- Преподавателю
- Математика
- Формы и методы работы с одаренными детьми
Формы и методы работы с одаренными детьми
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нежилова М.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Каргатский Дом детского творчества
Самоанализ
профессиональной деятельности
за 2010-2013 годы
«Формы и методы работы
с одаренными детьми»
педагога-организатора
Нежиловой Марины Владимировны
Каргат, 2014
Человечество действительно нуждается в
чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах.
Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации.
В.П. Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист
В МКОУ ДОД Каргатский Дом детского творчества работаю педагогом-организатором с 2009 года.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят.
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Методическая тема, над которой я работаю: «Формы и методы работы с одаренными детьми».
Исходя из задач образовательной инициативы «Наша новая школа», главной целью своей работы я считаю создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей Каргатского района через организацию интеллектуальных и творческих конкурсов.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
-
выявление одаренных и талантливых детей;
-
координация и организация олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, научно-практических конференций и т.п.;
-
организация информационно-издательской деятельности.
В соответствии с целью, задачами определено содержание деятельности:
-
создание электронного банка данных одаренных детей района;
-
координация и организация участия обучающихся в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах, научно-практических конференциях и т.д.;
-
разработка необходимой документации по проведению олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, выставок, фестивалей, соревнований, турниров и т.п.;
-
своевременное доведение информации о проведении интеллектуальных и творческих конкурсов до педагогических работников общеобразовательных школ и сотрудников Дома творчества;
-
координация, организация и проведение интеллектуальных, инновационных, художественных и др. мероприятий на городском и районном уровне;
-
координация деятельности заинтересованных учреждений: осуществление связи с общеобразовательными школами, отделом культуры, межшкольным методическим центром, управлением образованием, общественными организациями и т.д. в пределах своей компетенции;
-
подготовка и издание сборников творческих, литературно-краеведческих работ школьников.
В работе применяю следующие формы и методы работы с одаренными обучающимися.
Методы:
-
частично-поисковый, проблемный (привлечение к поисковой деятельности, постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного);
-
исследовательский, проектный (работа с дополнительными источниками информации, использование творческих заданий, решение нестандартных задач).
Формы:
-
международные и всероссийские игровые конкурсы программы «Продуктивное образование для всех» (тестовые);
-
предметные олимпиады (Всероссийская олимпиада школьников);
-
научно-практическая конференция школьников;
-
турниры «Математическая регата», «Физическая регата» (индивидуальная работа, работа в группе);
-
творческие конкурсы (Приложение 1).
В учреждении дополнительного образования детей Каргатский Дом детского творчества осуществляется разносторонняя реализация способностей обучающихся посредством предоставления широкого спектра объединений дополнительного образования. Проводится индивидуальная работа с одаренными детьми; организуется проведение научно-практических конференций («Горизонты открытий»), исследовательских конкурсов («Юные исследователи окружающей среды», «Отечество», «Моя малая родина: природа, культура, этнос»); в работе объединения применяется метод проектной деятельности («Идея - проект - воплощение»). Осуществляется мониторинг результативности работы с одарёнными детьми посредством ведения портфолио обучающегося («Ситуация успеха»).
Педагогический коллектив руководствуется в своей деятельности такими принципами, как ориентация на социальный и государственный заказ общества, личностно-ориентированный подход, непрерывность работы с одаренными детьми, вариативность, интеграция и дифференциация и т.д.
Дом детского творчества проводит в системе ряд мероприятий, способствующих развитию одаренной личности ребенка.
Свою деятельность осуществляю в рамках районной целевой программы «Одаренные дети» в Каргатском районе Новосибирской области на 2010-2014 годы.
В рамках РЦП «Одаренные дети» в Каргатском районе за отчетный период мною организовано:
1. С целью создания условий для выявления одаренных детей, отслеживания результатов деятельности обучающихся ОУ района для дальнейшего анализа
-
создана и постоянно корректируется электронная база данных по одаренным детям Каргатского района, в которую входят анкетно-биографические сведения об одаренных детях. В настоящий момент база содержит сведения о достижениях академически, творчески одаренных и обладающих спортивными способностями более 400 обучающихся из 20 образовательных учреждений района. Подавляющее большинство школьников из них - универсалы, т.е. имеют результативное участие в различных конкурсах (как в интеллектуальных, так и в творческих и спортивных) разных уровней.
-
создана и постоянно корректируется электронная база «Результативность участия школьников Каргатского района в конкурсах».
Осуществляется проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации на основании сведений, полученных от учителей школы, педагогов объединений, родителей.
