- Преподавателю
- Математика
- План урока по алгебре и началам анализа
План урока по алгебре и началам анализа
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сердюков В.И. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Карасукского района Новосибирской области
Алгебра и начала анализа
Производная показательной функции
Урок в 11 классе (базовый уровень).
Сердюков Валентин Иванович,
учитель математики
Карасук
Алгебра и начала анализа
Урок в 11 классе.
(базовый уровень)
Тема: Производная показательной функции.
Цели:
1. Обучающие: введение понятие числа е; изучение формул дифференцирования (ех)'= ех, (ах)′=ахlnа (без доказательства); показать применение этих формул при решении упражнений на дифференцирование функций; получение информации путем создания математической модели с помощью приложения Advanced Grapher.
2. Развивающие: развитие мышления, внимания, способности делать выводы из практического эксперимента.
3. Воспитывающие: воспитание наблюдательности, аккуратности, настойчивости.
Оборудование:
-
учебник. Алгебра и начала анализа (под редакцией А. Н. Колмогорова), 2006 г.,
-
компьютеры,
-
прикладная компьютерная среда Advanced Grapher,
-
мультимедийный проектор,
-
презентация к уроку,
-
карточки с инструкцией для проведения практической работы (на бумажных носителях, распечатать на карточки материал стр. 7 изданного плана урока).
План урока.
I.Постановка цели:
Объявляется тема урока: «Производная показательной функции»
На сегодняшнем уроке мы изучим формулы дифференцирования показателей функции. Для этого на I этапе урока мы будем выполнять практическую исследовательскую работу на компьютере с помощью приложении Advanced Grapher. В конце урока будет проведена срезовая работа по новому материалу.
II. Актуализация знаний
С помощью мультимедийного проектора демонстрируется слайд..
Вопрос1. Как связаны мы между собой угол α и значение производной функции у= f(х) в точке х0 - ?
Ответ. tg α = f ´(x0)
Ответ сопровождается демонстрацией слайда
Демонстрируется слайд.
Вопрос 2. График какой функции изображен на рисунке?
Ответ. Это график показательной функции y=ax с основанием a > 1
Вопрос 3. Как геометрически определить значение производной функции у=ах в точке х=0?
Ответ. Нужно построить касательную к графику функции y=ax в точке х=0 и найти тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси OX.
Демонстрируется слайд.
III. Изучение нового материала.
На сегодняшнем уроке вы выполните исследовательскую работу на компьютере: с помощью приложения Advanced Grapher
Среди функций у=1,5х;1,7х; 1,9х; 2х; 2,1х; 2,3х; 2,5х; 2,7х; 2,9х; 3,1х ( путем последовательного построения их графиков) найти ту, для графика которой прямая у=х+1 является касательной в точке х0.=0
Демонстрируется слайд.
Под каким углом наклонена прямая к оси ОХ?.
Выясняется, что прямая наклонена к оси ОХ под углом 450
Демонстрируется слайд и выясняется, что прямая у=х+1 имеет 2 общих точки с графиком показательной функции при a=1,5: А и В
Исследовательская практическая работа за компьютером.
Примечание. На каждом компьютерном столе лежит лист с инструкцией к выполнению работы.
Инструкция к выполнению работы:
-
Запустить программу Advanced Grapher.
-
Построить график функции у=х+1.
-
В той же системе координат построить график функции у=ах; где а= 1,5. Сделать запись в таблице:
Значение a
Число точек пересечения с прямой y= x+1
1,5
2
1,7
1,9
2,1
2,3
2,5
2,7
2,9
3,1
-
Проделать пункты 1, 2. и 3. этого алгоритма для a=1,5; 1,7; 1,9;2,1; 2.3; 2.5; 2,7; 2,9; 3,1, наблюдая, как изменяется положение точек пересечения графиков.
-
Записать в рабочей тетради то значение а, при котором прямая y=x+1 имеет только одну общую точку с графиком функции y=ax., т. е. является касательной к этому графику.
-
Ответить на вопрос: При каком а для функции у=ах выполняется условие:
-
у´(о)= tg450=1 ?
