Формы и методы работы с одаренными детьми

Самоанализ профессиональной деятельности за 2010-2013 годы «Формы и методы работы с одаренными детьми» Человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.   В.П. Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист  Cегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способносте...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Каргатский Дом детского творчества












Самоанализ

профессиональной деятельности

за 2010-2013 годы

«Формы и методы работы

с одаренными детьми»





педагога-организатора

Нежиловой Марины Владимировны












Каргат, 2014

Человечество действительно нуждается в

чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах.

Если это так, то откуда они возьмутся?

Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.


В.П. Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист

В МКОУ ДОД Каргатский Дом детского творчества работаю педагогом-организатором с 2009 года.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят.

Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Методическая тема, над которой я работаю: «Формы и методы работы с одаренными детьми».

Исходя из задач образовательной инициативы «Наша новая школа», главной целью своей работы я считаю создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей Каргатского района через организацию интеллектуальных и творческих конкурсов.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

  • выявление одаренных и талантливых детей;

  • координация и организация олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, научно-практических конференций и т.п.;

  • организация информационно-издательской деятельности.

В соответствии с целью, задачами определено содержание деятельности:

  • создание электронного банка данных одаренных детей района;

  • координация и организация участия обучающихся в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах, научно-практических конференциях и т.д.;

  • разработка необходимой документации по проведению олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, выставок, фестивалей, соревнований, турниров и т.п.;

  • своевременное доведение информации о проведении интеллектуальных и творческих конкурсов до педагогических работников общеобразовательных школ и сотрудников Дома творчества;

  • координация, организация и проведение интеллектуальных, инновационных, художественных и др. мероприятий на городском и районном уровне;

  • координация деятельности заинтересованных учреждений: осуществление связи с общеобразовательными школами, отделом культуры, межшкольным методическим центром, управлением образованием, общественными организациями и т.д. в пределах своей компетенции;

  • подготовка и издание сборников творческих, литературно-краеведческих работ школьников.

В работе применяю следующие формы и методы работы с одаренными обучающимися.

Методы:

  • частично-поисковый, проблемный (привлечение к поисковой деятельности, постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного);

  • исследовательский, проектный (работа с дополнительными источниками информации, использование творческих заданий, решение нестандартных задач).

Формы:

  • международные и всероссийские игровые конкурсы программы «Продуктивное образование для всех» (тестовые);

  • предметные олимпиады (Всероссийская олимпиада школьников);

  • научно-практическая конференция школьников;

  • турниры «Математическая регата», «Физическая регата» (индивидуальная работа, работа в группе);

  • творческие конкурсы (Приложение 1).

В учреждении дополнительного образования детей Каргатский Дом детского творчества осуществляется разносторонняя реализация способностей обучающихся посредством предоставления широкого спектра объединений дополнительного образования. Проводится индивидуальная работа с одаренными детьми; организуется проведение научно-практических конференций («Горизонты открытий»), исследовательских конкурсов («Юные исследователи окружающей среды», «Отечество», «Моя малая родина: природа, культура, этнос»); в работе объединения применяется метод проектной деятельности («Идея - проект - воплощение»). Осуществляется мониторинг результативности работы с одарёнными детьми посредством ведения портфолио обучающегося («Ситуация успеха»).

Педагогический коллектив руководствуется в своей деятельности такими принципами, как ориентация на социальный и государственный заказ общества, личностно-ориентированный подход, непрерывность работы с одаренными детьми, вариативность, интеграция и дифференциация и т.д.

Дом детского творчества проводит в системе ряд мероприятий, способствующих развитию одаренной личности ребенка.

Свою деятельность осуществляю в рамках районной целевой программы «Одаренные дети» в Каргатском районе Новосибирской области на 2010-2014 годы.

В рамках РЦП «Одаренные дети» в Каргатском районе за отчетный период мною организовано:

1. С целью создания условий для выявления одаренных детей, отслеживания результатов деятельности обучающихся ОУ района для дальнейшего анализа

  • создана и постоянно корректируется электронная база данных по одаренным детям Каргатского района, в которую входят анкетно-биографические сведения об одаренных детях. В настоящий момент база содержит сведения о достижениях академически, творчески одаренных и обладающих спортивными способностями более 400 обучающихся из 20 образовательных учреждений района. Подавляющее большинство школьников из них - универсалы, т.е. имеют результативное участие в различных конкурсах (как в интеллектуальных, так и в творческих и спортивных) разных уровней.

  • создана и постоянно корректируется электронная база «Результативность участия школьников Каргатского района в конкурсах».

