическая разработка Метод математической индукции Предположим, что при п=к Методическая разработка Метод математической индукции

Докажем, что при п=к+1 Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции- оба слагаемых кратны 6.

Тогда Методическая разработка Метод математической индукции




Урок № 12.

Контрольная работа по теме

Метод математической индукции

Вариант № 1.


  1. Докажите методом математической индукции, что

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.

Обозначим данное утверждение через Р(п), где п натуральное число. Р(1)- справедливо, так как при п=1 левая и правая части равенства принимают равные значения. Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции, Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииИтак, утверждение справедливо при п=1, и из его справедливости при п=к следует, что оно верно и при п=к+1. Значит, утверждение справедливо для любого натурального значения п.


  1. Докажите, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 4 при всех натуральных значениях п.

Доказательство.


Обозначим данное утверждение через Р(п), где п - натуральное число.

Утверждение Р(1) справедливо. Действительно, Методическая разработка Метод математической индукции - -кратно 4.

Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииСумма кратна 4, так как каждое слагаемое кратно 4. Утверждение доказано.

3. Последовательность Методическая разработка Метод математической индукции задана рекуррентно: Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукцииДокажите, что Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.


При п=1 и п=2 утверждение справедливо. Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции

Пусть Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции Докажем, что тогда Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

Итак, утверждение справедливо при п=1 и при п=2, а из его справедливости при п=к и п=к+1 следует, что оно справедливо и при п=к+2. Значит, оно имеет место для всех натуральных значений п.

Вариант № 2.

  1. Докажите методом математической индукции, что

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.


Обозначим данное утверждение через Р(п), где п - натуральное число.

Р(1) справедливо: Методическая разработка Метод математической индукции

Предположим, что утверждение Р(к) справедливо, где к - натуральное число:

Методическая разработка Метод математической индукции

Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции

Мы должны доказать, что справедливо неравенство:

Методическая разработка Метод математической индукции

Методическая разработка Метод математической индукции

По принципу математической индукции утверждение справедливо для любого натурального п.


  1. Докажите, что Методическая разработка Метод математической индукции делится на 17 при любом натуральном п.

Доказательство.


Пусть Методическая разработка Метод математической индукцииМетодическая разработка Метод математической индукции - кратно 17. Пусть Методическая разработка Метод математической индукции

кратно 17. Докажем, что Методическая разработка Метод математической индукции кратно 17.

Методическая разработка Метод математической индукцииКаждое слагаемое суммы кратно 17.


  1. Докажите, что при Методическая разработка Метод математической индукции справедливо неравенство

Методическая разработка Метод математической индукции

Доказательство.


При п=5 неравенство справедливо: 32≥32.

Пусть неравенство справедливо при п=к: Методическая разработка Метод математической индукции

Докажем, что неравенство справедливо при п=к+1.

Методическая разработка Метод математической индукции

Итак, неравенство справедливо при п=5, из его справедливости при п=к следует справедливость при п=к+1. Значит, неравенство справедливо при п≥5, где п - -натуральное число.

17

© 2010-2022