- Преподавателю
- Математика
- Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Захарченко Е.В. |
Дата | 24.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса
Цели урока: изучить понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла; рассмотреть свойство сохранения значения при изменении угла на целое число оборотов.
Задачи: ввести понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла; закрепить ЗУН нахождения значений выражений, содержащих синусы косинусы, тангенсы и котангенсы углов 0, 90, 180, 270. градусов. Учить правильно использовать терминологию.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, заполнение классного журнала.
II. Сообщение темы, цели урока (слайд 1)
- Тема урока "Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса". Сегодня мы раcсмотрим понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла.
III.Подготовка к изучению нового материала
- Из курса геометрии нам уже знакомо определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла в прямоугольном треугольнике. Давайте вспомним эти определения. (Слайд 2)
(Заранее подготовленные ученики читают стих О. Панишевой)
- С тригонометрией сейчас
Знакомы даже звери.
Правила все говорят
Четко и уверенно.
И попросим мы зверят
Рассказать их для ребят.
1 ученик: Как мы косинус считаем,
Ты спроси медузу:
Делим прилежащий катет
На гипотенузу.
2 ученик: Синус вычислить сумеет
Зверь любой из лесной чащи:
На гипотенузу делит
Катет противолежащий.
3 ученик: Чтобы тангенс получить,
Нужно кактеты делить.
Вы в числителе берите
Тот, что для угла напротив.
Тот, который прилежит,
В знаменателе пишите.
4 ученик: Если дробь перевернуть,
Это тоже верный путь!
Ты с конца прочти, дружок,
Как ложится снег на ток.
(Слайд 3)
IV. Ознакомление с новым материалом
- Эти определения относятся к прямоугольному треугольнику и являются частными случаями тех определений, которые мы рассмотрим сегодня.
- Отметим на оси x справа от начала координат точку А и проведем через нее окружность с центром в точке О. Радиус ОА будем называть начальным радиусом.
- Повернем начальный радиус около точки О на 70º против часовой стрелки. При этом он перейдет в радиус ОВ. Говорят, что угол поворота равен 70º. Есль повернуть начальный радиус на 70º по часовой стрелке, то угол поворота будет равен - 70º(Слайд 4).
- Существует бесконечно много углов поворота, при которых начальный радиус ОА переходит в радиус ОВ.
- В зависимости от того, в какой координатной четверти окажется радиус ОВ, угол α называют углом этой четверти(Слайд 5).
- В прямоугольной системе координат построим окружность радиуса 1 с центром в начале координат. Назовём её единичной окружностью. Из точки О проведём луч h, пересекающий единичную окружность в точке М(х;у). Обозначим буквой α угол между лучом h и положительной полуосью абсцисс. (Слайд 6)
Если угол α острый, то из прямоугольного ∆DOM имеем
sin α =MD/OM , cos α = OD/OM.
Но OM = 1, MD = у, OD = х, поэтому
sin α = у, cos α = х.
Таким образом, для любого угла из промежутка 0°≤ α ≤180° синусом угла α называется ордината у точки М, а косинусом угла α - абсцисса х точки М.
Тангенсом угла α (α≠90) называется отношение
tg = sin α/ cos α
Котангенсом угла α (α≠90) называется отношение
сtg = cos α / sin α
(Слайд 7)
- Рассмотрим область определения и область значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса. (По ходу рассуждений дети заполняют карточку Приложение 1)
- Всегда ли определена дробь (Да, т.к.R≠0.)
- Что можно сказать о выражении cos α? (Тоже всегда определено.)
- Вывод?
(Выражение cos α определено при любом α.)
-. Всегда ли определена дробь (Да, т.к.R≠0.)
- Что можно сказать о выражении sin α?(Тоже всегда определено.)
- Вывод?
(Выражение sin α определено при любом α.)
- То есть областью определения этих выражений является промежуток?
(-∞; +∞)
- Всегда ли определена дробь ? (Нет, не определена для углов поворота, у которых координата х равна 0.)
- Какие это углы? (Углы вида α = где n - целое число.)
- При каких значениях α имеет смысл выражение tg α?
(При любом α, кроме углов поворота вида α = n - целое.)
- Всегда ли определена дробь ? (Нет, не определена для углов поворота, у которых координата у равна 0.)
- Какие это углы? (Углы вида α = , где n - целое число.)
- При каких значениях α имеет смысл выражение сtg α ?
(При любом α , кроме углов поворота вида α = , где n - целое.)
Область значений выражений sin α, cos α, tg α, ctg α
- В каких пределах изменяются координаты х и у при изменении угла поворота?(Координаты х и у изменяются в пределах от -R до R.)
- В каких пределах изменяются отношения и ? (От -1 до 1.)
- Значит, областью значений выражений sin α и cos α является промежуток
- Областью значений тангенса и котангенса является промежуток
(-∞; +∞)
(Слайд 8)
- Найдём значения синуса и косинуса для углов 0º, 90º, 180º и 270º. (По ходу рассуждений дети заполняют карточку Приложение 1)
(Слайд 9,10)
V. Первичное осмысление и закрепление
1. Слайд 11 (устно).
2. № 702
3. № 705
4. № 713
VI. Самостоятельная работа (5 минут).
Тест (Приложение 2)
VII. Подведение итогов урока.
(Слайд 12)
VIII. Домашнее задание.
П.28, № 700, 706, 714
Приложение 1.
Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса.
sin α
cos α
tg α
ctg α
Область определения
Область значений
α
0°
30°
45°
60°
90°
180°
270°
360°
sin α
cos α
tg α
ctg α
Приложение 2.