Осуществляется проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации на основании сведений, полученных от учителей школы, педагогов объединений, родителей.

2. В целях развития, самореализации и поддержки одаренных детей проведены:

Международные и всероссийские игровые конкурсы программы «Продуктивное образование для всех»

Являясь представителем Новосибирского центра продуктивного обучения в Каргатском районе с 2009 года, координирую проведение международных и всероссийских конкурсов для школьников программы «Продуктивное образование для всех» Инновационного института продуктивного обучения Северо-Западного отделения Российской академии образования.

Международные и Всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «КИТ», «Британский бульдог», «Золотое руно», «Кенгуру» и др. проводятся в образовательных учреждениях Каргатского района с целью популяризации школьных предметов и повышения интереса к ним среди учащихся; выявления одаренных детей; подготовки учащихся к тестовой форме контроля знаний; активизации внеклассной и внешкольной работы. Данные конкурсы предоставляют учащимся возможность проверки своих знаний и соревноваться в масштабе, выходящим за рамки региона, не выезжая за пределы школы.

Ежегодно увеличивается количество участников в этих конкурсах. Так, в 2010-2011 учебном году участвовало 1743 школьника, в 2011-2012 году - 1965, в 2012-2013 - 2060 (Приложение 2). Таким образом, интеллектуальные конкурсы проекта «Продуктивное обучение для всех» стали в районе массовыми мероприятиями по развитию интереса школьников к знаниям.

Авторитет и массовость этих конкурсов позволяет, в частности, использовать их результаты для объективной оценки работы школ.


Всероссийская олимпиада школьников

Особое внимание уделяю Всероссийской олимпиаде школьников по учебным предметам. Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная.

При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.

Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.

Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.

В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.

Созданные условия позволили привлечь значительное количество детей к участию в олимпиаде и привели к положительной динамике результатов по сравнению с прошлыми годами (Приложение 3).

С удовлетворением констатирую, что удается переломить ситуацию прошлых лет, когда победители и призёры были в основном в среднем звене, причем среди 7-8 классов, что не позволяло старшеклассникам претендовать на участие в региональном этапе. Муниципальный этап олимпиады 2011-2012 учебного года показал, что число победителей и призёров среди 10-11 классов выросло до 30%.

В целом, районная олимпиада показала, что присутствует положительная динамика в отношении результативности.

Научно-практическая конференция

Одна из форм работы с одаренными детьми - научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Достижением 2011-2012 учебного года является активное участие обучающихся начальной школы (3 и 4 класса) в районной НПК школьников.

Математическая регата

Районный конкурс «Математическая регата» проходит в форме математической карусели.

Математическая карусель - командное соревнование в решении задач. Всем командам, участвующим в карусели, предлагается в строго определенном порядке (одинаковом для всех команд) один и тот же набор задач, к которым достаточно указывать верные ответы.

Уже два года подряд мы организуем данное мероприятие на межрайонном уровне. Приглашаются команды близлежащих соседних районов: Убинского, Чулымского и Доволенского. Это дает возможность соревноваться нашим обучающимся не только между собой, но и с учащимися других районов.

Ученик года

С целью поддержания и поощрения высокой учебной, творческой и спортивной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности, создания ситуации успеха для каждого ученика ежегодно проводится районный конкурс «Ученик года».

Конкурс проводится по четырем номинациям: «К вершинам знаний» (участие и результаты участия в научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах, олимпиадах всех уровней и т.п., а также предметные достижения обучающихся), «В мире прекрасного» (участие и результаты участия в творческих конкурсах, фестивалях и т.п. всех уровней), «Талантов много не бывает» (достижения обучающегося в различных сферах деятельности) и «Спорт и труд рядом идут» (участие и результаты участия в спортивных мероприятиях всех уровней).

Ежегодно в конце учебного года лучшие учащиеся отмечаются почетными грамотами управления образования в каждой из номинаций по трем возрастным группам.

3. По направлению научно-методическое и информационно-техническое обеспечение программы мною организована следующая деятельность:

- в течение учебного года информировались ОУ района о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей на муниципальном, областном, всероссийском и международном уровнях;

- в течение всего анализируемого периода была организована информационная поддержка мероприятий в средствах массовой информации (местное телевидение, районная газета);

- составлены электронные версии сборников «С любовью к родному краю», созданного по результатам проведения одноименного районного конкурса, и «Научно-практическая конференция школьников - 2010», созданного по учебно-исследовательским работам обучающихся ОУ, представленных на НПК в 2010 году;

- совместно с управлением образования и образовательными учреждениями созданы электронные и печатные версии сборников «Каргатский район: вчера, сегодня, завтра» и «Дети войны», во втором полугодии 2012 года был издан сборник краеведческих работ по итогам молодежного проекта «Герой нашего времени» и «Родная семья - основа государства» в течение 2010 - 2011 учебного года;

- систематически выпускается информационный выпуск «Калейдоскоп увлечений», в котором освящается деятельность объединений Дома творчества и проведение районных мероприятий.


