Теоретико-методические аспекты внедрения электронного обучения

Мир не стоит на месте, компьютерные технологии стремительно входят во все сферы нашей жизни.  Потоки  информации постоянно приумножаются, человек находится в постоянном поиске и  изобретении новых устройств для обработки этой информации. Сегодня многие  практические задачи человеку помогает решать компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное пространство. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. становятся Сейчас, как воздух, компьютерная грамотн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретико- методические аспекты внедрения электронного обучения.

Казанбаева З.М.

Учитель математики, КГУ СОШ №13, г. Жезказган



Мир не стоит на месте, компьютерные технологии стремительно входят во все сферы нашей жизни. Потоки информации постоянно приумножаются, человек находится в постоянном поиске и изобретении новых устройств для обработки этой информации. Сегодня многие практические задачи человеку помогает решать компьютер. Будущее сегодняшних детей - это информационное пространство. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. становятся Сейчас, как воздух, компьютерная грамотность необходима каждому человеку. И учитель должен идти в ногу с потребностями своих учеников и владеть современными технологиями и методиками, чтобы общаться с ними на одном языке и если хочет удержать внимание и интерес учеников к своему предмету.
Одна из самых актуальных проблем в отечественной педагогике на сегодняшний день является использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений. Применение ИКТ значительно расширяет возможности педагога, способствует пересмотру различных способов подачи учебного материала, делает уроки насыщенными, интересными, яркими, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Использование ИКТ и цифрового образовательного контента в образовательной деятельности - реальная возможность решить задачу учета индивидуальных особенностей учащихся и подготовить их к жизни в обществе, основанном на знаниях

Электронное обучение -это интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса друг с другом и с информационно-образовательной средой за счет разнообразия видов учебно-познавательной деятельности учащихся и мгновенной обратной связи. В условиях электронного обучения ученик по большей части активно и самостоятельно осваивает содержание обучения, получая необходимые знания, умения и навыки с помощью цифровых образовательных ресурсов и прикладных программных продуктов. Учитель, является уже не единственным и основным источником знаний, он превращается в тьютора, который не просто передает ученику учебную информацию, а организует работу ученика с учебными материалами, его взаимодействие с остальными учащимися между собой в учебных целях, консультирует их и оказывает поддержку в случае необходимости. При этом обеспечивается адекватная оценка достижений учащихся и формируется самооценка школьников, расширяются возможности контроля со стороны родителей в условиях информационно-образовательной среды.

Электронное обучение включает следующие компоненты:

- автоматизированное рабочее место учителя (электронные журналы, дневники, планирование, электронные учительские, SMS-оповещение родителей);

- «Online» доступ каждого учащегося и учителя к лучшим мировым образовательным ресурсам в любое время;

- цифровые образовательные ресурсы - библиотеки, порталы, др. (электронные учебники, игры, виртуальные тренажеры, лаборатории);

- автоматизированную систему управления;

- автоматизированный сбор первичной статистической информации.

Например, при данном обучении ученик будет обеспечен электронным дневником, домашними заданиями, расписанием, общение через форумы, блоги, чаты, электронными учебниками, получением СМС рассылок.

Система электронного обучения позволяет развить способности и познавательные интересы учащихся, навыки к самообразованию и самоконтролю. Система электронного обучения способствует как коллективному, так и индивидуальному обучению учеников, в соответствии с основными принципами современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

В Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана, говорится, что «Мы должны продолжить модернизацию образования. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана» .В настоящее время в нашей республике идет активная реализация государственных программ: развития образования в Республике Казахстан 2011-2020, в котором одним из задач является внедрение системы электронного обучения (e-learning), т.е. обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим мировым образовательным ресурсам и технологиям. Принят Закон «Об образовании» в новой редакции. Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования. Нормативная правовая база системы электронного обучения разрабатывается на основе международных стандартов и технических регламентов эксплуатации системы электронного обучения. В Концепции системы электронного обучения на 2010-2015 годы определяются приоритеты по созданию единой информационной образовательной среды. В частности, требуется «сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и создать отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования». ЭО готовит учащихся к жизни в цифровом обществе, где практически все услуги будут электронными, а профессиональная деятельность будет невозможна без Интернета, сетевых социальных и профессиональных сообществ/

В РК в настоящий момент для ЭО доступны свыше 7500 ЦОР, разработанных в рамках системы электронного обучения, по отдельным темам и предметам, в большинстве случаев воспроизводят в электронном виде принципы передачи знаний характерные для бумажных носителей, то есть, не используют принципиально иные, присущие мультимедиа, возможности.

Поэтому необходимо разработать и внедрить специальный инструментарий, позволяющий самостоятельно создавать на основе имеющихся ЦОР и других электронных учебных материалов ресурсы, учитывающие специфику конкретных образовательных учреждений и потребности учащихся, а также формировать банк лучших педагогических практик по использованию ЦОР в учебном процессе .

Цели использования ЦОР в педагогической деятельности:
- повышение эффективности и качества процесса обучения,
- повышение активности познавательной деятельности учащихся;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
- формирование информационной культуры:
- формирование умений осуществлять обработку информации.
ЦОР можно использовать на различных этапах урока:

  • Этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы;

  • Этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, обучающие среды;

  • Этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;

  • Этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды.

Цифровые образовательные ресурсы на уроках можно применять следующими способами:

  • демонстрация отдельных мультимедиа-объектов по теме;

  • при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока; «живая» демонстрация различных способов решения задач; использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа - объектов ЦОР презентацию);

  • лабораторные работы;

  • групповое исследовательское задание;

  • групповое творческое задание;

  • интерактивное обучение способам решения задач;

  • виртуальный лабораторный практикум;

  • индивидуальное исследовательское задание;

  • индивидуальное творческое задание;

  • интерактивное обучение.

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР самому учителю.

Можно создавать интерактивные тесты на сайте learningapps.org/, klyksa.net/ А с помощью программы TurboSite можно создать электронные учебники. Даже программы MS Word, MS Exsel позволяет создавать интерактивные кроссворды и тесты

Ресурсы internet:
school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
openclass.ru - Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;
window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
edu.kz/ - информационно-образовательных ресурсов
school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал;
katalog.iot.ru/ - Образовательные ресурсы сети Интернет:



© 2010-2022