-
Ответ._____________ При а≈2,7
Примечание. Ответ в инструкции не пишется
Продолжение изучения нового материала (фронтальная беседа с классом)
Давайте сделаем вывод: из проведенного эксперимента мы выяснили, что для функции у=2,7х касательная к ее графику в точке х0=0 составляет угол 450 с осью ОХ. А это значит, что
при х=0 значение производной (2,7х)′ равно tg450 и равно1.
Значение основания а≈2,7 показательной функции у=ах имеет большое значение в математике.
Примем без доказательства теорему:
Существует такое число большее 2 и меньшее 3 (это число обозначают буквой е), что показательная функция у=ех в точке 0 и имеет производную, равную 1, т.е.
В анализе доказано, что число е иррациональное и поэтому записывается в виде бесконечной десятичной непериодической дроби. С помощью ЭВМ у этого числа найдено более 2-х тысяч десятичных знаков после запятой. Первые знаки таковы: е=2,718281828459045….
Давайте еще раз посмотрим, как выглядит график показательной функции с основанием e. Демонстрируется слайд. Учитель дает пояснения к рисунку
Показательную функцию у=ех называют экспоненциальной функцией.
График функции у=ех называют экспонентой
logе=lnх - натуральный логарифм.
Учащимся предлагается построить график функции y=ex в приложении Advanced Grapher .
Продолжение объяснения учителя
На сегодняшнем уроке мы примем без доказательства формулы
:Демонстрируется слайд с формулами:
(ех)′=ех.
(еu)′=eu∙u´
(ах)′=ахlnа
(аu)′=auu′lna
Учащиеся переписывают формулы и тетрадь.
Далее демонстрируется слайды:
(Перед учащимися по очереди появляются слайды сзаписями образцов решений)
Каждое решение разбирается с привлечением учащихся (фронтально).
Образцы решений:
-
(5ех)' = 5(ех)' = 5ех;
-
(е5х)´=е5х(5х)´=5е5х;
-
(еsinх)'= еsinx(sinx)´=cosхеsinx:
-
(25x)'=25x∙ln2(5x)´=5∙25xln2;
-
(2sinx)'=2sinxln2(sinx)´= 2sinxln2 cosx.
IV. Закрепление: №538-540 (а, б) из учебника - учитель разбирает у доски.
V. Срезовая работа
(выполняется на отдельных листах в двух вариантах).
Демонстрируется слайд:
Вариант 1
Вариант 2
Найти производные функций
-
у=е-7х
-
у=1,25х
-
у=7ех+5х
-
у=ехcosx
Найти производные функций
-
у=е-2х
-
у=2,35х
-
у=9ех+4х
-
у=ехsinх
Выполняется самопроверка.
№ п/п
Правильные ответы I варианта
№ п/п
Правильные ответы II варианта
1
-7е-7х
1
-2ex
2
5.1,25хln1,2
2
3.2,35хln2,3
3
7ех + 5хln5
3
9ex + 4xln4
4
ех(cosx - sinx)
4
ех(sinx + cosx)
-
№ правильного ответа
Оценка
№1
3
№№ 1,2
4
№№ 1,2,3
4
№№ 1,2,3,4
5
Выясняется (поднятием рук), какие учащиеся получили оценку «3», «4», «5».
Учитель поощряет справившихся учащихся похвалой, одобрительным кивком головы, и т.д. Важно отметить каждого - похвалить, подбодрить, или выразить порицание.
V. Итог урока:
Как вы поняли, что такое число е?
(Это иррациональное число, примерно равное 2,71… Оно является основание такой показательной функции y=ax, для которой касательная в точке х0 образует угол в 450 с осью ОХ).
VI. Домашнее задание. А. Н, Колмогоров Алгебра и начала анализа Просв 2004 п.41. Прочитать. Выучить формулы и формулировки теорем. №538-540 (в, г)
Дополнительные индивидуальные задания для сильных учащихся. п.41. Теорема 1, теорема 2 с доказательством..
11