2. В целях развития, самореализации и поддержки одаренных детей проведены:
Международные и всероссийские игровые конкурсы программы «Продуктивное образование для всех»
Являясь представителем Новосибирского центра продуктивного обучения в Каргатском районе с 2009 года, координирую проведение международных и всероссийских конкурсов для школьников программы «Продуктивное образование для всех» Инновационного института продуктивного обучения Северо-Западного отделения Российской академии образования.
Международные и Всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «КИТ», «Британский бульдог», «Золотое руно», «Кенгуру» и др. проводятся в образовательных учреждениях Каргатского района с целью популяризации школьных предметов и повышения интереса к ним среди учащихся; выявления одаренных детей; подготовки учащихся к тестовой форме контроля знаний; активизации внеклассной и внешкольной работы. Данные конкурсы предоставляют учащимся возможность проверки своих знаний и соревноваться в масштабе, выходящим за рамки региона, не выезжая за пределы школы.
Ежегодно увеличивается количество участников в этих конкурсах. Так, в 2010-2011 учебном году участвовало 1743 школьника, в 2011-2012 году - 1965, в 2012-2013 - 2060 (Приложение 2). Таким образом, интеллектуальные конкурсы проекта «Продуктивное обучение для всех» стали в районе массовыми мероприятиями по развитию интереса школьников к знаниям.
Авторитет и массовость этих конкурсов позволяет, в частности, использовать их результаты для объективной оценки работы школ.
Всероссийская олимпиада школьников
Особое внимание уделяю Всероссийской олимпиаде школьников по учебным предметам. Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная.
При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.
Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.
Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.
В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.
Созданные условия позволили привлечь значительное количество детей к участию в олимпиаде и привели к положительной динамике результатов по сравнению с прошлыми годами (Приложение 3).
С удовлетворением констатирую, что удается переломить ситуацию прошлых лет, когда победители и призёры были в основном в среднем звене, причем среди 7-8 классов, что не позволяло старшеклассникам претендовать на участие в региональном этапе. Муниципальный этап олимпиады 2011-2012 учебного года показал, что число победителей и призёров среди 10-11 классов выросло до 30%.
В целом, районная олимпиада показала, что присутствует положительная динамика в отношении результативности.
Научно-практическая конференция
Одна из форм работы с одаренными детьми - научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Достижением 2011-2012 учебного года является активное участие обучающихся начальной школы (3 и 4 класса) в районной НПК школьников.
Математическая регата
Районный конкурс «Математическая регата» проходит в форме математической карусели.
Математическая карусель - командное соревнование в решении задач. Всем командам, участвующим в карусели, предлагается в строго определенном порядке (одинаковом для всех команд) один и тот же набор задач, к которым достаточно указывать верные ответы.
Уже два года подряд мы организуем данное мероприятие на межрайонном уровне. Приглашаются команды близлежащих соседних районов: Убинского, Чулымского и Доволенского. Это дает возможность соревноваться нашим обучающимся не только между собой, но и с учащимися других районов.
Ученик года
С целью поддержания и поощрения высокой учебной, творческой и спортивной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности, создания ситуации успеха для каждого ученика ежегодно проводится районный конкурс «Ученик года».
Конкурс проводится по четырем номинациям: «К вершинам знаний» (участие и результаты участия в научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах, олимпиадах всех уровней и т.п., а также предметные достижения обучающихся), «В мире прекрасного» (участие и результаты участия в творческих конкурсах, фестивалях и т.п. всех уровней), «Талантов много не бывает» (достижения обучающегося в различных сферах деятельности) и «Спорт и труд рядом идут» (участие и результаты участия в спортивных мероприятиях всех уровней).
Ежегодно в конце учебного года лучшие учащиеся отмечаются почетными грамотами управления образования в каждой из номинаций по трем возрастным группам.
3. По направлению научно-методическое и информационно-техническое обеспечение программы мною организована следующая деятельность:
- в течение учебного года информировались ОУ района о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей на муниципальном, областном, всероссийском и международном уровнях;
- в течение всего анализируемого периода была организована информационная поддержка мероприятий в средствах массовой информации (местное телевидение, районная газета);
- составлены электронные версии сборников «С любовью к родному краю», созданного по результатам проведения одноименного районного конкурса, и «Научно-практическая конференция школьников - 2010», созданного по учебно-исследовательским работам обучающихся ОУ, представленных на НПК в 2010 году;
- совместно с управлением образования и образовательными учреждениями созданы электронные и печатные версии сборников «Каргатский район: вчера, сегодня, завтра» и «Дети войны», во втором полугодии 2012 года был издан сборник краеведческих работ по итогам молодежного проекта «Герой нашего времени» и «Родная семья - основа государства» в течение 2010 - 2011 учебного года;
- систематически выпускается информационный выпуск «Калейдоскоп увлечений», в котором освящается деятельность объединений Дома творчества и проведение районных мероприятий.