Повышение квалификации

Прошла обучение по программе «Построение сайта учреждения с использованием программы «Конструктор сайтов» (32 часа), результатом которого стал созданный мною сайт учреждения kddt.karg.edu54.ru, который содержит следующие разделы: «Главная», «История ДДТ», «Кадровый состав», «Социальное партнерство», «Воспитательное пространство», «Новости».

Сайт является визитной карточкой, источником информации об учреждении, своеобразным электронным портретом нашего Дома творчества, в котором отражена его насыщенная, интересная и творческая жизнь.

Также в 2013 году в г. Барнауле прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в процессе реализации образовательных инициатив «Наша новая школа» (72 часа).

Совершенствование собственной профессиональной деятельности осуществляю через:

- обучение на курсах повышения квалификации (Приложение 4);

- участие в педсоветах, конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. (Приложение 5);

- изучение методической литературы по теме самообразования (Приложение 6);

- обобщение и распространение профессионального опыта:

- выступление на совещании при директоре 31.01.2012 г. по теме «Организация интеллектуальных конкурсов «Кенгуру», «КИТ», «Золотое руно» и др. для обучающихся Каргатского района»;

- выступление на педсовете 29.05.2013 г. по теме «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в Каргатском районе за 2012-2013 учебный год».

Результатами своей профессиональной деятельности считаю:

  • качественный рост результативности участия обучающихся в различных конкурсах;

  • увеличение количества конкурсов интеллектуального и творческого направления разных уровней;

  • созданный мною сайт Дома творчества;

  • осуществление постоянной информационной и просветительской деятельности.

Награждена (копии прилагаются):

  • Благодарственное письмо директора Дома творчества за добросовестное отношение к своим служебным обязанностям и в связи с 25-летием со дня рождения, 2011г.

  • Грамота Отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации Каргатского района за успехи в творческих начинаниях в сфере молодежной политики, 2012г.

  • Благодарность Новосибирского центра продуктивного обучения за высокий профессионализм в организации и проведении международных и всероссийских конкурсов проекта ИПО РАО «Продуктивное обучение для всех» в ОУ Каргатского района, 2012г.

  • Благодарственное письмо директора Дома творчества за добросовестное отношение к работе и в связи с 55-летием Каргатского Дома детского творчества, 2012г.

  • Благодарственное письмо Новосибирского центра продуктивного обучения за большой вклад в реализацию проекта ИИПО СЗО РАО «Продуктивные игровые конкурсы» в общеобразовательных учреждениях Каргатского района Новосибирской области, 2013г.

  • Благодарственное письмо Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» за активное участие в организации и проведении областной предметной профильной смены-погружения «Я - исследователь», 2013г.

  • Почетная грамота Управления образования администрации Каргатского района Новосибирской области за добросовестный творческий труд и в связи с 95-летием системы дополнительного образования, 2013г.

Деятельность муниципальной системы образования по работе с одаренными детьми дает положительные результаты. В последние годы можно наблюдать увеличение числа участников предметных олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов и спортивных соревнований. Увеличился охват детей мероприятиями различной направленности и разного уровня. Возрастает количество призовых мест в областных и зональных конкурсах и соревнованиях.

В районной системе образования работа с одаренными детьми начинает оформляться как системно-направленная педагогическая деятельность.

Однако следует отметить, что работа с одаренными детьми ещё не достигла желаемого качественного результата. На сегодняшний момент в работе с одаренными детьми существуют следующие проблемы:

  • не созданы оптимальные условия для выявления и поддержки одарённых детей, проживающих в сельской местности;

  • слабая материально-техническая база дополнительного образования (ДДТ, ДЮСШ);

  • недостаточен спектр кружков, факультативов, спецкурсов (особенно научно-познавательной и проектно-исследовательской деятельности), секций.

Перспективы работы на будущее

- организовать дистанционные мероприятия, увеличить количество заочных конкурсов для детей, проживающих в сельской местности;

- предусмотреть улучшение материально-технической базы дополнительного образования в районной целевой программе «Одаренные дети» (мольберты, интерактивная доска, оборудование комнаты релаксации);

- повысить квалификацию по теме «Технология создания электронных образовательных ресурсов для одаренных детей».



© 2010-2022