Повышение квалификации
Прошла обучение по программе «Построение сайта учреждения с использованием программы «Конструктор сайтов» (32 часа), результатом которого стал созданный мною сайт учреждения kddt.karg.edu54.ru, который содержит следующие разделы: «Главная», «История ДДТ», «Кадровый состав», «Социальное партнерство», «Воспитательное пространство», «Новости».
Сайт является визитной карточкой, источником информации об учреждении, своеобразным электронным портретом нашего Дома творчества, в котором отражена его насыщенная, интересная и творческая жизнь.
Также в 2013 году в г. Барнауле прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в процессе реализации образовательных инициатив «Наша новая школа» (72 часа).
Совершенствование собственной профессиональной деятельности осуществляю через:
- обучение на курсах повышения квалификации (Приложение 4);
- участие в педсоветах, конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. (Приложение 5);
- изучение методической литературы по теме самообразования (Приложение 6);
- обобщение и распространение профессионального опыта:
- выступление на совещании при директоре 31.01.2012 г. по теме «Организация интеллектуальных конкурсов «Кенгуру», «КИТ», «Золотое руно» и др. для обучающихся Каргатского района»;
- выступление на педсовете 29.05.2013 г. по теме «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в Каргатском районе за 2012-2013 учебный год».
Результатами своей профессиональной деятельности считаю:
-
качественный рост результативности участия обучающихся в различных конкурсах;
-
увеличение количества конкурсов интеллектуального и творческого направления разных уровней;
-
созданный мною сайт Дома творчества;
-
осуществление постоянной информационной и просветительской деятельности.
Награждена (копии прилагаются):
-
Благодарственное письмо директора Дома творчества за добросовестное отношение к своим служебным обязанностям и в связи с 25-летием со дня рождения, 2011г.
-
Грамота Отдела культуры, спорта и молодежной политики администрации Каргатского района за успехи в творческих начинаниях в сфере молодежной политики, 2012г.
-
Благодарность Новосибирского центра продуктивного обучения за высокий профессионализм в организации и проведении международных и всероссийских конкурсов проекта ИПО РАО «Продуктивное обучение для всех» в ОУ Каргатского района, 2012г.
-
Благодарственное письмо директора Дома творчества за добросовестное отношение к работе и в связи с 55-летием Каргатского Дома детского творчества, 2012г.
-
Благодарственное письмо Новосибирского центра продуктивного обучения за большой вклад в реализацию проекта ИИПО СЗО РАО «Продуктивные игровые конкурсы» в общеобразовательных учреждениях Каргатского района Новосибирской области, 2013г.
-
Благодарственное письмо Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» за активное участие в организации и проведении областной предметной профильной смены-погружения «Я - исследователь», 2013г.
-
Почетная грамота Управления образования администрации Каргатского района Новосибирской области за добросовестный творческий труд и в связи с 95-летием системы дополнительного образования, 2013г.
Деятельность муниципальной системы образования по работе с одаренными детьми дает положительные результаты. В последние годы можно наблюдать увеличение числа участников предметных олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов и спортивных соревнований. Увеличился охват детей мероприятиями различной направленности и разного уровня. Возрастает количество призовых мест в областных и зональных конкурсах и соревнованиях.
В районной системе образования работа с одаренными детьми начинает оформляться как системно-направленная педагогическая деятельность.
Однако следует отметить, что работа с одаренными детьми ещё не достигла желаемого качественного результата. На сегодняшний момент в работе с одаренными детьми существуют следующие проблемы:
-
не созданы оптимальные условия для выявления и поддержки одарённых детей, проживающих в сельской местности;
-
слабая материально-техническая база дополнительного образования (ДДТ, ДЮСШ);
-
недостаточен спектр кружков, факультативов, спецкурсов (особенно научно-познавательной и проектно-исследовательской деятельности), секций.
Перспективы работы на будущее
- организовать дистанционные мероприятия, увеличить количество заочных конкурсов для детей, проживающих в сельской местности;
- предусмотреть улучшение материально-технической базы дополнительного образования в районной целевой программе «Одаренные дети» (мольберты, интерактивная доска, оборудование комнаты релаксации);
- повысить квалификацию по теме «Технология создания электронных образовательных ресурсов для одаренных детей».